Вопрос 9. Компетентностный подход в правовом образовании

Инновационные процессы в современном правовом образовании требуют усиления практической направленности обучения, путь реализации которого связан с компетентностным подходом.

В переводе с латинского компетенция означает происхождение (competentia — принадлежать по праву и competere — добиваться, соответствовать, подходить). Соответственно слово «компетенция» может иметь два разных значения: во-первых, это круг полномочий какого-либо учреждения или лица, во-вторых, это круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. В современной педагогической литературе слово «компетенция» нередко употребляется в том же значении, что и компетентность, т. е. термины используются как синонимы. Боголюбов Л.Н. усматривает различие этих терминов. Слово «компетенция» объективно отражает статус данного лица и определяемые этим статусом права и обязанности. Очевидно, что компетенция учителя права отличается от компетенции директора школы. А компетентность означает способность конкретного лица успешно выполнять функции, определяемые компетенцией, соответствующей его положению в обществе (например, занимаемой должности). Компетенция — это объективный, безличный показатель, относящийся к определенному статусу, а компетентность — это личностные качества, соответствующие данной компетенции. Применительно к обществознанию и праву, речь идет прежде всего о компетенции каждого гражданина, обладающего широким спектром прав и обязанностей, и о компетентности определенного их обладателя, т. е. способности человека грамотно, со знанием дела пользоваться правами и исполнять обязанности. В дискуссии о модернизации общего образования понятие компетенции (компетентности) получило разную трактовку. Наиболее распространенная точка зрения:

Компетенция - это готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач.

Современные нормативные требования к выпускникам средней школы, изучающим базовый курс обществознания и права, включают не только наличие определенных знаний и умений, но также умение и готовность их применять в практической деятельности и повседневной жизни: - для успешного выполнения типичных социальных ролей; - для совершенствования собственной познавательной деятельности; - для критического восприятия информации и осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; - для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; - для ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; - для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; - для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. Имеется в виду, что все указанные действия выпускники будут выполнять грамотно, со знанием дела, т. е. компетентно.

Ключевые компетенции

Слово «ключевые» означает, что речь идет о компетенциях, которые относятся к широкому спектру деятельности. Они являются результатом обучения по многим учебным дисциплинам. Основа таких компетенций — универсальные знания, т. е. разносторонние, предназначенные для разнообразного применения. Универсальными являются фундаментальные знания, включающие в себя широкие теоретические обобщения, основные научные категории. К ним принадлежит, например, понятие «государство», которое является «ключом» к изучению любого конкретного государства от античности до современности. Такие обобщения и умения отличаются от умений, ограниченных выполнением однотипных действий. Например, универсальное умение работать с печатным текстом охватывает более конкретные его проявления (как умение работать с литературно-художественным произведением, научным, философским, публицистическим и иными текстами). Речь идет об обобщенных способах деятельности. Ключевые компетенции опираются на универсальные знания, умения, обобщенный опыт творческой деятельности и т. п. Их формированием в школе занимается не один преподаватель, а весь школьный педагогический коллектив.

В состав ключевых образовательных компетенции, считает А. В. Хуторской, входят: • ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными приоритетами ученика, его способностью понимать окружающий мир, обучение через выполнение практических заданий, оценка успешности обучения; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; • общекультурная компетенция включает опыт освоения учеником научной картины мира, особенностей национальной и общечеловеческой культуры и т. п.; • учебно-познавательная компетенция — это знания и умения целеполагания, планирования, организации, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; • информационная компетенция — это умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать ее; • коммуникативная компетенция — это знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе и т. п.; • социально-трудовая компетенция - это владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере; • личностная компетенция (самосовершенствование) направлена на усвоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, саморегуляции, самоподдержки.

