В течении всей жизни каждый человек постоянно пользуется набором всевозможных алгоритмов – правил, которые заложены природой, даны воспитанием, обучением, тренировкой, выработаны на основе собственного опыта. Инструкции, в которых указано, как пользоваться лифтом, телефоном, различными автоматами и бытовыми приборами, правила перехода улицы, оказания первой медицинской помощи, распорядок дня, кулинарные рецепты, порядок проведения химического опыта, правила вычислений, методы решения алгебраических и геометрических задач – всё это можно считать алгоритмами. Алгоритмы экономят силы и время человека, так как однажды усвоенным правилом (алгоритмом) он может пользоваться всю жизнь.
Алгоритм – точное и понятное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.
Всякий алгоритм составляется в расчете на определенного исполнителя. Им может быть человек, робот, компьютер и др. Чтобы составить алгоритм для исполнителя, нужно знать, какие команды исполнитель может понять и исполнить, а какие нет.
|
|
Исполнитель алгоритма – некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом.
В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.
Алгоритму присущ ряд свойств, наличие которых и гарантирует получение решения задачи исполнителем без особого труда.
Свойства алгоритма:
· Понятность – исполнитель должен знать как его исполнять.
· Дискретность – алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых шагов.
· Определенность – каждое правило алгоритма должен быть чётким, однозначным и не оставлять место для произвола.
· Результативность – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.
· Массовость – алгоритм должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.
Задания:
1. Составить алгоритм перехода улицы на переходе без светофора (со светофором).
2. Крестьянин должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. За один раз он может перевезти либо только волка, либо только козу, либо только капусту. На одном берегу нельзя оставить вместе одних козу и волка, а также козу и капусту. Составьте алгоритм переправы на другой берег. (Эта задача встречается в рукописях VIII в.)
3. Исполнитель умеет умножать число на 2 и увеличивать число на 1. Составьте для этого исполнителя алгоритм получения числа 100 из единицы.