Основной этап

Задания теоретического характера:

1 Назовите дефекты твердости и смягчения согласных звуков фонетического характера.

2 Назовите дефекты твердости и смягчения согласных звуков фонематического характера.

3 Объясните причины нарушений твердых и мягких согласных звуков. Охарактеризуйте механизм смягчения звуков.

4 Объясните влияние дефектов смягчения и твердости согласных звуков на состояние письменной речи.

5 Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.

Карточка 1.

Не имеют мягкой пары звуки:

1) [н];

2) [ш];

3) [х];

4) [ж];

5) [ц].

Карточка 2.

Не имеют твердой пары звуки:

1) [ч];

2) [ж];

3) [щ];

4) [ш];

5) [й].

Карточка 3

Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, являются:

1) Прогения.

2) Слабость мышц языка.

3) Короткая подъязычная связка.

4) Снижение физического слуха.

5) Узкое, высокое твердое небо.

Карточка 4

Отличие в артикуляции твердого и мягкого парных звуков определяется:

1) Работой голосовых складок.

2) Наличием преграды в ротовой полости.

3) Подъемом средней части языка к небу.

4) Участием в артикуляции мягкого неба.

5) Способом образования звука.

Карточка 5.

Возможны следующие виды дефектов твердости и смягчения звуков:

1) Замена мягких звуков их твердыми вариантами.

2) Замена одних мягких звуков другими мягкими звуками, одинаковыми по месту, но различными по способу образования.

3) Излишнее смягчение.

4) Искажение твердого звука и его мягкого варианта (носовое, боковое, межзубное и пр.).

5) Смешение твердого и мягкого звуков в речи.

Задания практического характера:

1.Организуется наблюдение студентов за коррекционной работой учителя-логопеда по исправлению дефектов твердости и смягчения согласных звуков у детей. Деятельность студентов организуется по следующему плану:

· Определяют форму нарушения произношения звуков (фонетический или фонематический дефект). Уровень нарушенного произношения. (Ребенок читает стихотворение, составляет рассказ, произносит слова, слоги, звуки самостоятельно и отраженно и т. д.). Заполняется следующая таблица (образец заполнения):

№ п/п Ф.И., возраст ребенка Звуки Состояние артикуляционной моторики Состояние физического слуха Состояние фонематического слуха Примечание
п п’ Б б’ Ф a’ В в’ Т т’ Д д’
                       

· Определяют этап работы над звуком (подготовительный, постановка, автоматизация, дифференциация).

· Определяют целевое назначение приемов работы и упражнений, используемых логопедом.

2.Студенты работают в парах. Организуется деловая игра: «Логопед – логопат». Студенты друг на друге отрабатывают приемы коррекции недостатков твердости и смягчения согласных звуков.

Студенты делятся на группы (по 3-4 человека). Каждая группа составляет конспект занятия с ребенком по коррекции недостатков твердости и смягчения согласных звуков (этапы: подготовительный, постановки, автоматизации, дифференциации). Затем организуется деловая игра по проигрыванию ситуации коррекционного занятия. Организуется совместное обсуждение.

Определяется содержание работы следующего лабораторного занятия. С этой целью обсуждается план индивидуальных занятий детей с недостатками твердости и смягчения согласных звуков. За каждым ребенком, с которым проводится работа, закрепляется группа студентов (2- 5 человек), которые должны разработать конспект индивидуального занятия и подобрать необходимый практический материал.




double arrow
Сейчас читают про: