Социальные институты и социальные организации

Институционализация общественной жизни. - Понятие «социальный институт». - Социальные институты: сущность, классификация, функции. - Социальные организации: понятие, структура, типы. - М. Вебер, Т. Парсонс о социальных организациях. - Бюрократия.

Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость общества как системы, совокупности социальных связей, норм и отношений, выступают социальные институты и социальные организации. Эти понятия в социологии - одни из главных, однако однозначность в понимании их сущности среди ученых присутствует не всегда. К примеру, такие социальные явления, как система социального обеспечения, здравоохранения, образования, армия, суд и т. д., трудно разграничить, отнести к первому или второму понятию, и поэтому те или иные социологи рассматривают эти образования и как социальный институт, и как социальные организации. Ряд ученых предлагает их употреблять как синонимы. Многие разводят эти понятия, наделяя их конкретными признаками и характеристиками. Разделяя мнение последних, попробуем разграничить эти понятия.

В социологию понятие «институт» пришло из юриспруденции, где оно употреблялось для обозначения совокупности норм, регулирующих правовые отношения. Например, институт собственности, институт наследования и др. Уже О. Конт и Г. Спенсер использовали для анализа общественных явлений смысловой характер понятия «социальный институт», однако употребляя для этого термин «формы социальной организации». Так, Г. Спенсер сводил многообразие социальных институтов к шести видам: домашние, обрядовые, профессиональные, промышленные, политические, церковные. Классики - социологи понимали эти формы социальной организации (т.е. социальные институты) как важнейшие механизмы поддержания общественного равновесия и регулирования процессов функционирования элементов общества. Наибольшее распространение институциональный анализ получил в 20-50-е гг. ХХ в. в англо-американской социологии. Так, с точки зрения Т. Парсонса, социальные институты представляются как образцы стандартизированных ожиданий, которые управляют поведением индивидов и социальными отношениями. По мнению Д. Хоманса, социальные институты – это набор правил и норм, определяющих, как личность должна или не должна вести себя при определенных обстоятельствах в сложившейся ситуации. Таким образом, социальный институт представляет собой совокупность формальных и неформальных норм, правил, установок, принципов, регулирующих многообразные сферы деятельности людей и организующих их в систему статусов и ролей.

Социальные институты (лат. institum - учреждение, установление) - важное социальное достижение человечества, обеспечивающее ему социальную регулируемость, системность, предсказуемость, надежность в реализации целей и потребностей.

Любой социальный институт возникает и функционирует в силу общественных потребностей. Возникновение института прежде всего обусловлено желанием общества закрепить жизненно важные для него и людей типы социальных отношений, сделать их обязательными. Это достигается через систему статусов, ролей, санкций, которые необходимо соблюдать индивидам тех или иных общностей, организаций, групп. Например, институт брака обязывает супругов соблюдать определенные отношения, исполнять роли в соответствии со своими статусами и т. д. Институты определяют сегодня уровень жизнедеятельности современного общества, социальной группы, индивида, придают им упорядоченное и регулярное начало, а сами социальные институты постоянно изменяются и развиваются. Как это происходит? Человек - как известно, существо социальное, общественное и пытается свои интересы и потребности реализовать коллективно, в рамках какой-либо группы. В повседневной жизни у людей формируются образцы, стандарты поведения, которые постепенно, через повторяемость и одобрение со стороны общества превращаются в привычки, обычаи, нормы. На этой основе уже складывается нормативная система санкций, которая или одобряется (легитимируется) или отвергается обществом, социальной группой. Такой процесс называется институционализацией.

В ходе ее социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, поскольку происходит формирование, а затем и закрепление тех или иных социальных норм, связей. Одновременно происходит формирование устойчивой системы социальных статусов и выполняются соответствующие роли. Их поведение становится более предсказуемым, организованным, регулируемым, а общество - жизнеспособным, социально эффективным.

Вместе с тем не все и не всякие социальные нормы (совокупность которых в исполнении индивида определяется как социальная роль) являются институциональным поведением. Институциональные роли должны быть постоянны, устойчивы к вариантности и, главное, ожидаемы той группой, той ассоциацией, которые идентифицируют себя с тем или иным социальным институтом через институциональное поведение, институциональные роли.

Таким образом, институционализация как процесс включает в себя:

- формирование социальных потребностей (интересов);

- возникновение социальных правил и норм посредством связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов;

- институционализация этих норм и правил через легитимацию (одобрение); повседневное применение на практике;

- утверждение системы социальных санкций в целях поддержки и регулирования норм и правил;

- установление системы статусов и ролей среди членов института.

В социологии традиционно выделяют пять основных (фундаментальных) групп институтов: экономические, политические, институты стратификации, родства, культуры. Эти институты обусловлены непреходящими потребностями общества:

- потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

- потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

- потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

- потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

- потребность решения духовных проблем, осознания смысла жизни (институт религии).

Другие институты возникают, выполняют свои функции и постепенно (а иногда и очень быстро) исчезают в большей своей части по причине изменившихся социальных потребностей.

Каждый из социальных институтов имеет как специфические особенности, так и общие для них признаки. В социологии таковыми принято считать следующие признаки:

- наличие определенных образцов, стереотипов в поведении, поступках, действиях индивидов (например, лояльность, привязанность, субординация, этикет, ритуал, демонстрируемая кастовая отчужденность и др.);

- наличие знаковых, символических элементов - признаков, в концентрированном виде выражающих сущность того или иного социального института (герб, флаг, эмблема, элемент одежды и др.);

- наличие определенного кодекса поведения как свода устоявшихся, письменно или устно закрепленных социальных норм, позволяющих индивиду идентифицировать себя как члена того или иного социального института (например, клятва, присяга, обет и т.п.);

- наличие у института идеологии, которая объясняет, оправдывает существование как его самого, так и выполняемые им функции;

- созданная определенная система социальных санкций, воздействующих на институт как изнутри, так и извне.

Ряд исследователей выделяет и другие институциональные признаки, которые, не являясь универсальными, вместе с тем присущи большей части социальных институтов.

Наблюдая за обществом глазами социолога, можно с уверенностью сказать, что вся его жизнь и жизнь индивида (в совокупности своей образующих это общество) институционализированы. Это значит, что те или иные социальные институты взаимодействуют, соприкасаются между собой и в своем единстве не только очерчивают границы того или иного общества, но и определяют его «лицо», большую часть его характеристик.

Взаимодействие социальных институтов приводит к гармонизации системы ролей, предписанных индивидам различными институтами. Без этого взаимодействия и этой гармонизации общество оказалось бы расколотым, расчлененным на отдельные общности с непроницаемыми социальными границами.

Поэтому ни один социальный институт не в состоянии контролировать во всем объеме поведение и поступки своих членов. Взаимодействуя между собой, социальные институты разрывают эти границы, влияют самым существенным образом на институциональное поведение индивидов и тем самым меняют облик самих институтов, адаптируя их к изменениям в обществе. Результатом такого взаимодействия может быть и исчезновение того или иного социального института, а это значит и исчезновение тех или иных институциональных норм, ролей, институционального поведения, а «освободившиеся» от этого индивиды интегрируются другими социальными институтами.

Вместе с тем социальные институты, находясь во взаимозависимости и взаимодействии и влияя друг на друга, стремятся к тому, чтобы сохраниться и если и не достичь полной автономии, то сохранить (или интегрировать в себя) те образцы институционального поведения, которые определяют их сущностную сторону.

Функции социальных институтов. Исследование социальных институтов общества, проникновение в их сущностную сторону невозможно без изучения их объективно обусловленного предназначения, определяемого как функции. Существуют различные типологии этих функций, связанные с попытками исследователей систематизировать обозначения тех или иных социальных институтов.

Часть ученых - социологов выстраивают свою типологию исходя из многообразия функциональных качеств социальных институтов и выделяя такие их функции, как социально-экономические, социально-культурные, политические, воспитательные, нормативно-ценностные, морально-этические, регулятивные и др.

Другие исследователи выделяют так называемые явные функции социальных институтов:

1. Репродуктивная функция, сущность которой в «воспроизводстве» членов общества. Это назначение прежде всего связано с такими древнейшими социальными институтами, как брак и семья.

2. Функция социализации или воспроизводства институционального поведения, которая универсальна, так как присуща всем институтам без исключения. Если это предназначение, эта функция не находят своей реализации, то прекращает свое существование сам социальный институт.

3. Функция управления и контроля, которая реализуется через тему социальных санкций, позволяющих институционализировать любой вид деятельности индивидов, обеспечивает идентичность их поведения.

4. Интегративная функция, которая обеспечивает сплочение своих членов вокруг социальных норм, определяющих институционализированное поведение, повышает устойчивость, целостность самого общества.

5. Коммуникативная функция реализуется через совокупность действий по распространению решений, санкций как в самом институте, так и вне его.

Эти и другие функции носят явный характер, так как их реализация не встречает сопротивления общества и они достаточно легко распознаются.

Так называемые латентные (т. е. скрытые) функции, реализация которых решает не декларируемые задачи, а те, которые не заявлены индивидами, социальными группами, представляют собой научный интерес, так как позволяет увидеть истинную картину жизни общества, истинные мотивы институционализированного поведения.

В условиях социальных конфликтов и кризисов часто возникают ситуации, когда быстро меняющиеся общественные интересы и потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях социальных институтов. Такое нарушение взаимодействия с социальной средой называют дисфункцией социального института. Дисфункция выражена размытостью целей и деятельности института, нечеткостью функций, утратой престижа и авторитета, вырождением некоторых его функций в символические, ритуальные. Так, например, дисфункция некоторых экономических институтов в России привела к появлению «теневой экономики», где царят взяточничество, воровство, коррупция и т.д.

Изучая общество как систему, необходимо выделить и такие ее элементы, как социальные организации. Уже в древности человек осознал преимущество организованных групп, понял эффективность организации людей в коллективы: действуя коллективно, можно сделать значительно больше, чем в одиночку. Такое явление совместно действующих людей называется синергией, оно присуще своими свойствами исключительно организациям. Поэтому каждая организация людей целесообразна в любой сфере деятельности. Потребность в организации говорит о ее социальности: это прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей.

Понятие «организация» широко используется во многих науках, а также в обыденной практике, когда говорят о строении (устройстве) чего-либо, его упорядоченности, о том или ином учреждении и т. п. В социологии термином «организация» обозначают совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, задачи на принципах разделения труда, обязанностей иерархической структуры.

Наиболее обстоятельно признаки понятия «социальная организация» даны в работе А.И. Пригожина («Социология организаций», - М., 1980), где автор среди прочих характеристик выделяет такие как:

- целевая природа;

- распределение членов по ролям и статусам;

- разделение труда и его специализация на функциональной основе;

- построение по вертикальному (иерархическому) принципу с выделением управляющей и управляемой подсистем;

- наличие специфических институтов и норм регулирования и контроля деятельности организации;

- целостность социальной организации как системы.

Подобная позиция позволяет рассматривать социальную организацию как сложную, взаимосвязанную иерархическую целевую социальную систему, как инструмент общества для достижения определенных целей, своего рода «первоэлемент» социальной структуры. Обобщая сказанное, можно дать определение организации как объединению людей, совместно действующих для достижения определенной цели, которые для этого осознанно связаны системой социальных статусов и ролей.

Социальная организация также является системой, элементы которой, в частности, представлены социальной структурой (формальной или неформальной), совокупностью различного рода целей, технологиями и, главное, членами организации. Человек, вступающий в ту или иную организацию, утверждается в каком-либо статусе и в соответствии с ним начинает выполнять предписанную ему роль для достижения определенной ему и всей организации цели. Этот процесс сопровождается у индивидов установлением устойчивых социальных статусных взаимосвязей, которые занимают свое место в общей иерархии отношений данной организации. Для более быстрого достижения цели, более эффективной работы организация может изменять свою структуру, статус ее членов. Эти изменения могут будироваться не только и не столько изнутри организации, сколько извне, из ее окружения. Это связано с тем, что организации находятся во внешнем окружении и за редким исключением вступают в прямое или косвенное подчинение других организаций.

Структура организации не всегда постоянна, она подвержена изменениям и может быть представлена как простым, так и высокоорганизованным социальным образованием (в зависимости от целей и задач той или иной организации).

Принято считать, что постоянными элементами социальной организации являются:

- социальная структура;

- цели (как базовые, основные, так и промежуточные);

- участники;

- технологии;

- внешнее окружение.

Социальная структура выступает главным элементом организации и представляет собой, с одной стороны, систему норм, ничего не воплощающих (ролевые ожидания), а с другой стороны, - фактический порядок, воплощающий реальные качества индивидов. Если нормативная система включает ценности, нормы, ролевое ожидание и они организованы так, что составляют относительно связанные и устойчивые системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членов организации, то фактический порядок выступает как поведенческая структура. Она включает в себя действия, взаимодействия и сантименты (симпатии и антипатии), т.е. это система отношений между людьми в рамках нормативной структуры, где на первый план выступают личностные качества участников и их взаимные оценки этих качеств.

Таким образом, социальная структура организации представляет собой совокупность взаимосвязей между ее участниками по вопросам власти и подчинения, обмена ресурсами и т.д.

Цели крайне необходимы участникам, поскольку ради их достижения, собственно, и осуществляется деятельность любой организации. Отсутствие цели порождает бессмысленность и неопределенность организации, что приводит ее в конце концов к гибели.

Участники организации - это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимыми качествами и навыками, дающими право занимать определенную позицию в иерархии структуры. Совокупность участников организации - это как бы персонал, взаимодействующий друг с другом в соответствии с нормативной и поведенческой структурой и стремящийся заполнить все ячейки, позиции организации.

Технология. Критерием эффективности в деятельности организации являются производственное применение ресурсов и оптимальное распределение конечной продукции и услуг. Эффективно действующая организация тесно увязывает требования технологии (внутренние факторы) и окружающую среду (внешние факторы). Именно здесь возникает процесс планирования и принятия важнейших решений. Новые технологии - это постоянное применение научного метода и анализа ситуации с целью оптимального решения возникающих проблем. В этом смысле технология - это систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практических действий.

Внешнее окружение. Чтобы успешно функционировать в обществе, взаимодействовать с другими организациями, группами, институтами, организация должна адаптироваться к внешней среде, окружению. Это обстоятельство заставляет ее вырабатывать собственную линию поведения по отношению к внешней среде. Под внешней средой следует понимать государство и его институты; рынок и его механизмы; воздействие экономики; влияние социокультурных факторов и т.д.

Социальное предназначение любой социальной организации состоит в том, чтобы способствовать усвоению индивидом всей совокупности норм поведения той или иной культуры, поскольку только такое усвоение дает ему возможность ориентироваться и адаптироваться в социально-психологической структуре общества, приобрести определенный социальный статус. Усвоение норм поведения и ценностей вызывается постоянной потребностью человека соотнесения себя с определенной структурой различных социальных ценностей, норм и правил.

Система взаимодействий в социальной организации инициирует духовную регуляцию социальных связей. Среди объединенных в организации людей возникает единство ведущих духовных регуляторов: норм, ценностей, принципов поведения. Особый смысл приобретают ценности социальной солидарности. Синтез этих регуляторов духовной связи в социальных организациях способствует формированию чувства принадлежности к ней, причислению себя к организации («Мы»).

Человек берет на себя обязательства по отношению к «Мы», усваивает традиции и нормы сложившихся в организации отношений. Самооценки личности выстраиваются на доминирующих в организациях ценностях. У членов организации складывается чувство собственного отличия и преимущества (превосходства) перед другими. В рамках социальной организации устоявшиеся связи взаимопомощи, координации и солидарности институционализируются, носят предсказуемый управляемый характер.

В основу типологии социальных организаций социологи ставят уровень формализации отношений, связей и взаимодействий, существующих в них. Исходя из этого принято выделять формальные и неформальные организации. Эти понятия впервые ввел в социологию Э. Мейо, проводивший в 20-30-е гг. ХХ в. знаменитые Хоторнские эксперименты. Он обнаружил, что в любой компании, на заводе, помимо официальных служебных отношений (формальная организация), у людей обязательно возникают неофициальные, дружеские (неформальные организации). Данная типология - наиболее устоявшаяся в теории организаций.

