Задания для самостоятельной работы. Ответить на вопрос (письменно)

Ответить на вопрос (письменно):

Что такое Шкала Апгар? С какой целью эта шкала используется при оценке состояния новорожденных?

Литература:

1.Авдеева, Н. Н. Вы и младенец: у истоков общения [Текст] / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова. – М.,1991. – 160 с.

2. Бертин, А. Воспитание в утробе матери или Рассказ об упущенных возможностях [Текст] / А. Бертин. – Л., 1991. – 23 с.

3. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб., 2006. С. 152-198.

Тема 2.2. Психическое развитие в младенчестве

Основные понятия: этап новорожденности, эмоциональное (ситуативно-личностное) общение, ситуативно-деловое общение, предметно-манипулятивная деятельность, предметная деятельность, активность ребенка.

Младенческий возраст (англ. infancy ) –(в отечественной возрастной психологии) период жизни ребенка от рождения до 1 г. (зарубежные психологи склонны расширять границы младенчества до 2-летнего возраста включительно). Младенческий возрастподразделяется на 3 этапа: новорожденностъ, 1-е и 2-е полугодия жизни.

Этап новорожденности охватывает 1-й месяц жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.

1-е полугодие жизни – этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности – ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интен­сивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап – по 2-е полугодие.

Во 2-м полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на следующем возрастном этапе – в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе.

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года, в котором впервые проявляется личность ребенка.

На протяжении первого года жизни ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, овладевая передвижением в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватательные движения, манипулирование предметами. Развитие манипулирования состоит в переходе от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий.

Хватательные движения и манипулирование предметами формируют двигательный навык, происходит знакомство ребенка со свойствами вещей, что существенно изменяет характер психической активности ребенка. Манипулирование предметами способствует развитию интеллекта ребенка.

К концу первого года жизни у ребенка складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта. Взрослый является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность стимулирует появление у малыша потребности в общении, в ходе которой развивается его речь.

Теоретическое изучение этого раздела даст возможность студентам научиться:

  • определять уровень развития ребенка до 1 года;
  • создавать условия для правильного развития ребенка;
  • быть посредником между ребенком и окружающим миром.

План практического занятия

1. Условия раннего когнитивного и языкового развития.

2. Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве.

План лабораторного занятия

1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Разработка плана наблюдения за младенцем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: