Социология образования – отрасль социологического знания, которая изучает развитие и функционирование системы образования как социального института и ее взаимодействие с обществом, с другими институтами. Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.
Таким образом, социология образования изучает все направления удовлетворения потребностей общества, решающиеся через систему института образования, например, такие как духовное и социальное воспроизводство, передача накопленных знаний и опыта, переход новых поколений к более высокому уровню образованности и культуры. Она изучает социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и др. Социологию интересует социальная сторона образования, т.е. как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает те или иные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные социальные роли.
|
|
Основы социологии образования как самостоятельной дисциплины были заложены Э. Дюркгеймом. В дальнейшем социология образования и основные ее проблемы разрабатывались в трудах многих видных социологов, в частности, П. Бурдье (Франция), К. Дженкса (США), Дж. Коулмэна (США) и др. В ХХ веке социология образования активно развивалась в Польше, СССР.
Несмотря на многообразные подходы к определению предмета и объекта образования в разных школах можно остановиться на следующем определении: предметом социологии образования как отрасли науки является выявление закономерностей функционирования системы образования как социального института, ее взаимодействия с обществом, прежде всего с его социальной структурой. Объектом же является изучение сферы образования с позиций его социальной природы, изучение института образования как социального явления, включающего всех людей, их объединения, организации, связи между ними в системе образовательного процесса и в обществе.
Образование как социальный институт представляет собой систему, имеющую внутреннюю структуру: учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (обучающие и обучаемые, педагоги и учащиеся) и учебный процесс как вид социокультурной деятельности. Социологический анализ всех структурных компонентов образовательного процесса позволяет более эффективно разрешать проблемы, которые возникают в сфере образования, особенно в трансформные периоды жизни общества. К числу наиболее актуальных проблем социологического анализа института образования в современных условиях можно отнести следующие:
|
|
- насколько существующая в стране модель образования удовлетворяет потребности общества, в частности, в подготовке специалистов для различных сфер его деятельности;
- устойчиво ли функционируют национальные системы, ступени и типы образования, соответствуют ли они международным стандартам;
- имеется ли ассиметрия (разрыв, несоответствие), дисфункция и диспропорция в подготовке кадров;
-достаточно ли высокое качество профессиональной подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности;
- действенны ли стимулы и мотивации к получению образования у различных социальных групп населения в условиях реализации рыночной модели экономического и социального развития страны;
- насколько полно реализуется закономерность взаимодействия образования, обучения и воспитания с принципами гражданского общества;
- действует ли механизм интеграции, взаимодействия наук, исследующих систему образования.
Особо следует отметить интегративную роль социологии образования, которая, во-первых, состоит в том, что, оставаясь философской наукой на теоретическом уровне, она выполняет методологическую функцию при проведении исследования проблем образования как в рамках узкоспециальных дисциплин, так и в рамках конкретно-практического решения. Во-вторых, социология образования как теория среднего уровня, дающая целостное видение любых проблем образования, позволяет их разрешать не только «по-вертикали», но и «по-горизонтали» в рамках действующего социального объекта. В-третьих, обеспечивая взаимодействие на прикладном уровне родственных наук, таких как социальная педагогика, социальная психология, социальная антропология и т.д., изучающих проблемы образования, воспитания, становления личности со своих позиций, социология сама обогащается, развивается и дифференцируется как теория и практика.
Фундаментальными проблемами анализа в социологии образования остаются:
- образование как устойчивый социальный институт;
- структура института образования и ее модификации;
- институциональная система общества и ее влияние на институт образования;
- социокультурные изменения в обществе и образование;
- государственное и коммерческое образование;
- непрерывное образование;
- модернизация образования;
- глобализация, этнические, демографические и региональные проблемы
образования;
- важнейшие функции института образования (воспроизводство культурных и социальных ценностей, социализация членов общества, функция
социальных и культурных изменений);
- образование как фактор интеграции и дифференциации общества.