Раздел 2. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

В наиболее общем виде можно выделить основные угрозы и опасности для российского общества:

· в политической сфере – любые действия, направленные на подрыв целостности России, интеграционных процессов в сфере ее национальных интересов, терроризм; действия, ведущие к ослаблению или подрыву международных позиций страны;

· в экономической сфере – деиндустриализация России, потеря промышленного и технологического потенциала; закрепление топливно-сырьевой специализации страны в мировой экономике; ослабление ее экономической самостоятельности; неплатежи, выражающиеся в неоплате государственных заказов; задержка выплаты пенсий и заработной платы; монопольное ценообразование на продукцию, безработица и др.

· в финансовой сфере – прогнозные оценки по существенному ослаблению США в результате финансово-экономического кризиса оправдались не в полной мере. Наоборот, предпринятые руководством Соединенных Штатов шаги по стабилизации финансовой системы, сохранение статуса американского доллара как мировой валюты все более отчетливо реализуют планы Вашингтона по переносу издержек кризиса на экономику других стран. Подтверждением этого фактора служит фактический отказ от идеи создания новой мировой резервной валюты, крайне сложное продвижение инициативы Российской Федерации по превращению рубля в универсальное платежное средство на пространстве СНГ, а также неизменная, даже в условиях финансово-экономического кризиса, политика большинства государств по формированию своих золотовалютных резервов на базе не монетарного золота, а американского доллара.

В целом налицо обострение соперничества между США и Россией по всем пунктам международной повестки дня и наиболее остро – в финансово-экономической сфере. Поэтому для Российской Федерации, которая еще достаточно длительное время не будет обладать возможностями по изменению глобальных тенденций в финансово-экономической сфере, угрозы и вызовы в этой области приобретают особое значение [4].

· в военной сфере – сохраняющаяся военная опасность со стороны ведущих стран Запада, наращивание ими военной мощи, расширение НАТО на Восток к границам России; сохранение ведущими зарубежными странами политики, направленной на достижение явного военного превосходства (прежде всего в стратегических ядерных силах), развитие высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, создание стратегических вооружений в неядерном оснащении, развертывание глобальной системы ПРО США и милитаризация околоземного космического пространства.

· в энергетической сфере – темпы потребления исчерпываемых и невозобновляемых ресурсов превышают темпы освоения замещающих их источников энергии; одноцелевое использование органического топлива (углеводородов) и неиспользование его как сырья для химической переработки; развитие энергетики сопровождается увеличением ее негативного воздействия на окружающую среду; сохраняется преимущество экспорта первичных энергоносителей относительно продуктов их переработки; недостаточное привлечение в страну инвестиций и создание рабочих мест. Борьба за энергетические ресурсы стала лейтмотивом государственной политики целого ряда стран. Внимание ведущих стран мира сосредотачивается на обладании доступа к источникам энергоресурсов, находящихся на Ближнем Востоке, в бассейне Каспийского моря и в районах Арктики. По оценкам национального совета США (доклад «Глобальные тенденции – 2025: изменившийся мир»), уровень потребления традиционных энергетических ресурсов – нефти − уже в ближайшее десятилетие существенно превзойдет возможности по их добыче.

Несмотря на то, что в рамках Энергетической стратегии на период до 2020 года ведется большая работа по наращиванию мощностей добычи углеводородов, разведке и переработке нефти и газа, уязвимость России от прибылей нефтяного и газового экспорта пока не уменьшается. За счет критического состояния транспортной инфраструктуры, в том числе магистральных трубопроводов, нарастает риск возможного срыва наших обязательств по долгосрочным контрактам.

Все это делает вопрос обеспечения энергетической безопасности страны одним из ключевых в политике обеспечения национальной безопасности [4].

· в экологической сфере – к тенденциям, имеющим для развития Российской Федерации стратегический характер, относятся тотальные техногенные и антропогенные воздействия на среду обитания. Особенно чувствительно это проявляется в Арктике. По разным источникам, в Мировой океан ежегодно попадает от 5 до 100 млн т нефти. Основные массы нефти поступают в моря российской Арктики с суши по рекам с бытовыми и ливневыми стоками. Кроме этого, нефтегазовая промышленность России ежегодно выбрасывает в атмосферу 2,5 млн т загрязняющих веществ, сжигает в факелах порядка 6 млрд. м3 нефтяного газа, оставляет неликвидированными десятки амбаров с буровым шламом, забирает и загрязняет около 800 млн м3 пресной воды, нарушает около 13 тыс. га земель (рекультивируется менее половины), образует порядка 600 тыс. т нефтесодержащих отходов [5]. Проблема охраны окружающей среды приобретает политический характер. Активизируется международный экологический мониторинг для сбора компрометирующей с точки зрения охраны окружающей среды информации для дискредитации арктической политики России. Таким образом, системную угрозу национальной безопасности России в экологической сфере представляет крайне хрупкий экобаланс на территории страны, особенно в Арктике, низкая степень готовности государства к снижению антропогенного влияния на окружающую среду.

· в информационной сфере − значительная часть всех информационных и телекоммуникационных систем, эксплуатируемых в Российской Федерации, создано на базе зарубежных информационных технологий вследствие невысокой конкурентоспособности продукции отечественной микроэлектронной промышленности, российского телекоммуникационного оборудования, средств вычислительной техники и программных продуктов. Растет зависимость российской радиоэлектронной промышленности от поставок зарубежной электронной компонентной базы. Отмечается ухудшение ситуации, связанной с состоянием компьютерной и кибер-преступности в стране, распространением компьютерных вирусов. Компьютерная преступность охватила практически все сферы жизнедеятельности страны, особенно-кредитно-финансовую.

Поэтому важной задачей является повышение устойчивости и защита национальной информационной инфраструктуры, включая российский сегмент сети Интернет, от деструктивных воздействий со стороны недружественных государств и международных террористических организаций, а также формирование системы международной информационной безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: