Вопрос 3. Анализ(греч. — разложение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

Анализ (греч. — разложение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Такими частями могут быть отдельные вещественные элементы объекта или его свойства и отношения.

Синтез (греч. — соединение) — объединение — реальное или мысленное — различных сторон, частей предмета в единое целое.

Анализ и синтез бывают:

· прямой, или эмпирический (используется для выделения отдельных частей объекта, обнаружения его свойств, простейших измерений и т.п.).

· возвратный, или элементарно-теоретический (базируется на некоторых теоретических соображениях причинно-следственной связи различных явлений или действии какой-либо закономерности; при этом выделяются и соединяются явления, представляющиеся существенными, а второстепенные игнорируются);

· структурно-генетический (требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые оказывают решающее влияние на все остальные стороны объекта).

Д едукци я(лат. — выведение):

а) переход в процессе познания от общего к единичному (частному); выведение единичного из общего;

б) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений - посылок к их следствиям (заключениям).

Дедуктивная форма познания реализуется через силлогизмы — опосредованное умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, выводится третье суждение.

Главным правилом, или аксиомой, силлогизма является следующее суждение: «Все, что утверждается (отрицается) относительно каждого предмета, утверждается и относительно любой части предмета».

Индукция (лат. inductio — наведение) — умозаключение от частных, единичных фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

В более широком смысле слова, индукция — это метод познания как совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим.

Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности и их признаков. Обнаруживая сходные черты у многих предметов определенного класса, мы делаем выводы о том, что эти черты присущи всем предметам данного класса. Индуктивные выводы всегда имеют вероятностный характер.

Индуктивные умозаключения делятся на следующие основные группы:

полная индукция — это такое умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса. Она дает достоверные выводы, поэтому полная индукция широко используется в качестве доказательства;

неполная индукция — это такое умозаключение, в котором общий вывод получают из посылок, не охватывающих всех предметов класса. Различают три вида неполной индукции:

а) индукция через простое перечисление, или популярная индукция, представляет собой умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на том основании, что среди наблюдаемых фактов не встретилось ни одного, противоречащего обобщению: то, что верно в наблюдавшихся случаях, верно в следующем или во всех наблюдавшихся случаях, сходных с ними. Этот вид индуктивного обобщения существует до тех пор, пока не встретится случай, противоречащий ему. Популярную индукцию нередко называют индукцией через перечисление случаев.

б) индукция через отбор фактов осуществляется не на основе первых попавшихся фактов, а путем отбора их из общей массы по определенному принципу, уменьшающему вероятность случайных совпадений.

в) научная индукция — умозаключение, в котором общий вывод обо всех предметах класса делается на основании знания необходимых признаков или причинных связей части предметов класса. Научная индукция может давать не только вероятные (как два других вышеизложенных вида неполной индукции), но и достоверные выводы

Причинная связь явлений может быть установлена при помощи логических приемов, называемых методами установления причинной связи, или методами научной индукции. Таких методов пять:

· метод единственного сходства — сущность его заключается в том, что если два или более случаев исследуемого явления имеют общим лишь одно обстоятельство, а все остальные обстоятельства различны, то это единственное сходное обстоятельство и есть причина данного явления;

· метод единственного различия — сущность его заключается в том, что если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем сходны и различны только в одном обстоятельстве, то это обстоятельство, присутствующее в первом случае и отсутствующее во втором, и есть причина изучаемого явления;

· соединенный метод сходства и различия, представляющий собой комбинацию двух первых методов;

· метод сопутствующих изменений — сущность его заключается в том, что если возникновение или изменение одного явления всякий раз необходимо вызывает определенное изменение другого явления, то оба эти явления находятся в причинной связи друг с другом;

· метод остатков — если сложное явление вызывается сложной причиной, состоящей из совокупности определенных обстоятельств, и мы знаем, что некоторые из этих обстоятельств являются причиной части явления, то остаток этого явления вызывается остальными обстоятельствами.

Аналогия — представляет собой способ получения нового знания об изучаемом предмете (явлении), опирающийся на ранее приобретенные знания о другом во многом объективно подобном, сходном, но по существу различном объекте. Объектами аналогий могут быть исследуемые предметы и отношения между ними.

Для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо, чтобы:

а) были схвачены внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов;

б) эти объекты были подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных;

в) круг совпадающих признаков был как можно шире;

г) учитывалось не только сходство, но и различия — чтобы последние не перенести на другой объект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: