Методы познания, используемые в ходе написания курсовой работы

Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:

- целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи: исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей);

- планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

- активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения).

Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго

контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.

Анализ и синтез.

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п.

Анализ — необходимый этап в познании объекта.

В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т.п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого.

Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое целое,

Анкетирование - письменный опрос по заранее продуманной программе, важное средство сбора материала. Важно, чтобы вопросов было немного, но они содержали бы различные варианты ответов.

Интервью - это беседа, большая часть которой носит монологический характер. Вопросы задает исследователь, отвечает — испытуемый. Как правило, интервью записывается на магнитофон.

Тестирование - это способ определения с помощью тестов наличия тех или иных качеств, свойств личности по специально разработанной методике. Как правило, связано с наличием эталона и способа обработки собранного материала.

С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы.

Сбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточников, научной и учебной) начинается с подготовки библиографического списка.

Источниками для формирования библиографического списка могут быть:

  • список обязательной и рекомендованной литературы по изучению

· учебной дисциплины;

· библиографические списки в учебниках и монографиях;

· предметные каталоги библиотек, рекомендации преподавателя,

  • Интернет.

Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему. Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования.

В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура исследования, его содержание и объем работы.

Хотя структура работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же после сбора и анализа материалов.

Продуктивность исследования зависит от тщательности изучения опубликованных научных работ. Исследователь должен знать, что уже было сделано, какие попытки предпринимались для решения интересующей его проблемы.

Важным этапом при выполнении курсовой работы является классификация получаемых материалов с целью их последующего анализа. Классификация может проводиться различными способами.

Фиксация материала на карточках: указываются содержание и источник материала (автор, название, место и время издания, вопросы, рассматриваемые в источнике).

Аннотационные записки - точное и краткое изложение содержания источника или проведенной работы, описание ее результатов. При этом выделяются ведущие идеи, ключевые вопросы и положения.

Реферирование - краткое, логичное изложение изучаемого материала; выделяются ведущие идеи, оцениваются излагаемые факты, определяется собственное отношение к материалу.

На основе методов научного познания проводится структурирование исследования, что позволяет определить логику изложения материала.

Приложение

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: