Творческие задания

Проблеме активизации самостоятельной работы студентов в высшей школе всегда уделялось большое внимание. Достаточно вспомнить рекомендации Министерства образования РФ, изложенные в информационном письме «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27.11.2002 г.

Активизация творческой деятельности студентов осуществляется как через систему творческих заданий в аудиторной и внеаудиторной работе, так и путём использования интерактивных форм проведения занятий. Выполнение творческих заданий (особенно практических и близких к жизни обучающегося) придает смысл обучению и способствует практическому использованию полученных знаний.

Само слово «творчество» определяется в толковом словаре русского языка как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей, а следовательно, творческие работы подразумевают создание новой информации собственными силами, собственным интеллектуальным напряжением, а не усвоение готовых знаний в какой бы то ни было форме.

Творческое задание содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников включая преподавателя.

Выполнение творческих заданий требуют от студента воспроизведение полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем, и требующей творческого подхода: подборка примеров из практики; подборка материала по определенной проблеме и т.п. Каждый студент в течение учебного года имеет возможность выбрать тот вариант творческой работы, который ему больше по душе. Студент обращается к преподавателю для получения задания, а по его выполнении – отчитывается.

Умение структурировать, анализировать, сопоставлять учебный материал вырабатывается у студентов при выполнении такого задания: сравнить изложение изучаемой темы в разных учебниках отечественных и зарубежных авторов и обосновать свои предложения о наиболее целесообразной форме представления материала.

Выступление студентов с научными комментариями научно-популярных газетных и журнальных публикаций, умение обнаружить ошибку, аргументировать свою позицию способствует самоактуализации, самоопределению личности студента, развитию критичности, самоуважению. Студенту предоставляется выбор: использовать предлагаемую педагогом публикацию или самому найти (в научной библиотеке, Интернете) статью по данной проблеме. Известно взаимовлияние стимуляции развития критического мышления и активизации всех процессов саморазвития личности, поэтому данное направление самостоятельной работы студентов сталкивает их с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями, побуждает выдвигать альтернативные объяснения, предположения, обоснования, создаёт условия, в которых необходим поиск фактов для лучшего понимания проблемы, возможностей ее решения.

Поиск проблем, которые могли бы стать ядром ситуации по теме занятия, участие студентов к разработке тестовых заданий как на основе общеизвестных, так и собственных, индивидуальных (которые требуется обосновать) критериев являются эффективным способом создания креативного поля.

Синквейн (от фр. cinguains, англ. cinguain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии, которая стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи. Составление синквейнов является формой свободного творчества, требующей от автора умения анализировать и выделять в информационном поле наиболее значимые элементы, делать выводы и кратко их формулировать. По сути, процедура написания синквейна позволяет гармонично сочетать основные образовательные походы: информационный, деятельностный, личностно ориентированный. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки:

Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.

Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка – одно слово-резюме (метафора), характеризующее суть предмета или объекта.

Синквэйны очень полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) средств оценки понятийного багажа обучающихся;

3) средства творческой выразительности.

В качестве примера приведём синквейны, разработанные студентами ВолгГМУ (2012-2013 учебный год):

Социология

Комплексная, незаменимая

Классифицирует, прогнозирует, направляет

Люди нуждаются в ней!

Общество

Общение –

Вербальное, невербальное

Беседовать, контактировать, взаимодействовать.

Процесс установления, развития контактов.

Коммуникация.

Конфликт –

Деструктивный, конструктивный.

Вступить, понять, разрешить

Достижение решения любым способом.

Решение.

Социальная мобильность
Высокая, низкая

Изменение, перемещение, проникновение

Возможность смены социального слоя

Социальный лифт

Социальный контроль
Формализованный, неформализованный
Применяет, побуждает, организует
Система законов и санкций
Общественное мнение

Санкции

Социальные, позитивные, негативные

Выполняют функции интеграции общества

Меры поощрения и наказания

Законы

Поведение

Девиантное, аддиктивное, деструктивное

Идёт вразрез с законами внутри соцсистемы

Нарушение формальных норм

Девиация

Контроль

Внутренний, формальный, социальный

Механизм самоорганизации общества

Нормы и санкции

Стратификация

Толерантность

Терпеливая, взаимоуважительная

Принимать, поддерживать, доверять

Общность с людьми, отличными от нас

Понимание

Система

Социальная устойчивая

Регулирует, определяет, способствует

Историческая совокупность форм совместной деятельности людей

Социум

Индивид

Неделимое природное

Существует, живёт, развивается

Единичный представитель вида homo sapiens

Существо

Деятельность

Познавательная практическая

Проектировать, осуществлять, анализировать

Взаимодействие субъекта с объектом

Активность

Личность

Неповторимая, единственная

Формируется, развивается, становится

Единство множества и множество единства

Персона

Конкуренция

Деловая, ценовая

Улучшают, торгуются, побеждают

Борьба, соперничество в какой-либо области

Столкновение

Лидер

Авторитарный демократический

Управляет, вдохновляет, устанавливает

Принимает ответственные решения за группу

Личность

Возьмите себе за правило после изучения каждой темы придумывать синквейн, это действительно увлекательно и полезно.

Интересен такой вариант творческой работы как рассказ какой-либо учебной темы в поэтической форме. Конечно, выполнение такогозадания возможно при наличии поэтического дара у студента. Если же студент поэтически одарён, он с удовольствием обратит его на изложение учебного материала.

Выполнение перевода научной статьи с английского языка позволяет студенту не только пополнить знания по предмету, но и ощутить свою включённость в мировое научное сообщество. Студенту предоставляется выбор: использовать предлагаемую преподавателем статью или ту, что заинтересовала его самого по данной проблеме.

Подготовка наглядных пособий по изучаемым темам может стать вариантом творческой деятельности студентов. Этот вид самостоятельной работы осуществляется по инициативе студентов. И если такая инициатива присутствует, то преподаватель даёт конкретное задание: изготовить таблицы для занятий или слайды для слайд-лекций, оформить учебный стенд и т.д

Написание глоссария – краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме, можно заменить кроссвордом.

Составление кроссвордов и их разгадывание является одним из вариантов творческого задания. Составление кроссвордов по каждому модулю курса, мы рассматриваем как способ самореализации и как показатель усвоения понятийного аппарата предмета, а подготовленные студентами кроссворды расширяют информационно-знаниевый блок образовательной среды и могут использоваться в качестве дидактического материала. Использование такого материала позволяет каждому студенту работать в своём темпе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: