Тема 1.8. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации

Основные понятия: психическая депривация, формы психической депривации, депривация стимульная (сенсорная), депривация значений (когнитивная), депривация эмоционального отношения (эмоциональная), депривация идентичности (социальная), внешние условия депривации, внутренние условия депривации.

Психическая депривация – это психическое состояние, воз­никающее в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени. В психологии существует несколько теорий психической депривации. Под понятием «психическая депривация» подразумеваются различные неблагоприятные, влияния, которые встречаются в жизненных ситуациях.

Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странностей, еще совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера. Чаще всего выделяют четыре формы психической депривации, которые в жизни существуют совместно, и которые можно изолированно выявить лишь в эксперименте:

Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость.

Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая ха­отичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне

Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): не достаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.

Депривация идентичности (социальная): ограниченная возмож­ность для усвоения самостоятельной социальной роли.

К внешним условиям депривации относятся: нахождение в закрытых учреждениях, семейное неблагополучие, экстремальные жизненные ситуации.

К внутренним условиям депривации относятся: различия по полу, конституциональные различия, патологические различия, сенсорные нарушения, двигательные нарушения, расстройства интеграции психических функций.

План практического занятия

1. Внешние и внутренние условия депривации.

2. Характеристика экстремальных условий.

План лабораторного занятия

1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Учебная дискуссия на тему «Особенности развития личности в условиях депривации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: