Основная часть работы содержится в 2-х главах, в которых отражается:
· обзор литературы по теме и выбор направления исследования,
· изложение общей концепции и основных методов исследования,
· описание эмпирической (или методической) части исследования,
· анализ и обобщение результатов исследования.
Распределение основного материала работы по главам определяется автором работы.
Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеобусловленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение, связана с общей целью работы и является базой для последующей главы (в случае ее наличия).
В работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследования, избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии, неоправданного увеличения объема работы.
В первой главе (10–15 стр.) автор осуществляет описание основных этапов в развитии научной мысли в рамках рассматриваемой им проблемы. Необходимо определить основные логические линии в развитии представлений о предмете исследования, а также актуальные сегодня подходы к вопросу. Затем осуществляется идентификация автора в рамках одного из направлений научных исследований, определяется современный уровень разработанности проблемы в рамках выбранного автором направления. Выявляются неисследованные области изучаемого явления, определяется актуальность и возможные направления их изучения. В случае необходимости конструируется идеальная модель изучаемого явления, определяется методология и осуществляется теоретическое обоснование предлагаемых методов исследования.
|
|
При написании первой главы (равно как и работы в целом) автор обязан давать ссылки на авторов и источники, из которых он заимствует материалы или отдельные результаты. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компилятивный пересказ текстов других авторов.
Во второй главе (15–20 стр.) эмпирической работы студент должен сформировать и продемонстрировать умение планировать и проводить эмпирическое исследование, а также умение разрабатывать учебно-методические материалы.
В эмпирической части работы с исчерпывающей полнотой излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы или развитие конкретных направлений в соответствующей сфере психологии. Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором.
|
|
В первом параграфе описываются методология и методы исследования, схема построения исследования, выборка испытуемых.
Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылок на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.
Рассмотрим некоторые ключевые категории, на которые следует ориентироваться в ходе осуществления эмпирической части исследования.
Выборка – это ограниченная по численности группа объектов (в психологии – испытуемых, респондентов), специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств.
Рекомендации по определению требуемого объема выборки:
¨ Если необходимо сравнить 2 выборки, их общая численность должна быть не менее 40 – 50 человек; численность сравниваемых выборок должна быть приблизительно одинаковой.
¨ Если изучается взаимосвязь между какими-либо свойствами, то объем выборки должен быть не меньше 30 – 35 человек.
¨ Наибольший объем выборки необходим при разработке диагностической методики – от 200 до 2500 человек.
В психологических исследованиях при использовании контрольной и экспериментальной группы численность обоих сравниваемых групп должна быть не менее 30 человек в каждой.
Состав выборки должен представлять генеральную совокупность, поскольку выводы, полученные в ходе исследования, предполагается в дальнейшем перенести на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна быть репрезентативной. Автору курсовой работы необходимо использовать специальные приемы, позволяющие получить достаточную для исследователя репрезентативность выборки: простой случайный отбор и стратифицированный случайный отбор.
В последующих параграфах студентом описываются данные, полученные при помощи методик исследования. Автор работы должен статистически подтвердить достоверность полученных результатов, предложить психологическую интерпретацию данных и сравнить их с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ. При этом необходимо также изложить содержательный смысл статистических выводов, определить не только количественную, но и качественную их характеристику.
Для наглядного представления полученных в результате исследования данных используются различные приемы, облегчающие визуальный анализ полученной информации. К таким приемам относят таблицы, ряды распределений, графики, гистограммы.
Обычно в ходе исследования интересующий исследователя признак измеряется не у одного-двух, а у множества испытуемых. Кроме того, каждый объект характеризуется не одним, а целым рядом признаков, измеренных в разных шкалах. Поэтому результаты измерения для дальнейшего анализа чаще всего представляют в виде таблицы исходных данных (первичных данных). Каждая строка такой таблицы обычно соответствует одному объекту, а каждый столбец – одному измеренному признаку. Данную таблицу рекомендуется помещать в приложение.
Таблица первичных данных
№ | Пол | Возраст | Тревожность | Самооценка |
М | ||||
М | ||||
Ж | ||||
… | … | … | … | … |
n | М |
В курсовой работе автор для доказательства установленных в ходе исследований новых закономерностей или обоснования соответствующих выводов обобщает цифровой материал, представляя его в виде таблиц в соответствующих параграфах. Аналитическая оценка экспериментальных данных значительно упрощается и ускоряется при их табличной компоновке. Логика построения таблицы, ее структура должны соответствовать реализации целей, которые автор ставит в курсовой работе.
Например, при необходимости продемонстрировать гендерные различия в степени выраженности показателей личностной тревожности у подростков рекомендуется построить следующую таблицу:
|
|
Таблица – Выраженность показателей уровня личностной тревожности у подростков
Тревожность | Мальчики | Девочки | Всего | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||
Личностная тревожность | высокий | 26,6 | ||||||
средний | 57,8 | |||||||
низкий | 26,6 | |||||||
Основные требования, которым должна удовлетворять таблица:
· достоверность содержащихся данных;
· компактность и наглядность обобщаемых данных;
· логическая взаимосвязь элементов таблицы;
· последовательность размещения граф и столбцов должна обеспечить удобство аналитической оценки данных.
При необходимости по тексту соответствующего параграфа или в приложении необходимо помещать таблицы, содержащие результаты статистической обработки данных.
Например, для иллюстрации выявленных различий в уровне эмпатии у мальчиков и девочек рекомендуется построить следующую таблицу:
Виды эмпатии | U | Уровень статистической значимости |
Эмпатия по отношению к родителям | 1658,5 | 0,302 |
Эмпатия по отношению к животным | 1433,5 | 0,029* |
Эмпатия по отношению к старикам | 1532,5 | 0,094 |
Эмпатия по отношению к детям | 0,002** | |
Эмпатия по отношению к героям худ. фильмов | 1235,5 | 0,002** |
Эмпатия по отношению к незнакомым | 1314,5 | 0,005** |
К данной таблице необходимо примечание, содержащее информацию, на каком уровне статистической значимости выявлены различия:
* - < 0,05
** - < 0,01
Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики, карты и другое) служат для наглядного представления в курсовой работе характеристик объектов исследования, полученных теоретических и (или) экспериментальных данных и выявленных закономерностей.
Диаграмма – один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и используются при анализе значительного объема данных. Различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. Наиболее часто для представления данных используются линейные диаграммы и плоскостные (столбиковые и секторные).
|
|
Графики – это иллюстрации, на которых результаты обработки числовых данных исследования отображаются через условные изображения величин и их отношений посредством геометрических фигур, точек и линий графически.
Неотъемлемым этапом курсовой работы является статистическая обработка экспериментальных данных. Тщательная математическая обработка результатов исследования призвана подтвердить теоретические выводы и заключения по результатам курсовой работы. Следует отметить, что при оформлении курсовой работы статистические гипотезы и статистические решения, как правило, не приводятся. Обычно при описании результатов указывают критерий, приводят необходимые описательные статистики, эмпирические значения критериев и, обязательно, – р-уровень значимости. Затем формулируют содержательный вывод в отношении проверяемой гипотезы с указанием достигнутого или не достигнутого уровня значимости.
Все полученные в ходе статистической обработки результаты необходимо содержательно интерпретировать. Интерпретация или объяснение полученных результатов означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему? Объяснение следует после того, как в исследовании установлены какие-то общие факты или закономерности. Как и все исследование, ход объяснения регулируется первоначальной гипотезой, но поиск его объяснения требует уточнения гипотезы, а иногда и выделения новой, для проверки которой необходима постановка нового эмпирического исследования.
Необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается (или опровергается) результатами, как полученные данные соотносятся с существующими данными, отраженными в научных публикациях, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения.
В заключительном параграфе описываются методические разработки, сделанные на основе полученных в курсовой работе результатов. Это могут быть планы лекций, лекции, специальные задания для самостоятельной работы студентов, тестовые вопросы, психокоррекционные технологии, тренинговые программы и т.д.
Во второй главе (15–20 стр.) теоретико-методической работы студент должен сформировать и продемонстрировать способности разработки учебно-методических материалов: например, курса лекций по теме курсовой работы; планов семинарских занятий (с учетом различных форм их проведения); контрольных вопросов и тем рефератов или устных сообщений; специальных заданий для самостоятельной работы студентов, позволяющих активизировать их творческий потенциал; списка литературы для подготовки к семинарскому занятию и выполнения самостоятельной работы по данной теме (не более 10 источников). Такая работа обязательно должна содержать указания на внедрение в ходе прохождения производственной практики методических разработок либо рекомендаций по дальнейшему их использованию (рекомендуемый контингент, база) и предполагаемый научно-практический результат.
Описание лекционного занятия включает в себя следующие структурные компоненты:
1. Пояснительную записку, в которой должна быть отражена цель лекции, ее место в изложении материала дисциплины, структура (план) и краткое содержание.
2. Текст лекции.
3. Мультимедийная презентация.
4. Отчет об апробации.
Программа тренинга, включает следующие структурные компоненты:
1. Пояснительную записку, в которой должна быть отражена цель тренинга, а также содержаться информация о контингенте и количественном составе участников тренинговой группы, о режиме работы группы и времени реализации программы тренинга. В пояснительной записке приводится также описание структуры и содержания программы, принципы ее построения и работы с ней.
2. Содержание тренинговой программы с указанием темы и цели каждого занятия (5-6 занятий), с описанием используемых процедур (цель упражнения, время проведения, инструкция, вопросы для обсуждения, рефлексия предыдущего занятия в начале занятия и интеграция полученного опыта в конце).
3. Отчет об апробации разработанной программы.
Описание практического (лабораторного, семинарского) занятия включает в себя следующие структурные компоненты
1. Пояснительную записку, в которой должна быть отражена цель занятия, его место в изложении материала дисциплины, структура (план) и краткое содержание.
2. Содержание занятия с указанием цели и темы каждой предложенной активности.
3. Отчет об апробации
Описание электронного учебника занятия включает в себя следующие структурные компоненты:
1. Пояснительную записку, в которой должна быть отражена цель учебника, назначение, актуальность, роль и место в образовательном процессе, практическая значимость, оригинальность, структура (план) и краткое содержание.
2. Содержание учебника.
3. Отчет об апробации
В конце каждой главы следует приводить краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и дает возможность освободить основные результаты, полученные в ходе работы, от второстепенных подробностей.