Рекомендуемый в данном пособии дифференцированный логопедический массаж, должен проводиться на каждом индивидуальном занятии, перед артикуляционной гимнастикой, и входит в первый подготовительный блок индивидуального занятия. Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.
В подготовительный блок индивидуального занятия. Помимо логопедического массажа, должны быть включены еще артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой, дыхательные и голосовые упражнения, пальцевая гимнастика.
Основной блок индивидуального занятия посвящается коррекции произносительной стороны, куда мы относим:
♦ Уточнение артикуляционных укладов для постановки конкретного звука;
♦ Слуховая дифференциация звука с оппозиционными фонемами;
|
|
♦ Непосредственно постановка звука;
♦ Автоматизация звука;
♦ Дифференциация звука в произношении;
♦ Отработка слов сложной слоговой структуры;
♦ Практическое усвоение навыков просодического оформления речи.
В связи с тем, что индивидуальное занятие должно быть насыщено упражнениями из указанных направлений, мы рекомендуем логопедический массаж строго регламентировать в пределах 4–5 минут от индивидуального занятия, при условии, что длительность занятия составляет в ДОУ 15–20 минут. Рекомендуемый нами логопедический массаж проводится не сеансами, а в ходе логопедического занятия.
[1] Ознакомление с зондовым и ручным логопедическим массажем осуществляется на дефектологических факультетах педагогических вузов (специальность 031800 «Логопедия» в рамках курса «Дизартрия».
Для проведения точечного массажа, логопедам необходимо пройти дополнительную подготовку на курсах повышения квалификации.
[2] Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. – Л., 1977.
[3] СМТ – синусоидальные модулированные токи, применяемые в физиотерапии. См. книгу «Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», Москва, Советский спорт, 2000 г.
[4] Здесь и далее имеется в виду ногтевой фаланги указательного пальца ребенка, которая примерно соответствует пятому пальцу массажиста. Данные приводятся по работе И.В. Блыскиной и В.А. Ковшикова – С. Петербург 1995 год.