Формальная организация построена на строго соблюдаемом принципе, обосновывающем обязательное исполнение ее членами своей роли, функций, соблюдение статуса и границы (формы) которых обозначены. Возникновение формальных организаций связано со стремлением ее членов и внешнего окружения повысить эффективность на основе специализации деятельности ее членов. Зафиксировать разделение труда возможно только через строгое соблюдение статусов, функций, иерархии должностей. Их абсолютизация, не оставляющая членам организации свободы выбора, творчества (обезличивание), может превратить ее в бюрократическую организацию.

Большинство исследователей считают бюрократизм неизбежным и даже необходимым элементом общества и государства. По мнению немецкого социолога М. Вебера, бюрократические организации могут и должны быть высокоэффективными, так как за ними единоначалие, профессионализм, дисциплина и другие позитивные качества.

М. Вебер достаточно высоко оценивал деловые качества и возможности бюрократии. Характеризуя ее особенности, он создал идеальный тип (модель) бюрократической организации, в основе которой семь характерных черт: 1) разделение труда по определенным правилам или законам; 2) порядок подчиненности в виде иерархической структуры; 3) наличие канцелярии или бюро, где собраны документы, сведения о деятельности организации; 4) официальная процедура подготовки должностных лиц, кадров организации; 5) наличие штатных работников; 6) правила, регулирующие режим работы; 7) лояльность (преданность) работника, служащего организации. Среди достоинств бюрократии М. Вебер выделял точность, быстроту, знание, единоначалие, служебную тайну, субординацию, минимум конфликтов и др., - что придает ей высокую хозяйственно-производственную эффективность.

Оппоненты М. Вебера критикуют его концепцию с различных позиций, но прежде всего отмечают, что такой тип организации подавляет творчество, инициативу работников, порождает конфликтность в обществе. Более того, в известный момент бюрократические организации начинают обслуживать не интересы общества, а свои корпоративные интересы.

Так, например, Т. Парсонс и другие исследователи считают, что два типа власти (на основе иерархии подчиненности и профессионального знания, компетентности) противоречат друг другу, поскольку власть бюрократа основывается на праве приказа, стало быть, подчинение ему не является уже добровольным. Это противоречие становится почвой для постоянных конфликтов. Р. Мертон полагал, что неукоснительное следование формальным правилам приводит в конечном счете к потере самостоятельности в принятии решений, к отказу от творческого мышления и даже от компетентности. Подобные явления Р. Мертон назвал «обучением неспособности».

Главные черты неформальных организаций - самоорганизованность и саморегуляция. Они создаются по воле членов организации, их статус носит неформальный (никем не предписанный) характер. Такой статус членов неформальной организации с их достаточно «размытыми» функциями, с одной стороны, ослабляет ее, а с другой, - создает возможности для творческой работы людей. Их не ограничивают строгая иерархия, жестко организованная структура, обязательные для исполнения стандарты деятельности и общения.

Неформальные организации представляют собой спонтанно сложившуюся систему связей, взаимодействий, норм межличностного и межгруппового общения. Они компенсируют нарушение важнейших функций социального организма путем функциональнонаправленной самоорганизации и саморегуляции через общность интересов организации и ее членов.

Индивид в такой организации достаточно автономен по отношению к функциональным обязанностям: у него всегда есть выбор форм должностного поведения во взаимодействиях с другими участниками организации. Как спонтанная общность индивидов, неформальная организация предполагает личностные, персонифицированные деловые отношения, отсутствие жестких стандартов и регламентации, иерархии подчиненности. Если же вдруг возникает необходимость в этом, то исключительно ситуативно. Неформальная организация создает большие возможности для творческой и инновационной деятельности ее членов, что делает ее организационно гибкой и устойчивой в работе.

Осуществляя типологию социальных организаций, их еще подразделяют на деловые и союзные. Главной задачей и тех и других является достижение определенных целей, связанных с изменением социальной действительности. Деловыми социальными организациями принято считать те, которые производят материальные ценности (заводы, фабрики, вузы, бизнес-структуры). Союзные направлены на организацию социальной, политической жизни общества (общественные объединения, партии и т.д.).

Американский социолог Н. Смелзер предлагает свою классификацию организаций: 1) добровольная ассоциация (напоминает неформальную организацию); 2) тотальная формальная организация. К первому типу он относит религиозные группы, профессиональные общества вроде Американской социологической ассоциации, клуб собаководов и др. Ко второму типу - тюрьмы, военные училища, мужские и женские монастыри и др. Наряду с этими типами Н. Смелзер выделяет и 3-й тип - бюрократический. По его мнению, добровольные ассоциации часто превращаются в сложные организации, т.е. бюрократии. На бытовом уровне мы называем их учреждениями, административными учреждениями или просто организациями.

Таким образом, важной мерой развитости социальных связей общества является степень его разнообразия, разности видов и форм деятельности, способов связей между людьми, социальных организаций и институтов. В многообразии социальных взаимодействий важную роль играют социальные институты и социальные организации, объединяющие людей с одинаковыми целями, задачами, функциями и обусловленными им статусами, социальными ролями, культурными запросами, этическими признаками, в основе которых чаще всего лежит стремление к тем преимуществам, которые дают солидарность и объединение усилий. Многообразие социальных институтов и организаций демонстрирует зрелость того или иного общества, степень его развитости, позволяет быть ему социально устойчивым через процесс постоянного обновления его институтов и организаций.

Вопросы для самоконтроля знания по теме:

1. Как и почему возникают социальные институты?

2. Назовите известные Вам функции социальных институтов. К каким социальным институтам Вы, безусловно, имеете отношение?

3. Всегда ли были социальные организации в истории человечества? Обоснуйте свое мнение.

4. Каковы признаки социальной организации? Каковы признаки формальной организации? Каковы признаки неформальной организации?

