Вопросы и задания для самопроверки. 1. Что представляет собой модель совокупного спроса?

1. Что представляет собой модель совокупного спроса?

2. Почему при объяснении траектории кривой совокупного спроса нельзя воспользоваться «эффектом дохода» и «эффектом замещения», используемых для объяснения отрицательного наклона кривой рыночного спроса?

3. Какие эффекты объясняют нисходящий характер кривой совокупного спроса?

4. Компоненты совокупного спроса:

а) личное потребление, чистый импорт, государственные расходы;

б) потребительские расходы, сбережения, инвестиции;

в) потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные закупки;

г) личное потребление, инвестиционные расходы, государственные расходы, чистый экспорт.

5. Как повлияют нижеперечисленные факторы на совокупный спрос: увеличение населения; рост предложения денег; уменьшение цен на жилые дома?

6. Что влияет на изменение благосостояния потребителей?

7. Какие факторы изменяют инвестиционные расходы?

8. Как изменение валютных курсов влияет на изменение совокупного спроса?

9. Какое из перечисленных утверждений о кривой AD является ошибочным:

а) отрицательная зависимость между уровнем цен и объемом выпуска выводится из уравнения количественной теории денег при условии фиксированного предложения денег и скорости их обращения;

б) кривая AD имеет отрицательный наклон;

в) когда Центральный Банк увеличивает предложение денег, изменения в экономике могут быть описаны движением вдоль стационарной кривой AD, уровень выпуска при этом возрастает, а уровень цен снижается;

г) при движении вдоль кривой AD предполагается, что предложение денег остается постоянным.

10. Что представляет собой модель совокупного предложения?

11. Охарактеризуйте состояние экономики на кейнсианском отрезке кривой AS.

12. Каково состояние экономики на классическом отрезке кривой совокупного предложения?

13. Какие факторы смещают кривую AS?

14. Определите, как изменяться объем производства и уровень цен на классическом и кейнсианском участках совокупного предложения в результате следующих событий:

а) увеличение государственных расходов на общественные работы;

б) природные катаклизмы, сопровождающиеся потерей 10% потенциала экономики;

в) открытие месторождения полезных ископаемых, что увеличивает потенциал страны на 50%;

г) повышение государством минимальной заработной платы.

15. Смещение кривой совокупного спроса влево может быть вызвано:

а) ростом задолженности потребителей;

б) уменьшением налогов с предприятий;

в) усовершенствованием технологий;

г) ростом ожидаемой прибыли от инвестиций;

д) ожиданием новой волны инфляции.

16. Если цены и заработная плата фиксированы в краткосрочном периоде и абсолютно гибкие в долгосрочном периоде, то:

а) долгосрочная кривая совокупного предложения будет вертикальной;

б) краткосрочная кривая совокупного предложения будет горизонтальной;

в) изменение предложения денег окажет влияние на объем выпуска только в краткосрочном периоде;

г) все перечисленное верно.

17. Негативный шок предложения (например, рост цен на нефть) в краткосрочном периоде вызовет:

а) рост цен и объема выпуска;

б) рост цен и снижение объема выпуска;

в) падение цен и объема выпуска;

г) падение цен и рост выпуска.

18. На кейнсианском отрезке совокупного предложения:

а) реальный объем национального производства равен потенциальному;

б) реальный объем национального производства меньше потенциального;

в) рост реального объема национального производства сопровождается ростом цен;

г) рост реального объема национального производства сопровождается снижением безработицы.

19. Классический вариант кривой AS предполагает, что в долгосрочном периоде изменения совокупного спроса:

а) окажут влияние на объем выпуска, но не не уровень цен;

б) окажут влияние на уровень цен, но не на объем выпуска;

в) не окажут влияния на уровень цен и выпуска;

г) окажут влияние как на уровень цен, так и на объем выпуска.

20. «Кейс-стади»

Необходимо ответить на ряд приведенных ниже вопросов, прочитав отрывок из статьи Липсиц И. (Липсиц И. Трансформация культуры и изменение в моделях потребительского поведения // Вопросы экономики. – 2012. - №8. – С.64-79).

«Тенденция модели потребления «анти-роскошь» даже в высокодоходных группах сформировалась в США и Европе до кризиса, но особенно стала заметна во время него. Потребители начали охотнее приобретать товары отечественного производства (конечно, если они приемлемы по качеству), пусть даже их бренды не столь известны, как импортных товаров, которые они покупали прежде (и в принципе могут – по своим доходам – приобретать и дальше).

Приемлемым для состоятельных покупателей становится модель приобретения даже очевидно контрафактных товаров. Покупка функционально равноценных, но несоизмеримо более дорогих подлинных товаров рассматривается как неоправданный перерасход денег («пусть это покупают сумасшедшие русские олигархи!»). Распространение модели более экономного no-logo потребления поддерживается падением лояльности к брендам (кризис брендов) и ростом популярности дауншифтинга и минимализма.

Даушифтинг – это переход на более низкую служебную позицию или даже изменение вида деятельности ради высвобождения времени для личной жизни, воспитания детей или хобби. Снижение дохода рассматривается как приемлемая плата за свободное время. За последние годы в странах Западной Европы доля escape-persons (escape – с англ. «бегство») среди трудоспособных граждан возросла до 30%. Не отстают в этом движении американцы и австралийцы – в этих странах доля дауншифтеров составляет 20-25% жителей. Рост числа дауншифтеров приводит к снижению среднего уровня семейного дохода, поэтому спрос смещается в пользу товаров среднего и нижнего ценового диапазона.

Под «тягой к минимализму» мы понимаем осознанное нежелание части клиентов превращать чрезмерное потребление в цель своей жизни».

Как, на ваш взгляд, формирование модели потребления «анти-роскошь» отражается на совокупном спросе?

Каковы последствия для совокупного спроса роста популярности дауншифтинга и минимализма?

Как происходящее можно продемонстрировать на графике? Почему?

3. 5 Рекомендуемая литература

1. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учеб. для студентов вузов / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т переподготовки повышения квалификации преподавателей гуманит. и соц. наук.- 9-е изд., доп. - М.: Маркет ДС, 2009. - 416 с.: ил.. - (Университетская серия). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-94416-023-2.

2. Бугаян, И. Р. Современная макроэкономика: учеб. для студентов вузов / И. Р. Бугаян, И. П. Маличенко, Ю. А. Корчагин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 510 с.: ил.. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 507-509. - ISBN 978-5-222-13050-6.

3. Вечканов, Г. С. Макроэкономика: для бакалавров и специалистов: учебник / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова.- 4-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 447 с.: ил. - (Учебник для вузов). - Слов.: с. 405-440. - ISBN 978-5-459-00303-1.

4. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие / Г. М. Гукасьян.- 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 224 с.: ил. - (Вопрос - ответ) - ISBN 978-5-003065-4.

5. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский. - М.: Дело, 2002. - 472 с. - ISBN 5-7749-0178-5.

6. Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / Б. Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 464 с. - Библиогр. в конце гл. - Прил.: с. 415-458. - ISBN 978-5-238-01524-8.

7. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / под ред. С. Ф. Серегиной; Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 522 с.: ил. - (Бакалавр. Углубленный курс). - Библиогр. в конце гл. - Слов. экон. терминов: 494-521. - ISBN 978-5-9916-2115-1.

8. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевич.- 4-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 557 с. - (Учебник для вузов). - Глоссарий: с. 513-556. - ISBN 978-5-388-00457-4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: