1) Исследование точности движений.
Рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.
Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки» (дорожки по Л. А. Венгеру. Рис. 6).
Критерии оценки:
4 балла – при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;
3 балла – выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;
2 балла – выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;
1 балл – не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;
0 баллов – невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.
|
|
«Дорожки»
Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.
Рис.
Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.
Рис. 6
2) Исследование графических навыков.
Инструкция:
1. «Проведи прямую линию».
2. «Проведи прямую линию слева направо».
3. «Проведи прямую линию сверху вниз».
4. «Проведи линию короче данной; длиннее данной».
5. «Соедини точки».
6. Рисование волнистых и ломаных линий (по образцу).
7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).
8. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) по линейке («заборчик», «цепочка»).
Критерии оценки:
4 балла – графические навыки сформированы соответственно возрасту;
3 балла – задание выполняется медленно, неуверенно;
2 балла – задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;
1 балл – нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;
0 баллов – задание не выполняется.
3) Исследование на переключаемость («заборчик»).
Экспериментатор рисует ребенку образец на нелинованной бумаге (см. рис. 7).
Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги».
Рис. 7
Критерии оценки:
4 балла – правильное выполнение задания, узор соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам;
3 балла – задание выполняется медленно, неуверенно;
2 балла – задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;
1 балл – нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;
0 баллов – задание не выполняется.