5. Как понимает социология бюрократию социальных организаций?

ТЕМА 4

КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Культура как социальное явление: понятие, структура, функции. - Культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов. – Культурный релятивизм и этноцентризм. – Культура как фактор социальных изменений. - Убеждения, знания, ценности, идеология. - Взаимодействие экономики и культуры. - Культура социального субъекта как субкультура. - Этнокультура. - Массовое и элитарное в культуре. - Контркультура.

Культура - одно из сложных понятий, используемых нами в обыденном и научном обиходе. На бытовом уровне слово «культура» мы используем для обозначения меры воспитанности того или иного человека, а также определяя этим понятием совокупность достижений народа, этноса, устойчивой группы людей в области искусства, художественной литературы, архитектуры и т. д. Научных определений культуры в литературе достаточно много - около 250. Однако социологическое понимание культуры несколько иное.

Современная социология понимает культуру как способ деятельности людей, закрепленный в обычаях, традициях, в образе жизни; в методах и приемах труда; как систему ценностей, смыслов, образцов действий индивидов. Социологическое представление о культуре связано со всем тем, что создает человек в результате его осознанной, целенаправленной деятельности. Фактически культура определенной общности - это все то, что позволяет ей существовать и сохранять себя, свою идентичность, воспроизводя в следующих поколениях.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре, или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Дж. Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д.

Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические и социальные потребности. Но являются ли культурные универсалии (культурные нормы, культурные комплексы) неизменными? Если это так, то неизменными, застывшими во времени должны оставаться и сами культуры. Однако даже люди одного поколения (особенно в современном обществе) наблюдают изменения в способах производства, в системе смыслов, образцов действий индивидов и др., которые составляют основу любой культуры. Как же проходит процесс изменений в культуре? Как она обновляется, но не исчезает (хотя бывает и такое)? Как происходит ее распространение?

Каждая культура стремится сохранить (защитить) свою идентичность (самобытность) - нормы, ценности, традиции, обычаи и т.д. Идентичность - это то особенное, что отличает ту или иную культуру от всех других. Утеря своей идентичности равнозначна растворению, исчезновению культуры.

Однако развитие способов производства, образа жизни, общественных отношений «вынуждает» изменять устоявшиеся (традиционные) нормы и ценности культуры. Таким образом, в каждой культуре взаимодействуют и противодействуют две тенденции: тенденция к сохранению традиционных образцов культуры, и тенденция к их изменению. Культура развивается (изменяется) тремя основными способами: способом внутреннего саморазвития, способом заимствования у других культур тех или иных элементов (межкультурный обмен), насильственное внедрение в культуру элементов чужой культуры.

Способ внутреннего саморазвития предполагает постепенное изменение культурных образцов (ценностей) в результате совершенствования орудий труда, способов производства, потребления и др., или в результате изменений в образе жизни людей, происшедших под воздействием природно-климатических факторов (изменения климата, пожаров, наводнений, миграции и т.п.). Процесс внутреннего саморазвития культуры происходит достаточно медленно.

Развитие культуры способом взаимодействия с другими культурами является более динамичным и эффективным. Каждая взаимодействующая с другими культурами имеет возможность сравнивать, сопоставлять свои ценности и нормы с элементами других культур, а при желании и необходимости перенимать чужие образцы культуры. При этом, чем богаче выбор, тем больше возможностей для развития. Поэтому великие цивилизации в истории человечества возникали, как правило, на пересечении многих культур. Взаимный обмен культурными ценностями во много раз увеличивает возможности развития и саморазвития культуры. Малочисленные этносы, не имеющие контактов с другими культурами, как бы останавливаются в своем развитии.

Наиболее распространенный способ насильственного внедрения в ту или иную культуру элементов чужой культуры - это завоевание одного народа другим. Завоеватели, как правило, стремятся уничтожить чуждые или непонятные им элементы завоеванной культуры (язык, религию и др.). Наиболее разрушающим является вторжение в чужую культуру более развитой в техническом, экономическом планах культуры. Многие менее развитые народы в результате такого вмешательства теряют свою культурную идентичность и деградируют. К таким народам можно, например, отнести индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, северные народы России.

Важной проблемой социологии является также оценка людьми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Этноцентризм весьма широко распространенное явление. Ярким проявлением этноцентризма является всякого рода миссионерская деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам в период колонизации и кончая современными устремлениями навязать «американский образ жизни» в Европе, или «советский образ жизни» в других странах мира.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности.

Таким образом, культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Основными элементами структуры культуры являются язык, знания и убеждения, ценности, идеология и др. В социологии культуры особое место отводится языку. Многие виды культуры невербальны - скульптура, живопись, танцы и т.д. Однако все элементы культуры можно выразить через понятийно-логический аппарат, т.е. язык. Язык - явление социальное, его можно определить как систему коммуникации, действующую при помощи звуков и символов. Язык - это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы по-своему, индивидуально. А то, что более значимо в восприятии мира, человек путем понятийного упорядочивания более точно и подробно структурирует посредством языка. Понятия, символы выступают в общении людей в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи знания (информации) о них. Как социальное явление, язык передается от поколения к поколению непосредственно и (или) через систему образовательных учреждений.

Общность языка способствует групповой идентификации и самоидентификации. Но, самое главное, язык играет важную роль ретранслятора культуры. Ведь культура распространяется и жестом, обрядом, мимикой, танцем и т. п. В вещах, предметах и иных формах доносят до современности строй мысли, свои умения, навыки ушедшие поколения. Но с наиболее емкой, доступной, точной передачей культуры, каким есть язык, вряд ли во всех случаях может что-нибудь сравниться, состязаться.

Важными элементами культуры являются убеждения и знания. Именно в них содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения. Убеждение - определенное духовное состояние, свойство, это чувственное переживание знания как личностно значимого, достоверного.

Любые убеждения в свою структуру включают определенные сведения, информацию (которая может быть научной или обыденной) о данном явлении, о существе норм, принципов поведения, т.е. знания. Убеждения, связанные с объектами природы, содержат информацию о природных процессах в виде представлений о физической картине мира, естественнонаучные, технические знания, технологии, соответствующую информацию о способах действий, приемах и т.д.

Убеждения, связанные с социальными объектами, несут этнические, экономические, политические знания, представления о традициях, обычаях, ритуалах, эталонах поведения, сведения о том, что считается в рамках данной культуры желательным или нежелательным, справедливым или несправедливым, и т.д. Накопление знаний и формирование убеждений тесно связаны с такими элементами культуры, как привычки, манеры, обычаи, традиции, обряды. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычка - это установившаяся схема, стереотип поведения в определенных ситуациях.

Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие - к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а особый культурный комплекс манер называется этикетом. Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

В отличие от манер обычаи присущи широким массам людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи – неписаные правила поведения.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Ритуал (обряд) - это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Ритуалы не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила обряда - в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности.

Поведение людей в обществе определяется их ориентацией на определенные ценности. Ценности - определяющий элемент культуры. Они обеспечивают целостность социальной системы через своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает все полезное и значимое в обществе. Они отражают социокультурные интересы к природным и общественным явлениям, способным удовлетворять потребности общества, группы и индивида. Ценности следует рассматривать как стандарты, образцы социального поведения. Таким образом, социальные ценности - это общепризнанные поведенческие стандарты в обществе или социальной группе, обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры.

Для нас интерес представляют преимущественно ценности, выступающие регуляторами взаимодействия людей в обществе, т.е. социальные ценности.

Среди них следует различать ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Данные ценности в рамках той или иной культуры представляют собой не произвольную комбинацию, набор, сумму, они существуют прежде всего как целостность, система. Каждая система ценностей имеет как бы одно основание. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в предельно личностно значимой, адресованной к самому человеку форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье. Нравственные ценности, пронизывая всю систему ценностей, апеллируют к свободному выбору человека, подкреплены внутриличностными, наиболее глубокими формами контроля (совесть, стыд, покаяние и т. д.).

Мир ценностей существует в разных видах. Когда мы рассматривали убеждения, то отмечали, что в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, основанные на теоретическом или обыденном уровне. Соответственно ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств. В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором - с обычаями, традициями, ритуалами, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.

Идеология - достаточно сложное и многомерное образование. Она может выступать как в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, так и в виде идеологии класса, социальной группы, сословия.

Идеология любого социального субъекта имеет как бы несколько уровней. Первый - базисный, общечеловеческий, в котором находят свое идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности. Эта система идеологических взглядов, принципов должна быть в культуре каждого социального субъекта.

Общечеловеческие (общенародные, общенациональные) ценности, которые фиксируются в конституции конкретного государства, представляют второй уровень идеологии социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада.

Третий уровень идеологии, выражая специфические социально-групповые классовые интересы, обосновывает желательные для данного класса формы социального устройства общества. Классовые, групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет их ценности.

Таким образом, можно дать еще одно определение культуры, но уже не как подсистемы общества, а как процесса. Культура - это процесс творчества, усовершенствования ценностей, смыслов, образцов действий индивидов и прежде всего процесс их воспитания, а также процесс исполнения ритуалов, почитания его результатов и достижений. Культура, таким образом, есть единство новации и традиции.

Функционирование культуры как социального явления представляет собой переплетение двух противоречивых тенденций: тенденции к сохранению устойчивости, преемственности тенденции к развитию, модернизации, изменениям.

Культура обладает рядом функций: познавательной, эвристической, передачей социального наследия, регулятивно-аксиологической, ценностной и др.

Познавательно-эвристическая функция. Значение материальной и духовной культуры той или иной эпохи дает возможность адекватно судить о степени познания природы и общества. Культура дает не только целостную картину мира при помощи всех форм общественного сознания, но и способствует осуществлению эвристических целей человека. Это значит, что культура дает возможности для поиска наиболее эффективных форм усиления власти человека по отношению к окружающему миру.

Функции передачи социального наследия. Наряду с генетической программой развитие человека осуществляется путем усвоения социального опыта предшествующих поколений. Это становится возможным благодаря культуре, выступающей формой сохранения, социальной трансляции, применения и совершенствования человеческого опыта.

Регулятивно-аксиологическая, ценностная функция. Культура с позиций этой функции выступает как система общественных норм и ценностей в сфере межличностных отношений. Ценности - основной системообразующий элемент культуры. Регулятивная функция культуры поддерживается общественным мнением, моралью, правом. Культурность выступает оценочным понятием, определяющим соответствие личности социальным нормам и идеалам. Культура регулирует повседневное поведение человека во всех основных сферах социальной жизни. Без регулятивной функции культуры общество вообще не могло бы существовать. В реальной жизни функции культуры взаимодействуют и переплетаются, обогащая и дополняя друг друга.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегративную функцию.

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется прежде всего ее приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Реализуя эти и другие функции, культура выступает как важнейший фактор социальных изменений в обществе и самого общества.

В социологии культура рассматривается в первую очередь в ее социальном аспекте, т. е. с точки зрения процессов и результатов социального взаимодействия. В этом смысле исследование культуры означает изучение сложного и многомерного общественного процесса освоения, осмысления и изменения членами общества своей социокультурной среды.

Конечно, в рамках той или иной культуры человек, как правило, склонен воспринимать, осмысливать мир, социальные явления и события в фокусе усвоенной им культуры, системы ценностей. Но значит ли это, что люди во всех случаях воспринимают существующий мир, господствующие в нем ценности, нормы, порядки как безусловные, не подлежащие пересмотру и изменению?

Культура - это метод ценностного освоения действительности через систему оценок, норм, образцов поведения. И пока данный метод обеспечивает эффективную деятельность людей по удовлетворению их потребностей, культура, ее основные элементы сохраняют свою устойчивость, стабильность. В ином случае возникает ситуация, способствующая тем или иным изменениям в культуре и обществе, побуждающая к выходу за рамки принятого, поддерживаемого как образец нормального в рамках данной культуры. Речь может идти об изменении как художественного стиля, так и нравственных ценностей, норм поведения, технологии обработки земли или способов и методов политической организации общества. Это может касаться как культуры отдельного человека, социальной группы, так и общества в целом.

Реальным (осязаемым) признаком противоречия между потребностями людей и предлагаемыми данной культурой, обществом способами их реализации является чувство неудовлетворенности социального объекта своим положением. Оно возникает, в частности, при ухудшении уровня жизни, социальной, правовой защищенности, падении нравов. В этом случае сравнивается сегодняшняя жизнь с тем, как жилось раньше, какой порядок был в прежние времена. Неудовлетворенность возникает и при сравнении людьми своего уровня жизни, положения в обществе с положением представителей иных сословий, слоев общества, а также других обществ, стран.

Не случайно в изолированных обществах социальная жизнь малоконфликтна. В частности, это связано с тем, что в этом случае невозможно сравнить свою жизнь, общественное устройство с жизнью другого народа, социальным устройством другого общества. Отсутствие внешнего примера, возможности сравнения укрепляет представление о незаменимости сложившихся устоев, принципов, порождает смирение, пассивность. И, наоборот, расширение межкультурных связей дает возможность сравнивать свое общество, свои нормы, свой уровень жизни с условиями жизни других. Это повышает критичность, активно создает ситуацию, способствующую развитию чувства неудовлетворенности.

Особое значение имеет неудовлетворенность людей принципами, нормами, регулирующими связи между людьми, социальными слоями. Возникающий в этом случае кризис общества сопряжен с кризисом культуры, кризисом системы ценностей, нравственных, правовых норм, что влечет за собой ослабление, распад социальных институтов и самого государства.

Важно иметь в виду, что в тех условиях, где есть побуждение к социальным изменениям, но нет социокультурной идеи, широкой социокультурной готовности субъектов к организации своей жизни на новых принципах, нормах (в частности, политического устройства общества), неудовлетворенность масс ограничивается протестом в разных ее сферах. В этом случае культура воспроизводится, т. е. воспроизводятся модели деятельности (политической, экономической), воспроизводятся регуляторы социальных связей, социальные институты.

Для понимания места и роли культуры в жизни общества большое значение имеет уяснение взаимодействия культуры с различными сферами общественной жизни и, прежде всего, взаимодействия культуры и экономики. В понимании этого взаимоотношения выделяются две противоположные позиции. Первую позицию наиболее ярко представляет марксизм. С точки зрения марксизма, определяющую роль в жизни общества играет материальное производство. Знаменитый тезис К. Маркса, выражающий сущность материалистического понимания истории, гласит: люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, религией и т. п., должны есть, пить, одеваться, иметь жилище и т. д., т. е. они должны производить материальные блага. Культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над ней, обслуживает эту деятельность. Но марксизм не исключает обратного влияния культуры на экономику, а, наоборот, подчеркивает наличие обратной связи. Но все же при этом он настаивает на первенстве, определяющем влияние экономики.

Противоположную позицию занимают Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие видные социологи. Они считают, что именно культура играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие, оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни и прежде всего на экономику. Эта позиция проходит красной нитью через все труды немарксистской социологии. Обоснованию решающего влияния культурного фактора на экономическое развитие посвящены многие работы М. Вебера и прежде всего его знаменитая книга «Протестантская этика и дух капитализма». В этой книге немецкий социолог попытался доказать, что определенная субкультура - протестантская создала такие мотивации поведения, которые стимулировали представителей этой субкультуры к усиленному ведению своих дел на рыночных капиталистических началах и тем самым способствовали формированию капиталистических производственных отношений. Вместе с тем, М. Вебер также не отвергает обратного влияния экономики на культуру.

Таким образом, взаимоотношение общества и культуры выражается в их противоречивом единстве. В нем каждая сторона суть и цель, и средство, и условие, и результат для другой. С одной стороны, культура есть способ существования общества, в особенности его подсистем, ответственных за производство, хранение и трансляцию социальной информации, а с другой, общество является для культуры источником энергии ее существования, и особенно это относится к усовершенствованному обществу (цивилизации).

Особое место в социологических исследованиях занимает вопрос типологизации культур. В ее основе могут находиться различные типообразующие признаки. Независимо от этого, приведем примеры наиболее известных видов (типов) культур. Прежде всего принято подразделять культуру на материальную и духовную. Материальная культура включает в себя сферу материальной деятельности человека, ее результаты (орудия труда, жилища, транспорт, книги, произведения искусства, предметы быта, украшения и
т. д.), т. е. все то, в чем материализуются знания, умения и верования человека и что направлено на преобразование окружающей среды, изменение материальной среды, быта и социальной среды человека.

