Культура, их взаимосвязь

Знатоки насчитывают до 500 определений культуры. Латинское слово cultura первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Цицерон в 45 г. до н.э. применил его в переносном смысле как cultura animi, что переводится как «возделывание, взращивание души, духа». Культуру стали понимать как нечто, противостоящее природе, созданное самим человеком.

Культураэто человекоформирующий феномен, создаваемый самими людьми и существующий в виде особого аспекта жизни общества. Культура проявляется и в предметных результатах человеческой деятельности, и в способах, методах самого осуществления этой деятельности, и в разнообразных нормах (правовых, моральных, религиозных, этических и др.). Культуру подразделяют на три типа: материальную, социальную и духовную.

Материальная культурасовокупность вещественно-энерге-тических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, технику, физическую «телесную» культуру индивида, благосостояние человека и общества и т.д.

Социальная культурасистема правил поведения людей в разных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую и другие разновидности нормативной деятельности.

Духовная культура представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений – знаков. Основные виды духовной культуры – мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д.

Вслед за делением культуры на материальную и духовную в XX веке установилось деление культур на естественнонаучную и гуманитарную. Разделению этих культур и наук способствовали их разные цели: естественные науки стремились изучить природу и покорить ее; гуманитарные своей целью ставили изучение человека и его мира. Разные у них и методы: рациональный – в естественных, эмоциональный (интуитивный, образный) – в гуманитарных.

Успехи естественных наук в XIX–XX веках были настолько велики, что в обществе возникло представление об их всесильности. Только к середине XX века была осознана его тупиковость для человечества. Критичность ситуации наглядно проявилась в тех катаклизмах, которые стали заполнять нашу жизнь: рост преступности, национализма, религиозного и политического фанатизма, терроризм, насилие, жестокость, экологический кризис и прочее.

Сегодня не секрет, что различных видов оружия (ядерного, химического, бактериологического) достаточно для того, чтобы уничтожить все живое на Земле сотни раз. Потрясающие успехи биологии и генетики могут кардинальным образом изменить облик Мира. Колоссальные успехи естественных наук могут обернуться смертью для человечества. Все зависит от того, в чьих руках они окажутся и как дальше будут использоваться. И одна из причин такого угрожающего и пугающего результата научно-технического прогресса – это отчуждение двух культур. Ученые поняли, что проблемы устройства Мира и проблемы духовной сущности человека по многим позициям перекрываются. Оказалось, что физика элементарных частиц объясняет рождение и развитие Вселенной, а человек – это Вселенная в миниатюре. Изучение первого помогает познанию второго, и наоборот.

Естественные науки осознали необходимость интеграции познаний еще в XIX веке. Но несмотря на это, общенаучная идея была сформулирована только в наши дни – это единство эволюции человека и эволюции Вселенной.

Сегодня возникает вопрос, на какой же основе может происходить интеграция накопленных человеком знаний для решения указанной выше глобальной проблемы? Физики считают, что основой может быть эволюционно-синергетическая парадигма. Синергетикаэто теория самоорганизации открытых нелинейных диссипативных систем. К таким системам относятся все: от клетки до Вселенной, от ручейка до мирового океана, от человека до цунами. Парадигмаэто исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Чтобы человечеству выбраться из этого кризиса, нужна новая культура, новый гуманизм в сочетании с научно-техническим прогрессом; нужно духовно и морально возродить человечество, поднять чувство его глобальной ответственности.

Человечество планеты, если оно думает выжить, должно стать единым социальным «суперколлективом» с планетарным разумом.

Выводы:

– Естествознание – совокупность наук о Природе как едином целом.

– Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.

– Дифференция научного знания направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов.

– Интеграция двух культур происходит под влиянием возникших новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: