Невозможно представить себе общение и деятельность без речи, которая в свою очередь основана на языке. Язык – это система слов, выражений, правил их объединения в осмысленные высказывания, используемая для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке.
При передаче информации нужно возникшую мысль, идею сначала оформить во внутренней речи, а затем высказаться. Возможны потери информации на разных этапах при сообщении или ее искажение, непонимание в процессе информационного приема, осмысления, запоминания. Величина потерь определяется: общим несовершенством человеческого языка, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы, наличием или отсутствием доверия к собеседнику, личными целями, индивидуально-психологическим особенностями, как коммуникатора, так и реципиента и др.
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Важную роль при этом играет: точность употребления слов, выразительность и доступность, правильность построения фраз и ее доходчивость, произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации («Молодец!»).
|
|
2. Речевые звуковые явления:
- темп речи (быстрый, средний, замедленный);
- модуляция высоты голоса (плавная, резкая);
- тональность голоса (низкая, высокая);
- ритм речи (равномерный, прерывистый);
- тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий).
Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3. Выразительные качества голоса:
- специфические звуки - смех, плач, шепот, вздохи;
- разделительные звуки – кашель, хмыкание;
- нулевые звуки – паузы.
Важно также в процессе вербального общения учитывать факторы, существенно влияющие на его эффективность:
- состав аудитории (культурно-образовательный уровень, национальные, возрастные и профессиональные особенности реципиентов);
- содержание и характер самого высказывания (недопустим авторитарный тон, безапелляционность коммуникатора; необходимо проявлять доверие к партнерам по общению, советоваться с ними);
- объективная самооценка коммуникатора своей компетентности в тех или иных вопросах, его речевая грамотность, умение регулировать и корректировать речевые звуковые явления и выразительные качества голоса.