Духовная культура - весьма сложное явление, включающее все виды и уровни общественного сознания, системы образования и воспитания, системы учреждений культуры. Сюда относят знание и просвещение, литературу и искусство, философию и нравственность, социокультурные нормы, обычаи, традиции, навыки, художественно-эстетические ценности, художественное творчество. Духовная культура, характеризуя способ жизнедеятельности людей, вместе с тем выступает относительно самостоятельной специфической сферой общественной жизни. Если материальная культура преимущественно представляет достижения в овладении силами природы, то духовная характеризует уровень и глубину познания природы и общества.

В зависимости от социокультурных особенностей того или иного региона мира выделяют такие культуры, как европейская (западная), латиноамериканская, славянская и другие.

Каждая страна (государство) в рамках своих политических границ формирует свою «национальную» культуру, несмотря на то, что в полиэтнических государствах эта общая культура носит весьма разнородный характер.

В рамках национальной (государственной) общности и в межнациональном пространстве принято деление культуры на следующие виды: народную, элитарную и массовую. Кроме того, в рамках любой доминирующей культуры (т. е. той, основное содержание которой разделяется подавляющей частью общества) могут иметь место такие социокультурные явления, как субкультура и контркультура.

Народная культура является самым первым (древним) из всех видов культуры и наиболее основательным по своим характеристикам. Это результат обезличенной коллективной деятельности и народного творчества. Народная культура включает в себя народные сказания, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, обряды, традиции и т. д. Народная культура является основой для возникновения и формирования всех других видов культуры.

Элитарная культура начинает выделяться из общей народной культуры в период формирования творческой элиты как культура для избранных. Она в определенной мере противостоит обезличенной народной культуре своим индивидуальным творчеством. Производителями элитарной культуры являются выдающиеся писатели, поэты, музыканты, художники, скульпторы и т. д. Потребителями элитарной культуры являются относительно небольшие группы людей, обладающие особой художественной восприимчивостью и материальными средствами.

Массовая культура получает свое развитие и распространение с развитием массовых коммуникационных и репродуктивных систем (XX в.). Суть массовой культуры - массовое производство культурных образцов и массовое их потребление, поэтому она производится с учетом значительных различий в потребительских вкусах и материальных возможностях потребителей.

Положительные свойства массовой культуры заключаются во всеобщности охвата, оперативности и доступности. Она способна удовлетворять повседневные запросы различных социальных групп и оперативно реагировать на новые события и явления.

Негативное влияние массовой культуры проявляется в том, что она, не обладая высокой художественной ценностью, свойственной народной и элитарной культурам, может прививать своим потребителям низкие по своим качествам культурные образцы. Такие положительные свойства массовой культуры, как оперативность, доступность, массовость и др., нередко используются политическими элитами как одно из средств для манипуляции общественным сознанием. А в тоталитарных обществах государство присваивает себе культурологические функции и использует возможности массовой культуры в своих политических целях.

Субкультура - часть общей доминирующей в обществе культуры, особая форма социокультурной организации людей внутри господствующей культуры. Любое общество представляет собой сложную систему, состоящую из различных социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных, территориальных, профессиональных и др.). Каждая социальная общность в процессе функционирования создает свою систему ценностей и норм, свои образцы поведения, свой язык внутригруппового общения, т. е. свою субкультуру. Например, в рамках единой российской культуры существуют десятки различных этнических субкультур, свою субкультуру имеет молодежь и люди пожилого возраста, жители города и села, рабочие и интеллигенция и т.д.

Субкультура - это специфический способ дифференциации различных социальных групп, которые имеют свои социокультурные особенности, часть основной доминирующей культуры и, как правило, не вступает с ней в конфронтацию. Контркультура - социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Социологи полагают, что термин контркультура относится к субкультурам тех групп, которые не только отличаются от доминирующих образцов, но и бросают им вызов.

Если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурным образцам.

В современной России, интегрирующейся в общемировой социально-культурный и экономический порядок, активно проявляются не только позитивные, но и негативные моменты в области культуры. Так, например, деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру, несомненно, имели положительные последствия. Вместе с тем был утерян контроль за качеством культурной продукции. Массовая культура стала превалировать над элитарной культурой и народным творчеством, в целом значительно усилилась коммерциализация всех видов культуры, теряющих духовную составляющую.

Усилился процесс деградации морально-нравственных ценностей, в мировоззрении людей, их духовной жизни неоправданно стало возрастать религиозное начало, в целом во многих сферах жизни людей стал нарастать клерикализм. Все это сопровожается резким снижением посещаемости театров, музеев, библиотек, падением качества общего и специального образования. Состояние современной культуры характеризует понятие «техногенная цивилизация». В ней акцент делается на развитии техники и технологии вне их социокультурного, человеческого измерения. Возникает техногенный образ жизни. В связи с глобализацией становится актуальным вопрос сохранения уникальности и своеобразия национальных и этнических культур.

Преодоление негативных проявлений в культуре как социальном явлении человеческого общества связано с изменением приоритетов в ценностной шкале, переключением акцентов с технико-экономической эффективности систем общества на его социокультурное измерение.

Вопросы для самоконтроля знания по теме:

1. Чем отличается социологическое понимание культуры как явление общественной жизни от других?

2. Может ли жизнь других, не человеческих, сообществ сопровождать такое явление как культура? Обоснуйте свое мнение.

3. Почему и каким образом происходят изменения в культуре?

4. Назовите основные элементы культуры. Кратко охарактеризуйте их.

5. Какие функции выполняет культура?

6. Какие типологии культуры разработаны социологией? В чем различие между ними?

ТЕМА 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: