Системы образования Норвегии, Швеции, Дании

Система образования скандинавских стран строится примерно по одной модели и имеет общие особенности. Во-первых, большая часть учебных заведений в этих странах – государственные, более того немногочисленные частные школы и вузы получают от государства субсидии. Поэтому образование в Скандинавии бесплатное, приходится платить только регистрационные и небольшие студенческие взносы. Так что основная статья расходов иностранного студента – проживание и питание. А в Дании студентам даже выплачивают стипендию и выдают ссуде на обучение. Впрочем, ссуду можно получить и в Норвегии, Швеции и Финляндии.

Во-вторых, в отличие от других европейских стран, предуниверситетская школьная программа длится не два, а три года, так что скандинавы оканчивают гимназию в 19 лет. Что, однако, не мешает скандинавским университетам быть более либеральными по отношению к иностранным абитуриентам. Многие из них готовы взять семнадцатилетнего выпускника российской школы, конечно при наличии у того хорошей подготовки, способностей и знания, по крайней мере, английского языка.

То, что большинство скандинавов говорит на английском языке, как на родном, феномен известный. Кстати, не в последнюю очередь благодаря тому, что ряд предметов в школе и, особенно в вузе, преподается на английском. Причем, число университетских программ на этом языке с каждым годом растет, а учебная литература по отдельным дисциплинам существует исключительно на английском. И это тоже плюс для иностранца.

В Скандинавии самый высокий в Европе бюджет, выделяемый на образование – 7,8% ВВП (при среднем 4,9%). Общие принципы образования, провозглашаемые в Северной Европе, непрерывность, доступность для всех и универсальность (котируемость за рубежом). И действительно, шведы, норвежцы, датчане, финны с упорством учатся всю жизнь, посещая всевозможные курсы, тренинги или народные школы – тоже чисто скандинавское изобретение.

Система народных школ, придуманная в XIX веке датским епископом, философом и поэтом Николаем Гундтвигом, была революционной для своего времени, поскольку предполагала невиданную по тем временам свободу и демократичность. Два главных нововведения Грундтвига – диалог, как основной метод обучения, и школьное самоуправление. Народные школы баз преувеличения сыграли огромную роль в формировании демократического общества в Скандинавии. Кроме того, они оказали влияние на систему образования в этих странах в целом (в частности, такие черты скандинавских учебных заведений, как неформальная атмосфера на занятиях, свобода в выборе курсов и дружеский контакт с преподавателем, идут оттуда).

В народных школах можно изучать практически все что угодно, начиная от серьезных дисциплин (например, философии, международного права, лингвистики) и заканчивая курсами по интересам (например, шитье, керамика, йога, вождение мотоцикла). Есть и чисто скандинавская специализация – «жизнь на свежем воздухе»: походы, ночевки в снежных норах, рыбалка, охота, пикники, альпинизм. Сон в палатке под звездным небом, празднование рождества у костра в ледяной норе, белые ночи в воздушных спальных мешках на каменистых склонах у водопадов – вот она северная романтика.

Скандинавские учебные заведения открыты для иностранцев, но при этом эмиграция, даже квалификационная (то есть из иностранных выпускников местных вызов) не поощряется. Разрешение на пребывание в стране выдается строго на срок учебы, после окончания которой вы обязаны покинуть гостеприимную Северную Европу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: