Ротацизми его исправление

Разнообразныенедостаткипроизношенияфонем р и р' носят названиеротацизма, который можетвыражатьсяв искаженииэтих фонем или в

заменеих другимизвуками. Второй вид дефектаназываетсяпараротацизмом.

Артикуляциязвука р состоитв следующем. Положениегуб зависитот смежныхфонем. Междуверхнимии нижнимирезцамисохраняется

некотороерасстояние. Язык принимаетформу ложечки. Его боковыекрая прилегаютк верхнимкореннымзубам, а переднийкрай (кончик

языка) поднят к альвеолам, соприкасаетсяс ними и вибрируетпод напоромвыдыхаемоговоздуха. Мягкоенёбо поднято и закрываетпроходв

нос. Голосовыесвязки сомкнуты и вибрируют(рис. 26).

Рис. 26. Профильартикуляциизвука р

Рис. 27. Профильартикуляциизвука р'

Рис. 28. Профильартикуляциизвуков л, л'

Мягкийзвук р (р') отличаетсяпо артикуляцииот твердого дополнительнымподъемомспинки языка к нёбуи некоторымего перемещением

вперед(рис. 27).

Рассмотримразновидностиротацизмаи параротацизма.

Часто звук р выступаетв виде горловогодрожащегозвука.

Первыйтип подобнойартикуляции— это велярное p (от греч. velum — мягкое нёбо), при котором корневаячасть языка сближаетсяс нижним

краем мягкого нёба и образуетс ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемыйвоздух вызываетмелкую, беспорядочнуювибрациюмягкого

нёба, в результатечего возникаетшум, который, примешиваяськ тону голоса, сообщаетему специфическоедефектноезвучание.

Второй тип — увулярное р (от греч. uvula — язычок), при котором вибрируеттолько язычок. При этом слышитсяотчетливыйрокот.

Встречаетсяи так называемоеодноударное р, при котором переднийкрай языка лишь один раз прикасаетсяк альвеолам, вибрация

отсутствует. Попытки произнестидлительныйрокочущий звук не удаются.

Нередковстречаетсябоковое р, при котором вместо вибрациипереднегокрая языка взрываетсясмычкамежду его боковымкраем и

кореннымизубами.

Наконец, следуетупомянуть о редком видеротацизма, при котором резкое искажениезвука обусловленотем, что струя выдыхаемоговоздуха

проходитчерез щель, образуемуюмежду боковымкраем языка и верхнимикореннымизубами, приводя в колебаниещеку. Это так называемое

щечное р.

Кроме того, имеетсянескольковидов параротацизма(замена р звуками р', л, л', и (j), г, д).

В большинствеслучаевтот или иной вид ротацизмаохватываеткак твердый р, так и мягкий р'. Нередкооднако при дефектном р отмечается

нормальный р'. Иногда бываети обратноеявление.

Предрасполагающимик ротацизмуанатомическимианомалиямимогут служитькороткая подъязычнаясвязка, узкое и высокое нёбо,

чрезмерноузкий, или массивный, или недостаточнопластичныйязык.

Исправлениеротацизма. В большинствеслучаевдля полученияправильнойартикуляциизвука р необходимыподготовительныеупражнения,

которыеусловно можно распределитьна два вида. Один вид упражненийнаправленна то, чтобы, добившисьправильногоположенияязыка,

получитьтак называемыйфрикативный р, артикулируемыйпри том же положенииязыка, что и нормальный, но пока без вибрации.

Другой вид упражненийнаправленна выработкувибрацииязыка. Если ребенок правильнопроизноситверхние ш и ж, получитьфрикативный

р нетрудно. Достаточнопредложитьему произнестипротяжнофонему ж при несколькооткрытомрте без округлениягуб и переместить

переднийкрай языка немноговперед, к деснамверхнихрезцов. Добившисьцели, следуетзакреплятьфрикативный р на материалеслогов,

слов, а затеми фраз, не дожидаясьусвоения вибрации. Важнопри этом, чтобы полученныйзвук произносилсяс достаточнымнапором

выдыхаемоговоздуха, при минимальнойщели между переднимкраем языка и деснами. Долженбыть ясно слышенне только голос, но и шум

воздуха, проходящегочерез щель.

Для выработкивибрацииследуетисходитьиз быстрогоповторенияна одном выдохезвука д, артикулируемогоособым образом — при

несколькооткрытом рте и при смыканиипереднегокрая языка не с резцами, а' несколькоглубже— с деснамиверхнихрезцов или даже с

альвеолами.

Упражнениеможетсостоять вначалеиз двухи трехкратногоравномерногоповторениязвука д (дд, дд, дд... ддд, ддд, ддд...), затемиз тех же

повторений, но с усилениемпоследнегозвука (дД, дД, дД, ддД, ддД, ддД...) и далееиз многократногоповторениязвука д как равномерного

(ддддддд...), так и с ритмическимвыделением, допустим, каждоготретьегозвука серии (ддД, ддД, ддД, ддД). Работатьдолжен только язык при

неподвижномположениинижнейчелюсти.

В дальнейшемдвух-, трехкратноеповторениезвука д завершаетсяпроизношениемгласногоа или ы (дда, дда, дда... дды, дды, дды... ддда,

ддда, ддды... ддды...).

Другой прием выработкивибрациисостоит в том, что во время длительногопроизнесенияфрикативного р под язык подкладываютзонд с

шарикомна конце. Шарик приводятв соприкосновениес нижнейповерхностьюязыка, после чего быстрымидвижениямизондавправои влево

вызываетсямеханическоеколебаниеязыка, попеременноесмыканиеи размыканиеего переднегокрая с альвеолами(рис. 29). Вместо зонда

можетбыть с успехом использованпалец самого ребенка, предварительночисто вымытыйили обтертыйваткой, смоченнойв спирте. Вначале

движениепальцаосуществляетсяпассивно, с помощьюлогопеда, который держиткисть ребенка. В дальнейшемребенок действует

самостоятельно.__

Рис. 29. Постановказвука р

После того как будет достигнутавибрация, необходимопутем разнообразныхупражненийна материалеслогов, слов и фраз, произносимыхв

постепенноубыстряющемсятемпе, добитьсяавтоматизацииусвоеннойартикуляциии избавитьсяот излишнераскатистогопроизношения р,

неизбежногона раннихэтапахработы. Если вначалеполучитсятолько твердый р, то одновременнос его закреплениемнеобходимоначать

работунад мягким р'. Если же вначалеполучитсямягкий р', то параллельнос его закреплениемследуетначать работунад твердым р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: