Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией используются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной. При исследовании функций органов артикуляции проводится анализ по следующим позициям:
– состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);
– возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая*, кинестетическая диспраксия, апраксия);
* Кинестетическая диспраксия (апраксия) выражается в хаотичном поиске нужной артикуляции при произвольном движении.
Кинетическая диспраксия (апраксия) выражается в трудностях при переключении с одной артикуляционной позы на другую.
– качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).
В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входят:
|
|
– обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;
– обследование кинетического орального праксиса;
– обследование динамической координации артикуляционных движений;
– обследование мимической мускулатуры;
– обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.
После завершения всего обследования составляется профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией (см. график № 1). Пункты на графике с 14 по 19 отражают состояние артикуляционной и мимической моторики. Балльная оценка функции позволяет оценить не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности.
На графике представлена кривая, демонстрирующая состояние моторного развития (общего, ручного, артикуляционного) на момент обследования. После проведения коррекционных мероприятий на графике отражается динамика в виде второй кривой. Таким образом, на графике можно увидеть результаты коррекционной работы.