Для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять – необходимо иметь основу власти. Чтобы обладать властью, руководитель должен иметь возможность держать под контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость и заставит действовать так, а не иначе. Это «что-то» есть потребности. Согласно классификации Френча и Рэйвена, власть может принимать формы:
Власть, основанная на принуждении (влияние через страх). Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, что помешает удовлетворению какой-нибудь насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности. Плутарх заметил: «В работе, ориентированной на людей, есть только один ключ к успеху – ДОВЕРИЕ». Достичь же доверия при использовании влияния через страх – сложно. Поэтому данная форма власти применяется не часто. Существуют данные о том, что организации, где применяется власть, основанная на принуждении, имеют менее высокую производительность труда и более низкое качество продукции.
|
|
Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. Власть, основанная на вознаграждении, действенна при условии, что руководитель сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением, и фактически предложить ему это вознаграждение. Менеджеры многих японских фирм отдают предпочтение моральному вознаграждению, позволяющему удовлетворить потребности в уважении и самовыражении.
Экспертная власть (влияние через разумную веру). Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
Эталонная власть (влияние с помощью харизмы). Харизма – это власть, построенная не на логике, не на давних традициях, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера определяется отожествлением исполнителя с лидером или влечением к нему.
Законная власть (традиционная власть). Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг – подчиняться им. Традиции учат, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми.
В современных условиях из-за меняющихся социальных ценностей многие руководители считают, что наиболее эффективными средствами влияния на тех, кто не занимает управленческих должностей, коллег, и на тех, кто не принадлежит к данной организации, является убеждение и участие. В предприятиях общественного питания инженер, например, проводя контрольную варку, убеждает поваров в необходимости соблюдения технологических режимов обработки сырья и полуфабрикатов для обеспечения качества кулинарной продукции.