double arrow

Русский литературный язык

СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Для справки: Старославянский язык – язык древнейших дошедших до нас славянских памятников 10-11 вв., продолжавших традицию переведённых с греческого языка Кириллом и Мефодием в 9 в. богослужебных и канонических книг, язык которых также принято называть старославянским. В основу старославянского языка, древнейшего общеславянского литературного языка, лег южнославянский солунский диалект македонского языка. Вследствие этого старославянский язык отражает характерные фонетические и морфологические черты этой группы: 1. начальные сочетания ра-, ла- на месте русских ро-, ло-; 2. неполногласие –ра-, -ла-, ре-, -ле- на месте русского полногласия –оро-, -оло-, -ере-. –еле-; 3. – жд- на месте русского -ж- в корнях слов; 4. –щ- на месте русского –ч - в корнях слов; 5. начальные е-, ю-, а- на месте соответственно о-, ю-. я-; 6. отсутствие чередования е / ‘о (/'о / в буквенном обозначении – ё); 7. приставки: пре-, воз-, из-, чрез-, низ-, со-; 8. суффиксы с отвлеченным значением: - ств, -ниj, -тв, -зн, -ость; 9. суффиксы причастий: - ущ / -ющ, -ащ / -ящ; 10. сложные слова. Продолжением старославянского языка как языка литературного стал церковнославянский язык. В научной литературе вместо терминов «старославянский язык» и «церковнославянский язык» употребляется также термин «древнеславянский литературный язык», которым обозначается единый литературный язык южных, восточных, некоторых западных (чехов) славян, а также влахо-молдаван до 18 в. В к. 18 в. в России на смену церковнославянскому языку постепенно пришел литературный язык на основе русского языка. Церковнославянский язык сохраняется как культовый язык православной церкви.

Упражнение 19. Найдите и укажите фонетические приметы слов, заимствованных из старославянского языка.

Златой, власть, младенец, древо, жребий, предок, здравствуй, враг, врата, плен, вовлекать, млечный, сокращать, вращать, вождь, невежда, ладья, ладонь, разум, равный, юг, юноша, единый, агнец, азбука, вселенная, перст, небо, учебный.

Упражнение 20. Найдите и укажите словообразовательные приметы слов, заимствованных из старославянского языка.

Содействие, собор, союз, чрезмерный, низвергать, возвысить, преступление, предвестник, благородство, здравоохранение, деяние, казнь, битва, горящий, будущий, ценитель, злословить, суеверие.

Упражнение 21. Сопоставьте слова старославянские и русские по происхождению, укажите, чем они различаются (стилистически, семантически).

Жизнь – живот, сидящий – сидячий, гражданин – горожанин, храбрый – хоробрый, влага – волога, страж – сторож, прах – порох, хранить – хоронить, исход – выход, совратить – своротить, пещера – печера, одежда – одёжа, небо – нёбо, берег – брег.

Упражнение 22. Найдите в предложениях старославянизмы, определите их стилистическую функцию.

1. Гроза прошла, и в небе наступила ниспосланная благодать. 2. Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе. 3. У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. 4. Лучшие силы и умы стоят на страже Отечества. 5. Когда мы едины, мы непобедимы! 6. И прогремела грозным гласом в годину битвы наша сталь! 7. Жители столицы были возмущены очередным повышением тарифов и обратились за разъяснением к градоначальнику. 8. Плачь, русская земля! но и гордись – с тех пор, как ты стоишь под небесами, такого сына не рождала ты.

Упражнение 23. Ответьте на следующие вопросы.

Фразеологизмы власть предержащие, возвратиться на круги своя, тридцать сребренников, от младых ногтей по проис­хождению являются церковнославянскими. Какие их языко­вые особенности свидетельствуют об этом?

Как вы думаете, как образованы названия городов Новгород, Старгород, Белгород? Почему российский город называется Белгород, а югослав­ский — Белград?

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Для справки: Стиль литературного языка – разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам – лексикой, грамматикой, фонетикой. Стиль опирается на следующие понятия – цель и предмет речи, сфера применения, адресат речи. В русском литературном языке выделяются книжные стили (научный, официально-деловой, публицистический, художественный) и разговорный стиль (см. таблицу 1).

Упражнение 24. Распределите слова по стилистическим группам: официально-деловая, научная, публицистическая, поэтическая, разговорная. В случае затруднения уточните по толковому словарю.

Амплитуда, лучезарный, истец, неувядаемая (слава), вышеуказанный, папаша, константа, вещий, препроводить, дерзновенный, сыны отечества, златой, взыскание, ареал, башковитый, декларация, валерьянка, самозабвенный (труд), нарекание, преамбула, нега, картошка, инъекция.

Таблица 1.

Функциональные разновидности русского литературного языка

  Разговорный стиль Официально-деловой стиль Научный стиль Публицистичес кий стиль Художественный стиль
  Сфера примене ния   бытовая административ но-правовая познания общественно- политическая искусство
Цель и предмет речи общение, обмен впечатлениями, выражение собственного, частного мнения. сообщение информации, имеющей социальное значение, указание, предписание к действию; социально значимое событие сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы аргументации; предмет или явление как отвлеченные понятия, как предмет или явление познания воздействие на публику с целью сформировать отношение к описываемому предмету или явлению; общественно значимые явления и события Эстетическое, нравственное воздействие на чувства и мысли читателя; развлечение
Адресат речи собеседник, имеющий с говорящим частные отношения (родственные, дружеские и т.п.)   социальное лицо собеседник, подготовленный или настроенный к восприятию научной информации публика публика
  Основные особенн ости непринуждён ность, непосредствен ность, неподготовлен ность речи; экспрессивность; эмоциональность; непоследователь ность и прерывистость речи (см. Устная речь) стандартность, точность речи, соответствие строгой форме (шаблону), логичность, беспристрастность речи, сжатость, компактность, экономное использование языковых средств (см. Письменная речь) обобщённо-отвлеченный характер изложения, подчёркнутая логичность; смысловая точность; информативная насыщенность, объективность изложения информативная насыщенность, логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность Художественная образность; эмоциональность; подчинённость использования языковых средств художественному замыслу писателя, эстетическому воздействию на читателя

Упражнение25. Укажите книжные слова и выражения, прокомментируйте уместность их употребления.

