Тема 8. Подготовка и организация социологического исследования

Современная социология немыслима без проведения эмпирических исследований. Под эмпирическим исследованием понимается система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой в целях получения достоверных данных об изучаемом социальном явлении или процессе.

Эмпирическое социологическое исследование состоит из трех основных этапов, каждый из которых содержит в себе ряд процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Стратегия и тактика эмпирического исследования задается программой исследования.

Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции исследования и обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

методическая часть - определение обследуемой совокупности и характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема - это всегда противоречие между знаниями и потребностями людей в решении каких-то задач и незнанием путей и средств их реализации. Последнее, в свою очередь, обусловливается отсутствием или недостаточностью знаний о закономерностях функционирования и развития изучаемых объектов. Решить проблему - значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Социальная проблема – это существующая в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Важной задачей социолога является перевод проблемной ситуации в постановку проблемы. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;

2) вычленить наиболее существенные моменты, элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не другим наукам. Социологу надо решить, какие социальные группы и личности связаны с этой проблемой;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов;

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу и провести беседу с экспертами.

На основе сформулированной проблемы в программе определяются цели и задачи исследования. Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата. Цель исследования – это общая направленность исследования, всегда ориентированная на разрешение поставленной проблемы. Задачи конкретного социологического исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Они определяют предполагаемые пути и средства разрешения исследуемой проблемы. Задачи могут быть основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на центральный вопрос исследования – каковы пути и средства разрешения поставленной проблемы? Дополнительные (неосновные) задачи направлены на выяснение сопутствующих главной проблеме исследования обстоятельств, причин, факторов.

Следующим этапом в программе является определение объекта и предмета исследования. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и скрывающиеся в ней противоречия. Таким образом, предмет исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Социальная проблема не существует сама по себе, а всегда предполагает своего носителя - ту общность людей, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом исследования выступают носители той или иной социальной проблемы, т.е. люди, вовлеченные в исследуемый социальный процесс. При этом необходимо, чтобы объект содержал проблему, т.е. объект должен быть носителем противоречия.

Если объект исследования невелик, то возможно сплошное обследование. Если же объект исследования многочислен, то осуществляется процедура выборки, посредством которой из объекта берется та совокупность, которая будет исследоваться.

Совокупность всех возможных носителей социальной проблемы называется генеральной совокупностью. Часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов и правил, называется выборочной совокупностью (выборкой). Число единиц наблюдения выборки называют ее объемом. Существуют различные виды и методы выборки, в том числе вероятностная, случайная, гнездовая, целенаправленная, стихийная и т.д. Выборка является одним из сложных и ответственных этапов программы, поскольку от ее осуществления во многом зависит достоверность исследования. Она должна быть микромоделью генеральной совокупности. Только при соблюдении этого условия выборка будет репрезентативной (представительной). Репрезентативность - это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и элементы генеральной совокупности. Расхождение между генеральной совокупностью и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности. Если выборка осуществлена правильно, то можно рассчитывать на получение надежных результатов исследования, характеризующих генеральную совокупность. Если же выборка осуществлена неправильно, то возникшая на этапе выборки ошибка преумножается в процессе исследования и значительно искажает полученные результаты.

В программе социологического исследования должно быть четко указано: I) каков объект эмпирического исследования; 2) является исследование сплошным или выборочным; 3) если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.

Следующим этапом теоретической подготовки эмпирического исследования является формулирование гипотез исследования. Гипотеза - это научное предположение, сформулированное в утвердительной форме, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Иначе говоря, гипотезы – это предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Совокупность гипотез отражает общую направленность исследования. В социологическом исследовании гипотеза - это научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями.

Роль гипотезы в социологическом исследовании, как, впрочем, и в любом другом научном исследовании, чрезвычайно велика. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов и являются отправными точками исследования. Дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез, поскольку они обусловливают логику всего процесса исследования и последующего анализа результатов. Гипотезы должны быть сформулированы четко и однозначно. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и дополнительные (гипотезы основания и гипотезы следствия). Они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятия. Эмпирические данные, полученные в ходе исследования, служат для проверки выдвинутых гипотез.

Важное место в программе исследования занимает логический анализ основных понятий, которые будут применяться в исследовании. Эта процедура заключается в точном объяснении содержания и структуры основных понятий, т.е. их интерпретации, которая осуществляется с помощью их расчленения (операционализации) на составные элементы, способные описать содержание понятий. Получаемые при этом более простые понятия называются операциональными понятиями.

Весь процесс логического анализа основного понятия в исследовании состоит из двух этапов:

1. Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее полно и точно выражает его сущность.

2. Выявление совокупности операциональных понятий, на которое «раскладывается» основное понятие.

Интерпретация основного понятия позволяет установить, по каким направлениям должен осуществляться сбор количественной информации, а операционализация - о чем следует собирать информацию

Каждое общее понятие раскладывается на такие операционные составляющие, которые могут быть исследованы количественными методами и доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. Нахождение понятий-индикаторов помогает уяснить, как и в какой форме надо подойти к ее информации и каким образом ее измерить. Поэтому социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

Так как всем индикаторам присущи различные характеристики, выступающие в качестве ответов на вопросы, то их расположение в той или иной последовательности по позициям образует шкалу измерений. Измерить можно любой признак, но шкалы (эталоны, измерительные инструменты) будут разными. Правильный выбор индикаторов и построение на их основе шкал позволяют разработать инструментарий для непосредственного измерения сторон и свойств изучаемого явления.

Наибольшее распространение в социологии имеют номинальные, порядковые (ранговые) и интервальные шкалы.

Номинальная шкала устанавливает простую классификацию возможных проявлений признака. Каждому из наименований в перечне присваивается определенный номер - число, с которым в дальнейшем и проводятся математические операции. Будучи простейшей, номинальная шкала пригодна для измерения любых объективных признаков респондента (пол, возраст, семейное положение, род занятий и т.д.).

Порядковая (ранговая) шкала устанавливает интенсивность проявления признака, т.е. позволяет расположить все варианты в порядке возрастания (убывания) некоторого свойства. Расположение вариантов в порядке возрастания (убывания) свойства называется ранжированием, а числа, приписываемые вариантам, рангами.

Интервальная шкала позволяет измерить те признаки и свойства, которые можно выразить числом. Позиции в такой шкале расположены по равным или неравным интервалам, в зависимости от значения индикатора, используемого для конструирования шкалы. С помощью такой шкалы можно измерить стаж работы (до 5 лет, до 10 лет, до 15 лет и т.д.), учебы.

Тщательно разработанная программа социологического исследования – гарантия успешности самого исследования, обоснованности его результатов, их теоретической практической ценности. При невозможности по каким-то причинам разработать полноценную программу разрабатывают ее макет, т.е. упрощенный вариант, в котором содержатся все перечисленные выше компоненты (этапы), но без подробной детализации.

Грамотное поэтапное программирование предстоящей исследовательской деятельности позволяет правильно выбрать метод социологического исследования и перейти ко второму этапу эмпирического исследования – процедуре сбора первичной социальной информации.

Ключевые понятия темы: постановка проблемы, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, генеральная совокупность, выборочная совокупность, выборка, репрезентативность, ошибка репрезентативности, гипотеза, интерпретация основных понятий, операционализация понятия, индикатор, номинальная шкала, ранговая шкала, интервальная шкала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: