Научная основа судебно-автороведческой экспертизы

Научную основу судебно-автороведческой экспертизы составляет система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, обусловливающих индивидуальность, динамическую устойчивость его письменной речи, и о методах её криминалистического исследования.

Судебное автороведение как система знаний формируется и развивается на основе трансформации данных отраслевых наук – преимущественно лингвистики, психолингвистики, психологии, социолингвистики, а также путём собственно автороведческих экспериментально-теоретических исследований.

В настоящее время завершена разработка методик установления образовательного уровня автора документа, а также методики решения вопросов о месте формирования языковых навыков автора документа.

Возможности методики судебно-автороведческой экспертизы определяются, с одной стороны, объёмом и характером материалов, представляемых на исследование, а с другой – научно-исследовательским потенциалом, уровнем разрешающей способности методики.

Первое важнейшее условие реализации возможностей автороведческого исследования – соответствующий (как уже отмечалось, не менее 500 слов) объём текста ис­следуемого документа. Особенно важен учёт этого условия в идентификационном исследовании. Связано это с тем, что значащей единицей языкового материала тек­ста, несущей идентификационную информацию о личности автора, является пре­имущественно предложение или словосочетание в соответствующем лингвистичес­ком контексте.

Второе необходимое условие – это надлежащая подготовка материалов направляемых на экспертизу, в частности, предоставляемых в распоряжение эксперта сравнительных материалов, полнота и разнообразие свободных и экспериментальных образцов письменной речи проверяемого лица.

Методика диагностической и идентификационной судебно-автороведческой экспертизы базируется на комплексном использовании методов исследования письменной речи, к числу которых относятся:

1) лингвистические методы (в том числе лингвостатистические методы, связанные с выяснением лингвистической природы устанавливаемых в процессе исследования языковых элементов, структур, явлений);

2) психолингвистические, предполагающие анализ названных языковых факторов в плане их обусловленности особенностями процесса порождения речи;

3) социолингвистические, связанные с выяснением обусловленности речи теми или иными социальными параметрами исследуемой ситуации письменного общения;

4) социолингвистические, связанные с анализом обусловленности речи собственно психологическими факторами исследуемой ситуации деятельности и общения;

5) логико-психологические, направленные на анализ логических элементов и структур текста в плане установления свойств дискурсивного мышления его авторов.

Названные методы – необходимые компоненты методики судебно-автороведческой идентификации и диагностики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: