Задания теоретического характера:
1 Назовите дефекты твердости и смягчения согласных звуков фонетического характера.
2 Назовите дефекты твердости и смягчения согласных звуков фонематического характера.
3 Объясните причины нарушений твердых и мягких согласных звуков. Охарактеризуйте механизм смягчения звуков.
4 Объясните влияние дефектов смягчения и твердости согласных звуков на состояние письменной речи.
5 Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.
Карточка 1.
Не имеют мягкой пары звуки:
1) [н];
2) [ш];
3) [х];
4) [ж];
5) [ц].
Карточка 2.
Не имеют твердой пары звуки:
1) [ч];
2) [ж];
3) [щ];
4) [ш];
5) [й].
Карточка 3
Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, являются:
1) Прогения.
2) Слабость мышц языка.
3) Короткая подъязычная связка.
4) Снижение физического слуха.
5) Узкое, высокое твердое небо.
Карточка 4
Отличие в артикуляции твердого и мягкого парных звуков определяется:
1) Работой голосовых складок.
2) Наличием преграды в ротовой полости.
3) Подъемом средней части языка к небу.
4) Участием в артикуляции мягкого неба.
5) Способом образования звука.
Карточка 5.
Возможны следующие виды дефектов твердости и смягчения звуков:
1) Замена мягких звуков их твердыми вариантами.
2) Замена одних мягких звуков другими мягкими звуками, одинаковыми по месту, но различными по способу образования.
3) Излишнее смягчение.
4) Искажение твердого звука и его мягкого варианта (носовое, боковое, межзубное и пр.).
5) Смешение твердого и мягкого звуков в речи.
Задания практического характера:
1.Организуется наблюдение студентов за коррекционной работой учителя-логопеда по исправлению дефектов твердости и смягчения согласных звуков у детей. Деятельность студентов организуется по следующему плану:
· Определяют форму нарушения произношения звуков (фонетический или фонематический дефект). Уровень нарушенного произношения. (Ребенок читает стихотворение, составляет рассказ, произносит слова, слоги, звуки самостоятельно и отраженно и т. д.). Заполняется следующая таблица (образец заполнения):
| № п/п | Ф.И., возраст ребенка | Звуки | Состояние артикуляционной моторики | Состояние физического слуха | Состояние фонематического слуха | Примечание | |||||
| п п’ | Б б’ | Ф a’ | В в’ | Т т’ | Д д’ | ||||||
· Определяют этап работы над звуком (подготовительный, постановка, автоматизация, дифференциация).
· Определяют целевое назначение приемов работы и упражнений, используемых логопедом.
2.Студенты работают в парах. Организуется деловая игра: «Логопед – логопат». Студенты друг на друге отрабатывают приемы коррекции недостатков твердости и смягчения согласных звуков.
Студенты делятся на группы (по 3-4 человека). Каждая группа составляет конспект занятия с ребенком по коррекции недостатков твердости и смягчения согласных звуков (этапы: подготовительный, постановки, автоматизации, дифференциации). Затем организуется деловая игра по проигрыванию ситуации коррекционного занятия. Организуется совместное обсуждение.
Определяется содержание работы следующего лабораторного занятия. С этой целью обсуждается план индивидуальных занятий детей с недостатками твердости и смягчения согласных звуков. За каждым ребенком, с которым проводится работа, закрепляется группа студентов (2- 5 человек), которые должны разработать конспект индивидуального занятия и подобрать необходимый практический материал.






