Состав онтологии

Как правило, базовыми компонентами рассматриваемого вида онтологий являются классы, описывающие понятия предметной области и связи между ними. Следует отметить, что смысл термина «класс» и способы использования классов в процессах формирования онтологий существенно отличаются от традиционных механизмов применения классов, характерных для объектно-ориентированного программирования (хотя некоторые идеи, лежащие в основе методов разработки онтологий, берут свое начало именно в объектно-ориентированном подходе к системному проектированию). В области онтологического анализа классы не рассматриваются как «инкапсулирующие» типы данных, описывающие не только свойства объектов класса, но и методы их обработки. В онтологиях класс в первую очередь отражает именно структуру (смысловое содержание) своих объектов. Заметно отличаются и отношения между классами, которые в объектно-ориентированном программировании сводятся лишь к наследованию.

В контексте примера можно считать, что онтология, реализуемая в виде совокупности связанных классов (описывающих понятия предметной области), вместе с набором индивидуальных экземпляров (объектов) этих классов образует рассматриваемую базу знаний. Например, класс «Вирусы» (рис. 5.2) в данном случае представляет все вирусы. Класс может иметь подклассы, которые определяют более конкретные понятия, чем надкласс. Конкретные вирусы могут являться экземплярами подклассов. Например, вирус «MKWorm.715» будет экземпляром подкласса файловых вирусов Worm.

Для описания свойств классов и экземпляров в Protege используется механизм слотов. Можно сказать, например, что на уровне класса у экземпляров класса «Вирусы» есть слоты, которые описывают опасность, резидентность, размер и т. д.

На практике разработка онтологии включает:

- определение классов в онтологии;

- организацию классов в таксономическую иерархию;

- определение слотов и описание допустимых значений этих слотов.

Рис. 5.2. Некоторые классы онтологии компьютерных вирусов

Далее можно создать базу знаний, определив отдельные экземпляры классов и введя в соответствующие слоты их значения и, возможно, дополнительные ограничения на эти значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: