Формирование фонематической системы

Работа по нормализации функциональной активности фоне­матического звена языковой системы и восприятию звукового потока проводилась в двух планах: 1) морфолого-грамматичес-кого анализа, способствующего осознанию значения слов и сло­восочетаний; 2) звуко-буквенного анализа.

При расстройстве фонематической системы особое значе­ние имеет создание у ребенка состояния крайнего недоволь­ства своим дефектом и создание «языковой установки» на звуко-слоговое творчество.

В работе по морфолого-грамматическому анализу приме­няются упражнения на восприятие и воспроизведение слов, близких по звучанию, но имеющих различие в одну (глас­ную или согласную) фонему в отрезке слова — приставке, корне, суффиксе, окончании. Эти упражнения развивают наблюдательность над языковыми правилами фонологического уровня структуры языка и развивают умение исполь­зовать фонемные изменения слов для передачи точного се­мантического значения.

Работа над звуко-буквенным анализом включает произ­вольные операции с фонемами: 1) подсчитать количество звуков в слове или фразе, произнесенных логопедом; подо­брать эти звуки; 2) написать или подобрать из разрезной аз­буки слоги, слова, фразы через несколько секунд после того, как они были произнесены логопедом; 3) определить пред­ложенный звук в обычной разговорной речи; 4) подсчитать, сколько слогов и звуков в одной, двух фразах логопеда (ре­бенок может сразу выкладывать палочки, отмечая уже про­изнесенное число слогов); 5) отобрать картинки, изобража­ющие предмет, название которого содержит в начале, середине или конце определенный звук; 6) придумать сло­ва, содержащие определенный слог или звук; 7) найти в тек­сте слова, содержащие предложенные звуки; 8) определить заданные звуки в речи ребенка с дизартрией, говорящего достаточно разборчиво.

Для тренировки слуховой сосредоточенности и звукоречедвигательной памяти полезна игра в «испорченный теле­фон». В игре должны принимать участие взрослые и дети (последние с хорошей или средней степенью внятности речи). Не стоит использовать часто применяющийся у больных с дислалиями прием — постановку звука через другой звук, так как мы считаем, что у данного контингента детей это осложнит кинестетический анализ слов.

Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская ре­абилитация и социальная адаптация больных детс­ким церебральным параличом. — Ташкент, 1979. — С. 95—106; 132—146; 239—243; 318—331; 442—460.

М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: