Объекты судебно-автороведческой экспертизы – это тексты документов, относящиеся к бытовому, публицистическому, деловому, а иногда к научному стилю письменной речи. Ими могут быть рукописные, машинописные документы, а также исполненные на компьютере и их копии, в том числе полученные с помощью множительной техники.
Под текстом как объектом судебно-автороведческой экспертизы понимают совокупность предложений, связанных единством смысла, которые могут служить материалом для криминалистического исследования свойств автора и условий составления документа.
Как показал опыт, решение вопроса об авторстве возможно в случае, если исследуемый текст содержит не менее 500 слов. Это – минимально допустимый объем текста.
Успех криминалистического исследования письменной речи в целях установления авторства в значительной мере зависит от качества и объёма сравнительного материала (образцов).
Под образцом письменной речи понимается текст, автором которого является проверяемое лицо. Записи отдельных слов, словосочетаний, даже отдельных предложений не могут рассматриваться в качестве письменной речи, пригодной для решения вопросов об авторстве.
|
|
Свободные образцы письменной речи – это тексты, составленные проверяемым лицом вне связи с делом, по которому назначена экспертиза, и до его возбуждения. Они являются наиболее информативным в идентификационном плане сравнительным материалом. При их надлежащем объёме и подготовке эксперт имеет возможность получить ясное и полное представление об особенностях речевого поведения проверяемого лица в той или иной ситуации письменного общения, о системе его языковых и интеллектуальных навыков, об устойчивости и изменчивости признаков письменной речи в текстах конкретного стиля.
Важнейшее требование, предъявляемое к свободным образцам письменной речи, – достоверность их происхождения.
Свободные образцы письменной речи должны соответствовать исследуемому тексту по следующим основным характеристикам:
1. По языку изложения. Свободные образцы должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый документ. Тексты, выполненные на разных языках, непригодны для сравнительного исследования в целях установления авторства.
2. По времени выполнения текста. Образцы должны быть выполнены в тот жепериод, что и исследуемый документ. Данное требование связано с тем, что устойчивость признаков письменной речи у человека относительна. Это особенно характерно для лиц молодого возраста. По мере становления и развития личности, изменения её установок и интересов, под влиянием образования, профессии, меняющейся социальной, национальной, профессиональной среды письменная речь человека может существенно измениться. Причём эти изменения затрагивают все стороны речи: общий уровень грамотности, лексический состав, синтаксис, стилистические особенности.
|
|
3. По принадлежности к определённому функциональному стилю речи. Свободные образцы письменной речи должны быть выполнены в рамках того же функционального стиля (бытового, делового, публицистического, научного) и в той же форме письменной речи, что и исследуемый документ.
4. По адресату и характеру речевого общения. Это требование обусловлено тем, что автор текста обычно учитывает то, как будет воспринимать написанное адресат сообщения, и при написании текста соответствующим образом отбирает и организует языковые и даже смысловые элементы и структуры. Автор может таким образом учитывать пол, возраст, образование, профессию, социальное положение и другие характеристики адресата. Эти обстоятельства должны учитываться экспертом при вычленении характерных признаков письменной речи.
5. По состоянию автора. Если известно, что автор исследуемого текста в период его создания находился в необычном состоянии, то желательно представлять образцы, выполненные в аналогичном состоянии. Особенно это относится к случаям, когда проверяемое лицо в предполагаемое время выполнения документа страдало психическим или иным тяжким заболеванием и т.д.
Что касается количества свободных образцов письменной речи, то в каждом конкретном случае нужно учитывать следующее:
1) чем меньше объём исследуемого текста, тем в большем количестве должны быть представлены свободные образцы;
2) чем меньше отвечают образцы требованиям сопоставимости, тем больше их нужно.
Экспериментальные образцы письменной речи – это тексты, выполненные проверяемыми лицами по предложению и в присутствии следователя или судьи специально для проведения автороведческой экспертизы.
Экспериментальные образцы письменной речи выполняются проверяемыми лицами в виде самостоятельного сочинения. Именно такая форма письменной речи наиболее полно отражает признаки синтаксических, лексико-фразеологических, стилистических навыков письменной речи, используемые экспертом при решении вопросов о личности автора.
Вначале отбираются образцы в виде сочинения на самостоятельно избранную проверяемым лицом тему. Следователь указывает лицу лишь форму письменной речи в рамках определённого функционального стиля (письмо, объяснительная записка, жалоба и т.д.), язык изложения, если проверяемое лицо владеет несколькими языками.
Затем образцы выполняются в виде сочинения на тему, предложенную следователем. Тема, целевое назначение, форма письменной речи, характер речевого общения, личность адресата (в том случае, если предполагаемый автор знает адресата, знаком с ним) указываются с учётом особенностей исследуемого документа. Так, если на экспертизу представлено письмо бытового содержания, адресованное в тот или иной официальный орган с требованиями осуществить определённые действия, то проверяемому лицу предлагается аналогичная тема, которая должна быть раскрыта в форме письма с аналогичным целевым назначением, адресованного в соответствующий официальный орган.
При определении количества экспериментальных образцов важно учитывать, насколько полно (в качественном и количественном отношениях) представлены свободные образцы. Чем меньше удовлетворяют свободные образцы этому условию, тем больше должно быть представлено экспериментальных образцов – в любом случае не менее чем на 25-30 листах.
Условно-свободные образцы письменной речи – это тексты, выполненные в связи с расследуемым делом или после его возбуждения, но не специально для экспертизы. Сюда относятся документы по делу: различные жалобы, объяснительные записки, заявления и другие тексты, выполненные уже в период расследования. В ряде случаев такие образцы могут служить дополнительным сравнительным материалом для проведения автороведческой экспертизы.
|
|
Серьёзное внимание должно быть уделено правильной формулировке вопросов, подлежащих экспертному решению. При этом следует учитывать задачи исследования, обстоятельства дела, количество проверяемых лиц и подлежащих исследованию документов.
Так, если задачей исследования является установление тождества личности автора, то вопросы могут формулироваться, в частности, следующим образом: кто именно И. или П. является автором анонимного письма?
Если перед экспертизой ставится классификационно-диагностическая задача, то вопросы могут формулироваться в такой форме:
1) является ли русский язык родным для автора анонимного письма;
2) каков родной язык и образовательный уровень автора документа?