Внутренняя политика России в XVII в

В сер. XVII в., в правление второго Романова – Алексея Михайловича Тишайшего, увеличивается налоговый гнет и ухудшаются условия жизни крестьян и посадских людей. Это вызывает глубокий социальный кризис, результатом которого явились многочисленные бунты. В XVII в. происходит более 20 восстаний, за что он получил название «бунташный» век. К числу крупнейших восстаний относятся: «Соляной бунт» 1648 г., «Медный бунт» 1662 г., Соловецкое восстание 1668-1676 гг., восстание под руководством С. Разина.

Самым крупным было восстание XVII в. под руководством С. Разина (1670-1671 гг.). Восстание заставило правительство искать пути укрепления существующего строя (рис. 32). Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (произведен переход к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные районы страны.

Происходит дальнейшее развитие приказной системы (рис. 33). Число приказов стало доходить до 80 (из них 40 – постоянные).

В 1648-1649 гг. проходит крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовало 340 чел., большинство которых принадлежали к дворянству и верхушке посада. Земский собор принял «Соборное уложение», которое регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения, усиливало ответственность за выступления против царя, бояр, воевод, церкви, устанавливало бессрочный сыск беглых крестьян и запрещало крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права (рис. 34). Крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян (рис. 35). В городах «белые» слободы включались в посад, теперь все городское население должно было нести тягло на государя. «Соборное уложение» явилось первым русским законодательным актом, изданным типографским способом.

С 1652 г. для укрепления порядка, дисциплины и нравственных устоев духовенства, установления единообразия церковной службы, унификации церковных книг проводит церковную реформу патриарх Никон (рис. 36). За образец им были взяты греческие правила и обряды. В русской церкви происходит раскол. Приверженцы старых порядков – старообрядцы (раскольники) – отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Во главе старообрядцев встал протопоп Аввакум. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс. Тысячи крестьян и жителей посада бежали на окраины страны, где основывали старообрядческие поселения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: