Финляндия – один из мировых лидеров в образовании

Финляндия занимает лидирующие позиции в мире по уровню функциональной грамотности (93%) и зачислению в средние и высшие учебные заведения (103 на 1 тыс. жителей). Для сравнения – соответствующие показатели для США – 82% и 95. Среднее девятилетнее образование имеют 40,6% финнов, лицейское – 36,1%, высшее – 23,3%.

В течение XX в. финская система образования претерпела значительную эволюцию. С момента принятия в 1921 г. закона о всеобщем бесплатном образовании (сам принцип был записан еще в конституции 1919 г.) до 70-х гг. основой такого образования были шестилетние (начальные) народные школы. После четырех лет обучения в них учащиеся могли перейти в пятилетнюю среднюю школу, после шестилетнего курса – в трехлетнюю гимназию. Затем на основе народных и средних школ была создана единая система – так называемые основные (общеобразовательные) школы.

Финские дети приобщаются к знаниям в системе дошкольного обучения. В соответствии с существующим законом муниципалитеты обязаны организовать его для всех детей шестилетнего возраста на бесплатной основе, 75% маленьких финнов сейчас охвачены дошкольным образованием. Новым знаниям и умениям их обучают с помощью игровых методов; программа рассчитана на 700 учебных часов.

Всеобщее обязательное образование предполагает девятилетнее обучение (начиная с 7 лет) в общеобразовательных школах. В стране их насчитывается примерно 4300, общее число учащихся в них – около 600 тыс. (по данным на 2002 г.).

В общеобразовательной школе обучение ведется по следующим предметам: родной язык, второй государственный язык (в Финляндии их два – финский и шведский), математика, физика, химия, история, обществоведение, музыка, изобразительное искусство, география, религия или этика, биология, экология. Ученики могут изучать и факультативные предметы.

Школы в основном содержатся муниципалитетами. Частных учебных заведений немного. Государство участвует во всех расходах по содержанию школ (31% бюджета Министерства просвещения, примерно 1,7 млрд. евро). Учеба, включая учебники, бесплатная. Все учащиеся получают бесплатные горячие обеды (эта традиция существует в Финляндии уже около 60 лет).

Большое внимание уделяется поддержанию доброжелательных отношений между учителем и школьниками, уважению личности ребенка. Например, публичное объявление оценки, обидные комментарии допущенных ошибок считаются непростительным педагогическим просчетом, и профпригодность учителя в таких случаях ставится под серьезное сомнение.

Воспитание здорового человека – одна из задач финской школы: уроков физкультуры здесь в два раза больше, чем в российских школах, значительно сокращен объем домашних заданий, организуется огромное количество спортивных и оздоровительных мероприятий, очень сильна пропаганда здорового образа жизни.

В общеобразовательной школе работают немногим более 41 тыс. преподавателей. На каждого из них приходится примерно 15 учащихся (в лицеях – 18, в профтехучилищах – 11, в университетах – 20, в политехнических вузах – 28). Зарплата школьного учителя – 2-3 тыс. евро, т.е. в 20 и больше раз выше, чем у нас.

После окончания девятилетней школы учащиеся могут поступить либо в лицеи (их иногда называют гимназиями), либо в профессиональные училища. Обучение в них, за исключением учебников, бесплатное.

В лицеи (гимназии) поступают более 50% выпускников в возрасте от 16 до 19 лет. Эти учебные заведения сами отбирают учеников на основе их успеваемости в общеобразовательной школе. В принципе обучение трехлетнее, но сроки могут быть сокращены до двух или увеличены до четырех лет – в зависимости от продвижения самих учащихся по программе. Форма учебы – курсовая, без деления на классы. В лицеях около 75 курсов (т.е. 75 учебных пятидневных недель).

По окончании лицея учащиеся сдают студенческие экзамены, которые дают право на поступление в высшие учебные заведения. Форма экзаменов – единая по всей стране, вопросы готовятся экзаменационной комиссией, подведомственной Министерству просвещения. Абитуриенты, сдавшие государственные выпускные экзамены, получают аттестаты и белые студенческие фуражки, которые они бережно хранят всю жизнь.

Обязательных экзаменов четыре: по родному языку абитуриента, по второму государственному, по иностранному, а также, на выбор, по математике или биологии, географии, химии, физике, истории и обществоведению, религии, этике, философии, психологии. Экзамены сдаются в три этапа в течение 18 месяцев.

Профессиональное обучение выпускники общеобразовательных школ могут получить в профтехучилищах. Их в Финляндии 334, обучаются в них примерно 160 тыс., преподавателей – свыше 14 тыс.

В профессиональных учебных заведениях, помимо теоретических знаний, учащиеся получают практические навыки в мастерских своего училища или на производственной практике.

Финским школьникам предоставляется немало дополнительных возможностей расширить и сделать более разносторонним свое образование.

Согласно результатам исследования, проведенного ОЭСР в январе 2004 года, Финляндия, наряду с другими странами Северной Европы, занимает лидирующее место по использованию средств информатики и коммуникации в школах. 80% учащихся общеобразовательных школ, лицеев и профтехучилищ обеспечены компьютерами, установленными в этих учебных заведениях; каждое из них имеет свои сайты в Интернете.

Особую роль в успехах Финляндии играет университетское образование (каждый четвертый финн – выпускник университета), которое имеет здесь давние традиции. Первое учреждение университетского типа – Королевская Абосская академия – было основано в 1640 году, когда Финляндия входила в состав Швеции. В 1828 году академия была переведена в новую столицу Великого княжества Финляндского г. Хельсинки и по указу Александра I преобразована в Императорский Александровский университет – ныне Хельсинский университет, ведущий в стране. Кроме него до середины 90-х гг. XX в. в Финляндии было еще только одно высшее заведение университетского уровня – Высшая технологическая школа. Затем началось бурное развитие высшего образования, которое привело к тому, что сейчас в десяти городах Финляндии насчитывается 20 университетов и приравненных к ним вузов (в двух из них преподавание ведется на шведском языке): 10 многопрофильных университетов, 3 технических вуза, 3 – экономических и 4 – художественных разного профиля. Кроме того, на университетском уровне, но вне системы Министерства просвещения действует Высшая школа обороны, которая обеспечивает высшее военное обучение. Сеть университетов Финляндии покрывает всю страну, включая самый северный регион – Лапландию.

Основные направления университетского образования – научно-техническое, гуманитарное и естественнонаучное. Финляндия занимает первое место в мире по проценту студентов, изучающих прикладные науки, математику и инженерные специальности – 27% (для сравнения: в США – 14%, в среднем по развитым странам – 15%).

Все университеты являются государственными: около 70% их финансирования поступают из государственного бюджета (в 2002 г. – 1 млрд. 123 млн. евро), остальные средства выделяют различные государственные фонды, Академия наук, муниципалитеты и частный сектор (всего 642 млн. евро).

По итогам учебы в университете можно, в зависимости от сданных экзаменов, получить низшую степень – бакалавра (таких выпускников называют кандидатами) или высшую степень – магистра, а при продолжении образования защитить научную диссертацию на степень лицензиата и доктора наук. Для получения степени бакалавра требуется три года (минимум 120 учебных недель), магистра – пять лет (160 учебных недель); ежегодно их получают 12 тыс. человек. Докторская степень присуждается 1200 выпускникам в год (средний возраст этой категории за последнее время снизился до 32 лет).

Обучение в Финляндии бесплатное. Больше того, в начале 1990 г. была создана новая система государственной помощи учащимся гимназий, лицеев и вузов, которой сейчас пользуются примерно 75% из них, в возрасте свыше 16 лет. Пакет помощи состоит из стипендий, субсидий на жилье (примерно 500 евро в месяц) и гарантированных государством банковских кредитов (300 евро в месяц). Студенты также получают дотации на питание и учебные поездки.

В каждом университете имеется союз студентов, защищающий интересы последних. Членство в нем обязательно для тех, кто желает получить степень магистра; оно дает право студентам на различные льготы и услуги (включая студенческие поликлиники и столовые).

Учащиеся лицеев также имеют собственное объединение – союз старшеклассников.

Профессиональные технические вузы – параллельный сектор образования того же уровня. Эти учебные заведения в большинстве своем представляют собой многопрофильные региональные вузы, деятельность которых отличается тесной связью с производством и бизнесом. Как и университеты, профессиональные вузы расположены по всей стране.

Профессиональные вузы ведут обучение по следующим отраслям: техника и транспорт, управление и торговля, социальные услуги и услуги здравоохранения, сфера культуры, туризма, общественного питания и хозяйственных услуг; возобновляемые природные ресурсы, гуманитарная и педагогическая сфера. Обучение составляет 3,5-4 года (140-160 учебных недель), включая производственную практику и написание дипломной работы по специальности.

По окончании профессиональных вузов выпускники получают степень магистра.

На ближайшие годы планируется активно развивать в стране систему виртуальных университетов (первые и успешные шаги в этом направлении предпринимаются с 2001 г.).

В 1970-х г. в Финляндии действует и расширяется система так называемых открытых университетов, в которых бесплатно могут обучаться все желающие, независимо от возраста и подготовки.

Давние традиции в Финляндии имеют летние университеты, в которых все желающие могут получить необходимые знания для поступления в вузы. Они действуют в 113 коммунах, в них обучаются примерно 70 тыс. человек.

За последние двадцать лет важной составной частью Финляндии в сфере образования стало обучение взрослых. Уровень образования в старших возрастных группах ниже, чем в младших (40,6% не имеют специального образования после народной или средней школы). В связи с постепенным выходом на пенсию больших возрастных групп, родившихся в первые годы после второй мировой войны, потребность в обучении взрослого населения, вероятно, будет продолжать расти. Сейчас на курсах для взрослых, организованных в более чем 1 тыс. учебных заведений, ежегодно обучаются около 1 млн. финнов.

Важную форму образования представляет собой обучение взрослых по направлению службы занятости. Ее цель – повысить предложение квалифицированной рабочей силы и облегчить безработным возвращение на рынок труда.

Развитие системы образования в Финляндии во многом способствовало бурному росту экономики и социальному прогрессу в стране, формированию эффективной политики в области инноваций, научных исследований и технологических разработок, во многих областях которых финны стали мировыми лидерами. Финская модель основана на трехстороннем сотрудничестве: университеты, государственные предприятия и частные компании объединили свои исследовательские ресурсы.

Государство активно поощряет научно-исследовательскую деятельность в университетах. Ежегодно на эти цели выделяется 25-30 млн. евро. Примечательно, что студенты не обязаны передавать права на свои изобретения и открытия университетам, а имеют право самостоятельно патентовать их и распоряжаться ими на коммерческой основе.

С 1995 года в Финляндии принята общенациональная Стратегия учебных заведений наиболее высокого уровня, которая ставит своей целью повышение качества и эффективности образования и научных исследований.

Финляндия одна из первых в Западной Европе использовала опыт технополисов, в частности Силиконовой долины (Калифорния), но не механически (как это бывает у нас), а применительно к своим специфическим условиям. Одним из первых был создан технопарк в г. Оулу на основе местного университета.

Технопарки – пример объединения в единое целое образования, исследования и внедрения. К работе были подключены частные компании, в основном небольшие и очень динамичные. Для реализации идей разработчиков государство выделяло субсидии; всячески поощрялась здоровая конкуренция. В рамках такого подхода родилась, например, знаменитая операционная система Linux, созданная молодым программистом Линусом Торвальдсом – студентом Хельсинского технологического университета. Сейчас таких технопарков (в Финляндии их иногда называют «технологическими деревнями») свыше 20. Многие из них расположены в северной части страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: