Предпринимательская этика как часть предпринимательской культуры неразрывно связана с такими понятиями как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость и т.п. Даже такое перечисление свидетельствует о сложности и противоречивости понятия «предпринимательская этика». Реально для достижения успеха предприниматель должен сформулировать для себя этический кодекс. Лучше, если в него войдут следующие положения:
· быть убеждённым в полезности своей деятельности не только для себя, но и для окружающих;
· считать окружающих людей желающими и способными хорошо работать;
· верить в своё дело, относиться к нему творчески;
· понимать и признавать необходимость конкуренции и сотрудничества;
· уважать себя и окружающих;
· уважать чужую собственность, власть, социальный порядок и законы;
· уважать и доверять профессионализму и компетентности;
· ценить образование, науку и технику, чужую культуру, соблюдать экологию;
· стремиться к новшествам и инновациям;
· не перекладывать ответственность на своих подчинённых;
· быть терпимым к недостаткам других людей и вообще быть терпеливым;
· никого не унижать.
Предприниматель должен обязательно работать над своим имиджем и соблюдать этикет, то есть уметь себя вести в обществе и быть интересным для окружающих. Это также реально влияет на успех в делах. Для этого неплохо соблюдать:
· правила представления и знакомства;
· правила ведения деловых встреч и переговоров;
· требования к внешнему облику, манерам, одежде;
· требования к своей речи и жестам;
· правила ведения переписки и вообще служебной документации и т.д.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чём состоит суть культуры предпринимательства?
2. Внешние факторы, оказывающие влияние на культуру предпринимательской фирмы?
3. Внутренние факторы, оказывающие влияние на культуру предпринимательской фирмы?
4. В чём состоит основной смысл этики и этикета в предпринимательстве?
Задания для самостоятельной проработки:
1. Культура предпринимательства как форма проявления правовых и этических норм.
2. Факторы, влияющие на формирование культуры предпринимательской фирмы.
3. Связь культуры фирмы с окружающей средой.
4. Основные этические нормы в предпринимательской фирме.