1.Параллельно с заделкой семян нужно завершить к июлю и окучивание картофеля. 2. Мастера урожаев обменялись думами о том, как поднять урожайность полей, как добиться полной отдачи от земли. 3. В.А. Орехов зарекомендовал себя квалифицированным специалистом, скромным беззаветным работником (из характеристики). 4. Во имя спасения своего сына я задолжал большую сумму. 5. Ремонтом здания руководил районный зодчий. 6. Мы гуляли в лесном массиве и загорали у водоема. 7. Пушкин дал положительную характеристику Татьяне. 7. Можешь пойти погулять во двор, прежде поставь меня в известность.

Упражнение 26. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные и просторечные).

1.Автор лучшего на выставке снимка – заядлый охотник, он рассказал мне уйму охотничьих историй. 2. На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. 3. Дело, конечно, не только в том, что свое хозяйство мы ведем по науке. 4. В образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который кружит голову и дочке и матери, безбожно врет и хватает взятки.

Упражнение 27. Укажите случаи неправильного или стилисти­чески не оправданного употребления заимствованных слов; заме­ните иноязычные слова, имеющие книжную окраску, обще­употребительными словами; исправьте предложения.

1.Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, ниве­лировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоста­вимых условиях. 2. Принятое решение следует квалифициро­вать, по крайней мере, как несвоевременное. 3. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. 4. Депутаты должны быть вовремя информиро­ваны о повестке дня и времени начала работы. 5. Для обосно­вания и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. 6. Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может рабо­тать весь год.

Упражнение 28. Определите стиль приведенных ниже текстов. Обоснуйте свой выбор.

А. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.

Б. Доводим до вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром – городом Гдовом и прилегающим к нему сельской местностью прошла сильная гроза, продолжавшаяся около получаса. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб собственности колхозов и деревень Ивановки, Щепилово и Вязников, исчисляемый, по предварительным данным, в десятки тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание восьмилетней школы в деревне Курково, для его восстановления понадобится капитальный ремонт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад затопила значительную площадь. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия из представителей райисполкома, райздрава, госстраха и других учреждений для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

В. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области пронеслась небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильнейшее наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.

Г. Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломилось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные… В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется, - рукой подать, загорелась школа. И стар и млад – все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет – вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, все скоро кончилось.

Д. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и неглухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто. […] Вдруг рванул ветер и со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени.[…] Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром. […] Дождь почему-то долго не начинался… Было страшно темно. А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно.

Вдруг над самой головой Егорушки со страшным, оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки… Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.

“Тррах! Тах, тах! Тах! – явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-нибудь у передних возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым – “трра!…”.

Раньше молнии были только страшны, при таком же громе они представлялись зловещими. Их колдовской свет проникал сквозь закрытые веки и холодом разливался по всему телу. Что сделать, чтобы не видеть их? Егорушка решил обернуться лицом назад…

Упражнение 29. Ниже перечислены некоторые жанры каждого из функциональных стилей. Продолжите эти списки.

Официально-деловой: справка, объяснительная записка, заявление, коммюнике, указ…………………………………………………………………………………………………

Научный: научная статья, доклад, учебное пособие…………………………………..

Публицистический: информационная заметка, очерк, интервью……………………

Литературно-художественный: стихотворение, роман, басня………………………

Разговорно-бытовой: записка………

Упражнение 30. Здесь приводятся фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций, интервью на радио. Учи­тывая официальный характер речевых ситуаций, а) укажите случаи смешения стилей, прокомментируйте их; исправьте предложения; б) найдите выражения, которые относятся к профессионализмам. Уместно ли их употребление?

1.Нормативных документов по приватизации автору при­шлось проанализировать аж 33 (включая законы, указы и т. п.). 2. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 3. Решение этих задач не осуществить кроме как созданием новых систем хозяйство­вания. 4. Банковские платежи стали застревать до трех меся­цев. 5. Днями в Кремлевском дворце открывается междуна­родный форум “Мировой опыт и экономика России”. 6. Вы хотите раскрепостить общество или ловите кайф на сцене? 7. По наблюдению автора настоящей работы, надобность та­кого анализа и сейчас актуальна. 8. Многого сейчас в бюджет не выжмешь! 9. Стало быть, угроза массовой незанятости не­посредственно связана с возможной несогласованностью про­цессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства. 10. Сейчас важно задействовать в качестве ключевого человеческий фактор. 11. Подвижки могут появиться уже к следую­щему году. 12. Сельские товаропроизводители вынуждены от­влекать прибыль на покрытие стоимости реализованной, но не оплаченной по не зависящим от них причинам продукции. 13. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверж­дающее суверенизацию субъекта Федерации.

НОРМИРОВАННОСТЬ И КОДИФИЦИРОВАННОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: