Совокупный спрос. Факторы, влияющие на совокупный спрос

Основная задача при осуществлении государственного макроэкономического регулирования – макроэкономическая стабилизация, то есть достижение такого состояния, при котором отсутствуют как сильные спады, так и сильные «перегревы», бумы макроэкономической конъюнктуры. В экономической теории идею макроэкономической стабильности принято показывать на различных моделях макроэкономического равновесия. Одной из самых распространенных является модель «AD-AS».

Изучение модели «AD-AS» следует начать с исследования её составных частей – совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен всеми макроэкономическими субъектами. Поэтому совокупный спрос – это сумма потребительских, инвестиционных, государственных расходов и расходов на чистый экспорт. Кривая совокупного спроса (рисунок 1) отражает обратную зависимость между реальным объемом производства и уровнем цен.

Уровень цен

Р

P1

P2

AD

 
 


Y1 Y2 Реальный объем производства Y

Рисунок 1 - Кривая совокупного спроса

Важно понимать, что движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:

MV = PY, (3)

где Р – уровень цен в экономике, в данном случае – индекс цен;

Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

М – количество денег в экономике;

V – скорость обращения денег.

Из формулы (3) следует, что

Y = MV/P (4)

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен (Р), тем меньше реальные запасы денежных средств (М/Р). Следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос (Y) [1]. Необходимо уточнить, что предложение денег (М) и скорости их обращения (V) принимаются за неизменные (фиксированные) величины.

Обратите внимание, что траектория кривой совокупного спроса аналогична кривой спроса на отдельный товар в микроэкономике. Но в данном случае для объяснения формы кривой мы не можем воспользоваться эффектом дохода и эффектом замещения, так как имеем дело с агрегированными показателями.

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется действием трех эффектов:

1) эффект процентной ставки (эффект Кейнса) состоит в том, что изменяющий уровень цен при прочих неизменных условиях (денежная масса постоянна) оказывает влияние на процентную ставку, а, следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Например, при повышении уровня цен увеличивается спрос на деньги, что повышает плату за их использование (процентную ставку). Это приводит к сокращению как потребительских (домашним хозяйствам выгоднее сберегать, чем потреблять; использование заемных средств также становится для них непривлекательным), так и инвестиционных расходов (повышение процентной ставки означает увеличение издержек производства при использовании заемных средств). Следовательно, сокращается объем совокупного спроса;

2) эффект богатства (эффект реальных кассовых остатков или эффект Пигу). При более высоком уровне цен реальная стоимость накопленных финансовых активов уменьшается. Субъекты макроэкономики становятся реально беднее и сокращают свои расходы, что и приводит к уменьшению объема совокупного спроса. В противном случае все происходит с точностью до наоборот;

3) эффект импортных закупок выражается в том, что при росте уровня цен и прочих равных условиях (неизменный валютный курс, неизменные цены в других странах) отечественные товары становятся относительно дорогими на мировом рынке, а импортные товары – относительно дешевыми, и спрос на отечественные товары сокращается.

Необходимо напомнить, что, как и в микроэкономике, изменение уровня цен вызывает движение по кривой совокупного спроса. Действие же неценовых факторов приводит к смещению самой кривой совокупного спроса (рисунок 2).

Уровень цен

Р

       
   
 
 


Р1

AD1

AD

AD2

 
 


Y2 Y1 Y3 Реальный объем производства Y

Рисунок 2 - Изменение совокупного спроса

При анализе совокупного спроса, важно выяснить неценовые факторы (детерминанты), оказывающие влияние на его изменение. Поскольку совокупный спрос – это спрос со стороны всех макроэкономических субъектов, то воздействие факторов на расходы каждого из них может привести к смещению кривой совокупного спроса. С целью более глубокого изучения вопроса их необходимо рассмотреть подробнее:

1) изменение потребительских расходов:

а) благосостояние потребителей. Например, увеличение стоимости активов приводит к увеличению потребительских расходов и смещению кривой совокупного спроса вправо;

в) ожидания потребителей. Например, если потребители ожидают реального увеличения доходов, то их расходы растут;

в) задолженность потребителей. Так, при наличии задолженности потребительские расходы в данный момент сокращаются;

г) налоги, например, влияющие на величину располагаемого дохода;

2) изменение инвестиционных расходов:

а) процентные ставки. Увеличение процентных ставок, при неизменном уровне цен, приводит к уменьшению инвестиционных расходов, следовательно, кривая совокупного спроса смещается влево;

б) ожидаемые прибыли от инвестиций. При ожидании увеличения прибыли от инвестиций спрос на инвестиционные товары увеличивается, кривая AD смещается вправо;

в) налоги с предприятий. Изменение налогов приводят к изменению прибылей и инвестиционных расходов;

г) технологии. Новые технологии приводят, как правило к увеличению инвестиционных расходов;

д) избыточные мощности. При наличии неиспользуемой мощности спрос на инвестиционные товары уменьшается;

3) изменение государственных расходов. Например, увеличение госрасходов на здравоохранение смещает кривую совокупного спроса вправо;

4) расходы на чистый экспорт, которые могут измениться под воздействием, например, изменения валютных курсов, национального дохода других стран. Так, увеличение НД какой-либо страны приводит к увеличению спроса на товары других стран и смещению их кривой совокупного спроса вправо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: