Аквинат значительно обогатил религиозную концепцию государства. В результате долгих поисков и переосмыслении различных теорий, он пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения воли Всевышнего во имя людей.
В работе «Сумма теологий» Аквинат рассматривает вечное право, божественное право, естественное право и позитивное право.
1) Вечное право – это мудрость Бога, оно направляет все развитие мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права.
2) Божественное право (заповеди) – дополнительное руководство к естественному праву.
3) Естественное право – это присущие всем нормальным людям стандарты истины и справедливости.
4) Позитивное право – это вводимые государством законы, которые не позволяют людям делать зло и нарушать мир. Позитивный закон, подчеркивал Аквинат, вводится согласно разуму. Это означает, что и монарх подчиняется разуму и естественному праву, как любой человек.
Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, то оно не законно и является искажением права. Только в данном случае Аквинат признавал правомерным выступление народа против монарха. В иных случаях выступление против власти является смертным грехом.
Религиозная концепция государства способствовала дальнейшему развитию политической мысли. В частности она внесла в общение людей дух нового христианского правосознания. И хотя религия учила людей беспрекословно подчиняться власти, все же между государством и обществом появляются христианские нормы морали, что способствовало
В Новое время возникает гражданская концепция политической мысли. Благодаря исследованиям таких выдающихся мыслителей как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и других, учения о политике и государстве были подняты на качественно новый теоретический уровень. В этот период политическая наука освобождается от философско-этических и религиозных взглядов и постепенно трансформируется в самостоятельную науку.
Появляется гражданская концепция политической мысли, отправной точкой которой становится индивид – гражданин.
Макиавелли Никколо (1469 – 1527) – выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель. Свои основные политические взгляды и убеждения он изложил в таких произведениях как: «Государь», «О военном искусстве», «История Флоренции». Содержание этих произведений позволяет определить Макиавелли как одного из ранних представителей политической теории капитализма. В своем «новом методе» Макиавелли первый выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления. Он считал, что политическая наука должна постигать истинное положение вещей, решать реальные задачи власти и управления, а не рассматривать воображаемые ситуации. По мнению Макиавелли, государство не божий промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми, между правителем и подданными. Цель этих отношений – обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности. Макиавелли считал, что власть любого государства должна опираться на хорошие законы и на сильное войско. А сам правитель должен быть подобен кентавру, соединяющему в себе силу льва и хитрость лисицы.
Из всех форм государственного правления Макиавелли отдавал предпочтение республиканской форме. Он считал, что именно в ней возможно наилучшим образом сочетать блага и свободы граждан, соревнуясь друг с другом и заботясь как о частных, так и об общественных интересах.
Гоббс Томас (1588 – 1679) – выдающийся философ и политический мыслитель Англии. Основным его политическим трудом считается книга «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.). Его концепция была направлена на разработку светской теории политической власти и государства, то есть он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Развивая теорию светского происхождения власти, Гоббс приходит к выводу о том, что государство возникает в результате общественного договора. В своей книге «Левиафан» он описывает хаос (войну всех против всех) в котором пребывали люди в догосударственном состоянии. В поисках выхода из хаоса, люди заключили договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государства. Таким образом, люди добровольно ограничили свою свободу в обмен на закон и порядок. Поэтому источником королевской власти является общественный договор, в результате которого и появляется государство.
И.Кант и Ф.Гегель обосновали принципы гражданского общества, правового государства и правового закона. Канту принадлежит определение государства как объединения людей, подчиненных правовым законам. Государство, по Канту, это правовая организация, основанная на таких априорних принципах, как свобода, равенство и самостоятельность граждан. Гегелевская «Философия права» оказала большое влияние на развитие политической мысли 19-20 веков. Его понимание права, морали, свободы человека, соотношения семьи, государства и гражданского общества до сих пор остаются классическими. Согласно Гегелю, государство представляет собой некую самостоятельную волю взятых по отдельности индивидов. Здесь естественные, то есть абсолютные, права граждан достигают наивысшего проявления и развития. Государство стремится сделаться независимым от воли отдельных людей. Оно точно указывает отдельным людям их обязанности. На этом пути государство превращается в машину, в систему внешних зависимостей. Оно не только скрепляет общество правовыми отношениями, но и способствует единству в нравах, образовании и во всеобщем образе мыслей и действий.
С середины Х1Х века в политической науке выделилось марксистское направление общественной мысли, связанное с именем К.Маркса. По мнению Маркса, государство является особым устройством общества, а политическая власть - порождение экономической власти. «Политическая власть в собственном смысле слова, - писал он, - это организованное насилие одного класса для подавления другого». Что касается правовых отношений, то они коренятся в материальных отношениях, являются порождением форм производства. Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества.
К.Маркс был убеждён в исторической ограниченности буржуазных общественных отношений, которые, рано или поздно, должны будут уступать своё место более передовым и прогрессивным отношениям, названным им социалистическими и коммунистическими общественными отношениями.
Современный облик политология начинает приобретать со второй половины XIX века. Это в значительной мере связано с общим прогрессом социологических знаний, с развитием эмпирических методов исследования.
В этот же период политология становится самостоятельной, независимой академической дисциплиной. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра «История и политическая наука». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. в США создается Американская ассоциация политических наук, которая существует и в настоящее время.
В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы, следовательно, как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX века.
В России в конце XIX — начале XX веков политическая наука развивалась достаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М. Острогорский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.
Однако, после революции 1917 г. и установления советской власти, политология оказалась под запретом. Тоталитарному режиму было невыгодно обучать своих граждан политической грамотности. Отдельные политические исследования проводились в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права, но они были настолько заидеологизированы, что не могли дать правильных ответов на запросы времени.
Понятие политической власти
Власть – это способность и возможность оказывать воздействие на поведение на деятельность других. Сущность власти заключается в отношениях господства и подчинения, которые возникают между теми, кто приказывает и теми, кто эти приказы исполняет, или на кого направлены властные воздействия. В обществе существует множество различных видов власти, например, такие как: родительская, экономическая, юридическая, духовная, идеологическая, информационная и т д.
Структура властных отношений включает в себя следующие компоненты:
1. Субъект власти – тот, кто отдает распоряжения и должен обладать рядом качеств: иметь желание властвовать, быть готовым к связанной с властью ответственности, быть компетентным, знать настроение подчиненных, владеть ситуацией, умело использовать ресурсы, обладать авторитетом.
2. Объект власти – тот, на кого направлено властное воздействие.
По средствам воздействия и мотивам подчинения можно выделить такие виды власти как:
- власть, основанная на страхе;
- на вознаграждении и заинтересованности в подчинении;
- на авторитете носителя власти;
- на традиции и привычке подчиняться;
- на нормах права и образцах культуры и др.
3. Ресурсы, позволяющие субъекту осуществлять властное воздействие на объект:
- важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления);
- средства, споосбные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса);
- инструменты, с помощью которых можно лишить человека ценностей (оружие, карательные органы в целом).
Классификация ресурсов с точки зрения сфер общественной жизни: экономические ресурсы,социальные, кульутрно-информационные, демографические.
4. Подчинение того, над кем осуществляется власть.
Политическая власть имеет ряд отличительных признаков от иных видов власти:
1. Всеобщий обязательный характер власти и верховенство над всеми иными видами власти.
2. Монополия на регламентацию политической жизни, на издание указов, распоряжений и т п.
3. Право на насилие – легальность и монополия в использовании силы в пределах своей страны.
4. Возможность использования самых разнообразных ресурсов для достижения своих целей.
Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Само слово легитимность происходит от латинского legitimus - законный. Легитимность – это уверенность народа в том, что власть будет выполнять свои обязательства; это признание авторитета власти и добровольное ей; это представление о правильном и целесообразном использовании властных полномочий.
Макс Вебер (1864-1920) выделял три основных типа политического господства и соответствующие им формы легитимности:
1. Традиционное господство – легитимность основанная на традициях патриархального общества, например, монархия – традиционная легитимность.
2. Харизматическое господство – легитимность, основанная на реальных или мнимых выдающихся качествах правителя, вождя, пророка – харизматическая легитимность.
3. Господство, основанное на рационально созданных правилах – рационально правовая легитимность законопослушных граждан в демократическом обществе.
Легитимность власти тесно связана с ее эффективностью. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать не легитимной.
О том, что легитимность власти снижается, свидетельствуют признаки:
а) рост степени принуждения;
б) ограничение прав и свобод;
в) запрет на деятельность политических партий и независимой прессы;
г) рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;
д) неспособность власти справляться с экономическими проблемами, её низкая экономическая эффективность, проявляющаяся в снижении уровня жизни различных групп населения.