Подходы к определению конституции

Учение о конституции человека имеет многовековую историю. Сам термин «конституция» произошёл от латинского слова «constitutio», в дословном переводе обозначающее «состояние, сложение, свойство».

Ещё основоположник древнегреческой медицины Гиппократ (460–377гг. до н.э.) выделил несколько типов конституции: хорошую и плохую, сильную и слабую, сухую и влажную, вялую и упругую. По мнению Гиппократа, конституция человека определяется пропорциями смешения в организме жидкостей – крови, слизи, жёлтой желчи и чёрной желчи.

Предполагалось, что преобладание той или иной жидкости определяло не только морфологический тип человека, но и его темперамент (сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик). Сущность болезней Гиппократ видел в неправильном смешении жидкостей, что обязательно должно проявляться во внешнем виде пациента. Таким образом, изначально, при введении самого термина «конституция», варианты строения тела человека увязывались с особенностями поведения.

Позднее Гален (131–211гг. н.э.) ввёл понятие о габитусе как о совокупности признаков и особенностей наружного строения тела, характеризующих внешний облик индивида.

В последующем появилось немало классификаций конституций, основанных на морфологических различиях, на функциональных особенностях или на особенностях поведения; одновременно предпринимались попытки объединить эти подходы.

В мировой конституционологии условно можно выделить несколько подходов к определению конституции:

Соматопсихологический. Конституция характеризуется как «общее состояние нашего тела», а также индивидуальные особенности строения тела и его функций. «Конституция данного индивида есть форма проявления его общей психофизической личности, она обусловлена, с одной стороны, его генетической нормой реакции на влияние окружающей среды, с другой – модификацией этой реакции, вызванной внешними воздействиями» (Бауэр).

Физиологический. Данный подход определяет конституцию как относительно постоянное состояние нашего тела, связанное с его сопротивляемостью. Понятие конституции включает сумму всех предрасположенностей и учитывает резистентность организма. Иными словами, конституция рассматривается как сумма всех факторов, которые в большей или меньшей мере характеризуют сопротивляемость организма по отношению к внешним повреждающим воздействиям.

Генетический. Широко известно определение Тандлера: «Конституция есть соматический фатум организма, и выражает индивидуальные особенности сомы, определяемые в момент оплодотворения». По Кречмеру, конституция в узком смысле есть развитие наследственных задатков: конституция и генотип – идентичные понятия. По Моритцу; общая конституция отражает закономерности организации организма на молекулярном уровне и является чертой общей генотипической структуры человека.

Смешанный. Под конституцией понимаются существенные индивидуальные особенности, связанные со строением тела, работоспособностью, сопротивляемостью к заболеваниям и т.п. (Денц), или особенности, обусловливаемые действием наследственности и среды (Класс).

Поскольку учение о конституции разрабатывали в первую очередь врачи, смысл его сводился к поиску типовых вариантов реагирования организма на самые различные воздействия среды. Для психолога в проблеме конституции наиболее интересен поведенческий аспект, так как он позволяет по внешнему виду человека предположить характер его реакций на различные ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: