Рассмотренные закономерности управления в сложных экономических системах наглядно иллюстрируют тот факт, что для генерации (выработки) в них эффективных управляющих воздействий необходимо, с одной стороны, создание соответствующих алгоритмов управления, а с другой – переработка значительных объемов разнообразной информации.
Именно этим вызвано широкое развитие работ по созданию экономических информационных систем (ЭИС), базирующихся на применении разнообразных экономико-математических методов и моделей, используемых для моделирования управленческих процессов и средств вычислительной техники и программного обеспечения, обеспечивающих оперативную и достоверную обработку всей необходимой информации в интересах достижения поставленных целей.
ЭИС – это совокупность различных средств, предназначенных для сбора, обработки и выдачи информации с целью оптимизации принятия решений, в результате которых снижается непосредственное участие человека в осуществлении того или иного производственного процесса или процесса управления.
|
|
При этом под оптимизацией понимается выбор того или иного варианта управления, при котором достигается минимальное или максимальное значение некоторого критерия, обеспечивающего качество управления.
Задачи, решаемые в ЭИС, обуславливаются целями и условиями функционирования экономических объектов. С их помощью реализуются такие сложные проблемы управления в экономике, как:
– непрерывность и динамичность принятия решений;
– многовариантность расчетов;
– обеспечение сбора данных в реальном масштабе времени;
– организация сплошного комплексного учета и экономического анализа и др.
Что можно ожидать от внедрения информационных систем?
Внедрение информационных систем может способствовать:
- получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;
- освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
- обеспечению достоверности информации;
- замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
- совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
- уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
- предоставлению потребителям уникальных услуг;
- отысканию новых рыночных ниш;
- привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.
Следует заметить также, что ИС сами по себе дохода не приносят, но могут способствовать его получению. Они могут оказаться дорогими и, если их структура и стратегия использования не были тщательно продуманы, даже бесполезными. Внедрение информационных систем связано с необходимостью автоматизации функций работников, а значит, способствует их высвобождению. Могут также последовать большие организационные изменения в структуре фирмы, которые, если не учтен человеческий фактор и не выбрана правильная социальная и психологическая политика, часто проходят очень трудно и болезненно.
|
|
Создаваемые и функционирующие ЭИС могут значительно отличаться характером и объемом решаемых задач, типами объектов управления и рядом других признаков.
Их обычно классифицируют по различным признакам, среди которых можно выделить следующие:
- уровень действия (государственный, региональный, муниципальный, объединений, предприятий или фирм);
- сфера применения или предметная область (бухгалтерские, статистические, налоговые информационные системы и т.д.);
- степень интеграции (многоуровневые или корпоративные);
- способ обработки информации (централизованный, децентрализованный и др.);
- назначение или характер объектов управления (административное, производственное, социальное и др.);
- степень автоматизации (ручные, автоматизированные и автоматические);
- характер получаемой информации (информационно-справочная, информационно-советующая, управляющая).
Несмотря на вышерассмотренную классификацию можно представить обобщенную характеристику информационной системы предприятия или фирмы в разные периоды времени в зависимости от состава решаемых задач и цели ее применения (табл. 1.1).
Таблица 1.1