Каждая программа на языке Pascal записывается в следующем порядке:
Во-первых, заголовок;
Во-вторых, описательная часть;
В-третьих, операторная часть.
Заголовок состоит из одной строки. Заголовок начинается со слова "Program", затем следует имя программы. Завершается заголовок символом ";". Например:
Program Work1;
Описательная часть должна содержать объявление всех используемых переменных и массивов. Раздел описаний переменных начинается со слова "Var". Элементы описания разделяются между собой символом ";". Каждый идентификатор (имя) может обозначать только один объект описания.
Операторная часть реализует алгоритм решения задачи. Она представляет собой, заключенную в слова "Begin" и "End" последовательность операторов. После слова "End" всегда ставится точка, фиксирующая конец программы.
При записи программы используются латинские буквы, цифры и набор специальных знаков.
В языке Pascal различаются операции деления "/" и целочисленного деления "Div". Для нахождения остатка от деления используется операция "Mod".
В языке Pascale отсутствует символ для обозначения возведения числа в степень. Для этой цели могут использоваться функции. Например, для возведения числа "X" в степень "N", можно использовать следующую конструкцию "Exp(N*Ln(X))".
Для обозначения обрабатываемых объектов используются переменные и константы.
Под переменной понимается программный элемент, который имеет имя и значение. Имя переменной уникально и неизменно, а значение может меняться в процессе выполнения алгоритма.
Имя переменной (идентификатор) представляет собой символьное обозначение, которое отличает заданную переменную от других объектов программу. Имя может содержать буквы, цифры и знак подчеркивания. Первым символом имени должна быть буква. Имя переменной не должно совпадать с зарезервированными (служебными) словами языка.
Можно выделить следующие типы данных:
Во-первых, целое число (Integer). Значение переменной этого типа занимает 2 байта памяти (при реализации в среде Turbo Pascal);
Во-вторых, десятичное число, которое может иметь как целую, так и дробную часть (Real). Значение занимает 4 байта памяти;
В-третьих, строка (String). Занимаемая память зависит от числа символов в строке;
В-четвертых, логический тип (Boolean). Значение переменной этого типа занимает 1 байт памяти.
Все переменные описываются в разделе Var.
Например:
Var
I,J,N,M: Integer;
Sr: Real;
S, S1: String;
FL: Boolean;
Константы не меняют своего значения в процессе выполнения программного кода. Числовые константы могут содержать знак числа и точку, отделяющую целую часть от дробной части. Например: -73; 35.49.
Строковые константы представляют собой последовательность символов, заключенных в апострофы. Например: 'Итоговое значение'.