Основанием теорий аксиологического отнологизма стало понимание ценностей как феномена бытия человека как такового, которое рассматривается как форма проявление его сущностных, родовых качеств.
Феномен (фр. Phenomenal, от гр. phainomenon = являющееся) – 1) исключительное, редкое, необычное явление; исключительный в каком-л отношении человек; 2) в идеалистической философии то, что дано в чувствах и не постигается умом; 3) философское понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании. |
Сущностные или родовые качества – это те качества объекта, которые присущи только ему и по которым этот объект отличается от объектов другого рода или вида. |
Началом аксиологических теорий этой группы стали исследования Николая Гартмана и Макса Шелера, которые исходили из того, что человек развивается как часть Мира и его отношения с этим миром есть результат этого развития. Изучение особенностей отношений человека с миром позволило выявить следующее:
· Эти отношения он строит сам, т.е. способы их организации генетически не заданы и не даются человеку на уровне инстинктов.
· Порядок установления отношений человека с миром определяется, с одной стороны, при помощи мышления (то, что Паскаль назвал «логикой математического рассудка»), а с другой – влечениями человека. При этом обнаруживается, что и влечения человека не есть что-то случайное и беспорядочное. Они выражают какой-то порядок, логику необходимого, значимого для человека, то, что определяет для него смысл жизни, то, что Паскаль назвал «логикой сердца».
· Влечения человека принципиально отличаются от влечений животных, они выражают, по словам М. Шелера, новый принцип жизни. Этот принцип заключается в том, что предметная направленность влечений человека не задана для него генетически, а возникает и постоянно изменяется в результате работы индивидуального духа – новообразования, присущего только человеку и определяющего его сущностные качества. Такие предметные направленности влечений человека Шелером рассматриваются как ценности.
Таким образом, в теориях аксиологического онтологизма ценности рассматриваются как феномен человеческого бытия, возникновение которого обусловлено сущностными качествами человека. Изучение процессов возникновения и изменения ценностей с точки зрения целостности его бытия, позволяют установить, что необходимыми условиями осуществления этих процессов являются и общественная сторона бытия человека, с её внешне задаваемой для человека нормативностью отношений, и его психика, в основе которой лежат индивидуальные переживания. Также обнаруживается трансцендентный характер ценностей человека по отношению к его фактическому бытию. Это проявляется в том, что ценности фиксируя образы желаемого человеком будущего всегда «выходят за» его фактическое бытие, за его настоящее (Ж.-П. Сартр) (57). Это позволяет рассматривать теории аксиологического онтологизма как основание согласования знаний о ценностях, вырабатываемых теориями других групп.
В теориях, относящихся к аксиологическому онтологизму, обнаруживается «стремление освободить аксиологию от мистики, спиритуализма и трансцендентного идеализма. Но в то же время ценности не рассматриваются только как результат рационального оценивания действительности. «Ценность усматривается в предметности объективного порядка, которая обнаруживается в реальной действительности, в том числе в природе, осмысленной через дух созерцающего и оценивающего субъекта. Говоря иначе, ценностью оказываются интенциональные предметы, т.е. те предметы, которым придан и предзадан смысл» (45, с. 198). Вместе с этим, в этих учениях «сохраняется стремление к объективному (сверхчувственному) и общезначимому (нерелятивному) пониманию ценностного мира», которое выводится из закономерностей развития и целостности Мира как такового.
Выделение Паскалем двух типов суждений: суждения чувства и суждения математического рассудка, а также его идея о последовательном переходе ценностного суждения от ценностей морали к ценностям религии и к ценности святого, обеспечивающем устойчивость бытия человека, послужили основанием возникновения или совершенствования целого ряда аксиологических теорий. М.Шелер, развивая содержание формулы Паскаля «le couer a ses raisons» («у сердца свои доводы») построил свою теорию ценностей. Эта работа была продолжена Н. Гартманом, Б. Вышеславцевым, она нашла свое отражение в психологии К.Юнга. В исследованиях позднего В. Дильтея и позднего Г. Риккерта также появились положения, позволяющие отнести их исследования к этой группе теорий.
Наиболее значимые для нас являются идеи М. Шелера (79), который возникновение ценностей связывает с актами индивидуального духа, управляющего и руководящего влечениями человека. О роли индивидуального духа в процессе возникновения ценностей говорит и В. Дильтей, который исходит из признания в человеческой природе (человеческом духе) неких скрытых схем переживания самой жизни. В результате этого переживания у людей образуется изначальный фундаментальный опыт, где «Я» и Мир не расчленены, а конституирующим моментом выступает дух. Таким образом, ценности возникают в результате переживания, в структуре которого представлена духовная деятельность человека в её нерасчлененности. В переживании дано все непосредственно, значение каждой части определяется её отношением к целому - это жизненное, а не познавательное отношение к миру, т.к. в нем не расчленяется полнота жизни на субъект и объект.