Компетентностый подход предполагает значительное усиление практической направленности образования. Он акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Особую ценность в свете такого подхода приобретают те знания и умения, которые будут востребованы в реальной жизни. Теперь человек должен учиться всю жизнь, в случае необходимости осваивая новые профессии. В современных условиях любой гражданин сталкивается с широким спектром альтернатив, в которых он сам должен сделать выбор и принять на себя его последствия. Экономическая и политическая свобода, мировоззренческий плюрализм заставляют принимать самостоятельные и грамотные решения. Формирование ключевых компетентностей, соответствующих типичным видам деятельности гражданина, стало актуальной задачей общеобразовательной школы. Компетентностный подход предполагает не только усиление практической направленности обучения и воспитания, но и включение важнейших компетенций в педагогическое целеполагание. Это позволит не ограничиваться формированием практических умений, опирающихся на ранее отобранное содержание, а, наоборот, осуществлять отбор содержания, необходимого для формирования тех или иных первоначально определенных компетентностей. Иными словами, компетентностный подход требует начинать с включения компетенций в структуру целей учебного предмета, а затем отбирать содержание, позволяющее их сформировать.

Компетентностный подход влияет на школьный курс обществознания и права. Для того чтобы человек был способен выполнять определенную деятельность, ему необходимо: • знать ту область, в которой будет происходить его деятельность, те процессы, которые протекают в ней, условия, в которых они происходят; типичные проблемы данной области; владеть обобщенными способами, выработанными человеческим опытом деятельности в данной области; • иметь собственный опыт творческого решения проблем, относящихся к данной области; • знать и быть готовым соблюдать правовые и моральные нормы, а также традиции, регулирующие общественные отношения в целом и поведение людей в конкретной области; • иметь ценностные ориентации, позволяющие придерживаться определенного направления этой деятельности; • владеть общими компетенциями, относящимися к самоорганизации в любой деятельности, взаимодействию с другими людьми, решению проблем; • иметь желание действовать, порождаемое потребностями, интересами, установками, относящимися к определенной области.

Базовые социальные компетенции в курсе обществознания и права

По мнению Л.Н.Боголюбова, ключевые компетенции, которые призваны формировать обществоведческие курсы, можно представить в виде двух групп. Первая формируется не только обществознанием и правом, но и другими учебными предметами с использованием их специфических возможностей, вторая — преимущественно средствами обществознания и права. К первой группе можно отнести:

• компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (специфика обществознания и права состоит в усвоении способов приобретения знаний из различных источников социальной информации: философских, научных, статистических, правовых, политических и т. п.);

• компетентность в сфере трудовой деятельности (специфика обществознания и права состоит в раскрытии экономических, социологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности);

• компетенции, связанные с возникновением информационного общества (обществоведческий и правовой курсы дают философско-социологическую и правовую характеристику этого общества, развивают способность критического отношения к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ).

Ко второй группе относятся:

• компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности. Курсы «Обществознаиие» и «Право» содержат существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичной социальной роли гражданина; содействуют развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов;

• компетентность в семейно-бытовой сфере. Обществознание и право характеризуют демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени, культуру топоса;

• компетентность в сфере имущественных отношений. Курсы раскрывают сущность этих отношений, характеризуют права и ответственность собственника, выявляют особенности реализации прав владения, пользования и распоряжения имуществом и другие аспекты правового регулирования имущественных отношений. Тем самым способствуют подготовке компетентного собственника;

• компетентность в потребительской деятельности. Курсы формируют знания и способствуют приобретению опыта решения практических задач, связанных с выполнением типичной роли потребителя, дают представление о рациональном поведении потребителя, характеризуют его права, вырабатывают критическое отношение к рекламе;

• компетентность, касающаяся жизни в многокультурном и многоконфессиональном обществе. Обществознание и право дают материал, позволяющий сформировать взгляд на опасные последствия расизма и ксенофобии, проявления этнического и религиозного экстремизма; могут содействовать воспитанию толерантности, пониманию и уважению иного образа мыслей и образа жизни, формированию способности сосуществовать с людьми других культур, языков и религий. Таким образом, обществоведческое и правовое образование создают необходимые условия для компетентного исполнения типичных социальных ролей.

Создание отдельных элементов компетентности происходит с использованием всего многообразия методических приемов, с помощью которых формируются знания, умения, ценностные ориентации. Особую роль среди них будут играть задания, требующие принятия практических решений в моделируемых конкретных ситуациях. Компетентностный подход — не единственный подход к обществоведческому образованию. Но он актуален наряду с принципами фундаментальности и культуросообразности образования, с личностно-ориентированным подходом и другими современными требованиями. Все они не противоречат друг другу, а взаимно дополняют друг друга, обеспечивая решение комплекса задач, стоящих перед школьным обществознанием и правом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: