Тема: Изобретение содержания речи

Классический античный риторический канон определяет 5 этапов пути от мысли к слову. Перечислим эти этапы.

1) Инвенция (лат. inventio) – изобретение, нахождение; задача – изобрести, что сказать.

2) Диспозиция (лат. dispositio) – расположение; задача – расположить изобретенное.

3) Элокуция (лат. elocutio) – словесное оформление мысли; задача – украсить изобретенное словами.

4) Запоминание (лат. memorio) – заучивание речи наизусть; задача - отрепетировать речь.

5) Произнесение (лат. actio) – разыгрывание речи с использованием жестов, мимики, голосовых данных оратора.

Этап изобретения – важнейший момент ораторского искусства. Античный образец предлагает готовую, четко очерченную программу, понятийную решетку, в соответствии с которой можно представить любую тему. Эта система понятий предлагает способы мысли о любой данной теме. Основу этой системы понятий составляют так называемые топосы или общие места. Топосы предоставляли говорящему способы развития идей.

Различаются внешние и внутренние топосы. Внешние топосы – это смысловые единства, которые отложились в культуре и служат отправными точками мысли. В обыденной речи они именуются ценностями. Внешние топосы состоят из двух соотносительных категорий (вера–неверие, бытие–сознание, знание–невежество и т.д.). Внутренние топосы представляют собой отношения, посредством которых связываются части внешних топосов. Внутренние топосы подразделяются на три группы: 1) определения; 2) соположения; 3) обстоятельства.

Топосыопределения:

· сущность (Риторика – наука, изучающая отношение мысли к слову)

· имя (Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось)

· присущее/привходящее (Личиком бел, да душою чёрен)

· признак (Знать птицу по перьям, а молодца по словам)

· род/вид (Ветви одних деревьев покрываются листьями, а других – хвоей или иглами.)

· часть/целое (В комнате было просторно: у окна стоял письменный стол, в углу – кровать, возле двери – стеллаж с книгами.)

· соотносительность (Каков поп, таков и приход)

Топосысоположения:

· сравнение: сопоставление или противопоставление (

· несовместимость (Гусь свинье не товарищ)

Топосыобстоятельства:

· места (На чужой сторонушке рад своей воронушке)

· времени

· цели (Мы рождены, чтоб сказку сделать былью)

· предыдущее и последующее (Сделал дело – гуляй смело)

· действие и претерпевание (Не о том речь, чтоб виновного сечь, а о том, где он)

· основание

· средство (Его цель – получение крупного наследства, а средством её достижения стало физическое устранение других наследников).

образ действия

Вопросы:

1. Раскройте содержание этапов античного риторического канона.

2. Что является основой изобретения содержания речи? Дайте определения основных «внутренних» топосов. Приведите свои примеры.

3. Какова роль «внешних» топосов в организации социальной жизни и ведении «информационной войны»?

Задания:

Задание 1. Прочитайте и проанализируйте приведенные ниже отрывки речей. Какие внутренние и внешние топосы использованы в них? Как они связаны между собой? Попытайтесь составить смысловые схемы данных отрывков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: