Основная часть – 20–25 стр

Основная часть работы содержится в 2-х главах, в которых отражается:

· обзор литературы по теме и выбор направления исследования,

· изложение общей концепции и основных методов исследования,

· описание эмпирической (или методической) части исследования,

· анализ и обобщение результатов исследования.

Распределение основного материала работы по главам определяется автором работы.

Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеобусловленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение, связана с общей целью работы и является базой для последующей главы (в случае ее наличия).

В работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследования, избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии, неоправданного увеличения объема работы.

В первой главе (10–15 стр.) автор осуществляет описание основных этапов в развитии научной мысли в рамках рассматриваемой им проблемы. Необходимо определить основные логические линии в развитии представлений о предмете исследования, а также актуальные сегодня подходы к вопросу. Затем осуществляется идентификация автора в рамках одного из направлений научных исследований, определяется современный уровень разработанности проблемы в рамках выбранного автором направления. Выявляются неисследованные области изучаемого явления, определяется актуальность и возможные направления их изучения. В случае необходимости конструируется идеальная модель изучаемого явления, определяется методология и осуществляется теоретическое обоснование предлагаемых методов исследования.

При написании первой главы (равно как и работы в целом) автор обязан давать ссылки на авторов и источники, из которых он заимствует материалы или отдельные результаты. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компилятивный пересказ текстов других авторов.

Во второй главе (15–20 стр.) эмпирической работы студент должен сформировать и продемонстрировать умение планировать и проводить эмпирическое исследование, а также умение разрабатывать учебно-методические материалы.

В эмпирической части работы с исчерпывающей полнотой излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы или развитие конкретных направлений в соответствующей сфере психологии. Весь порядок изложения в работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором.

В первом параграфе описываются методология и методы исследования, схема построения исследования, выборка испытуемых.

Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылок на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.

Рассмотрим некоторые ключевые категории, на которые следует ориентироваться в ходе осуществления эмпирической части исследования.

Выборка это ограниченная по численности группа объектов (в психологии испытуемых, респондентов), специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств.

Рекомендации по определению требуемого объема выборки:

¨ Если необходимо сравнить 2 выборки, их общая численность должна быть не менее 40 50 человек; численность сравниваемых выборок должна быть приблизительно одинаковой.

¨ Если изучается взаимосвязь между какими-либо свойствами, то объем выборки должен быть не меньше 30 35 человек.

¨ Наибольший объем выборки необходим при разработке диагностической методики от 200 до 2500 человек.

В психологических исследованиях при использовании контрольной и экспериментальной группы численность обоих сравниваемых групп должна быть не менее 30 человек в каждой.

Состав выборки должен представлять генеральную совокупность, поскольку выводы, полученные в ходе исследования, предполагается в дальнейшем перенести на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна быть репрезентативной. Автору курсовой работы необходимо использовать специальные приемы, позволяющие получить достаточную для исследователя репрезентативность выборки: простой случайный отбор и стратифицированный случайный отбор.

В последующих параграфах студентом описываются данные, полученные при помощи методик исследования. Автор работы должен статистически подтвердить достоверность полученных результатов, предложить психологическую интерпретацию данных и сравнить их с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ. При этом необходимо также изложить содержательный смысл статистических выводов, определить не только количественную, но и качественную их характеристику.

Для наглядного представления полученных в результате исследования данных используются различные приемы, облегчающие визуальный анализ полученной информации. К таким приемам относят таблицы, ряды распределений, графики, гистограммы.

Обычно в ходе исследования интересующий исследователя признак измеряется не у одного-двух, а у множества испытуемых. Кроме того, каждый объект характеризуется не одним, а целым рядом признаков, измеренных в разных шкалах. Поэтому результаты измерения для дальнейшего анализа чаще всего представляют в виде таблицы исходных данных (первичных данных). Каждая строка такой таблицы обычно соответствует одному объекту, а каждый столбец одному измеренному признаку. Данную таблицу рекомендуется помещать в приложение.

Таблица первичных данных

Пол Возраст Тревожность Самооценка
  М      
  М      
  Ж      
n М      

В курсовой работе автор для доказательства установленных в ходе исследований новых закономерностей или обоснования соответствующих выводов обобщает цифровой материал, представляя его в виде таблиц в соответствующих параграфах. Аналитическая оценка экспериментальных данных значительно упрощается и ускоряется при их табличной компоновке. Логика построения таблицы, ее структура должны соответствовать реализации целей, которые автор ставит в курсовой работе.

Например, при необходимости продемонстрировать гендерные различия в степени выраженности показателей личностной тревожности у подростков рекомендуется построить следующую таблицу:

Таблица – Выраженность показателей уровня личностной тревожности у подростков

Тревожность Мальчики Девочки Всего
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Личностная тревожность высокий   26,6        
средний   57,8        
низкий   26,6        
                 

Основные требования, которым должна удовлетворять таблица:

· достоверность содержащихся данных;

· компактность и наглядность обобщаемых данных;

· логическая взаимосвязь элементов таблицы;

· последовательность размещения граф и столбцов должна обеспечить удобство аналитической оценки данных.

При необходимости по тексту соответствующего параграфа или в приложении необходимо помещать таблицы, содержащие результаты статистической обработки данных.

Например, для иллюстрации выявленных различий в уровне эмпатии у мальчиков и девочек рекомендуется построить следующую таблицу:

Виды эмпатии U Уровень статистической значимости
Эмпатия по отношению к родителям 1658,5 0,302
Эмпатия по отношению к животным 1433,5 0,029*
Эмпатия по отношению к старикам 1532,5 0,094
Эмпатия по отношению к детям   0,002**
Эмпатия по отношению к героям худ. фильмов 1235,5 0,002**
Эмпатия по отношению к незнакомым 1314,5 0,005**

К данной таблице необходимо примечание, содержащее информацию, на каком уровне статистической значимости выявлены различия:

* - < 0,05

** - < 0,01

Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики, карты и другое) служат для наглядного представления в курсовой работе характеристик объектов исследования, полученных теоретических и (или) экспериментальных данных и выявленных закономерностей.

Диаграмма – один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и используются при анализе значительного объема данных. Различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. Наиболее часто для представления данных используются линейные диаграммы и плоскостные (столбиковые и секторные).

Графики – это иллюстрации, на которых результаты обработки числовых данных исследования отображаются через условные изображения величин и их отношений посредством геометрических фигур, точек и линий графически.

Неотъемлемым этапом курсовой работы является статистическая обработка экспериментальных данных. Тщательная математическая обработка результатов исследования призвана подтвердить теоретические выводы и заключения по результатам курсовой работы. Следует отметить, что при оформлении курсовой работы статистические гипотезы и статистические решения, как правило, не приводятся. Обычно при описании результатов указывают критерий, приводят необходимые описательные статистики, эмпирические значения критериев и, обязательно, – р-уровень значимости. Затем формулируют содержательный вывод в отношении проверяемой гипотезы с указанием достигнутого или не достигнутого уровня значимости.

Все полученные в ходе статистической обработки результаты необходимо содержательно интерпретировать. Интерпретация или объяснение полученных результатов означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему? Объяснение следует после того, как в исследовании установлены какие-то общие факты или закономерности. Как и все исследование, ход объяснения регулируется первоначальной гипотезой, но поиск его объяснения требует уточнения гипотезы, а иногда и выделения новой, для проверки которой необходима постановка нового эмпирического исследования.

Необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается (или опровергается) результатами, как полученные данные соотносятся с существующими данными, отраженными в научных публикациях, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения.

В заключительном параграфе описываются методические разработки, сделанные на основе полученных в курсовой работе результатов. Это могут быть планы лекций, лекции, специальные задания для самостоятельной работы студентов, тестовые вопросы, психокоррекционные технологии, тренинговые программы и т.д.

Во второй главе (15–20 стр.) теоретико-методической работы студент должен сформировать и продемонстрировать способности разработки учебно-методических материалов: например, курса лекций по теме курсовой работы; планов семинарских занятий (с учетом различных форм их проведения); контрольных вопросов и тем рефератов или устных сообщений; специальных заданий для самостоятельной работы студентов, позволяющих активизировать их творческий потенциал; списка литературы для подготовки к семинарскому занятию и выполнения самостоятельной работы по данной теме (не более 10 источников). Такая работа обязательно должна содержать указания на внедрение в ходе прохождения производственной практики методических разработок либо рекомендаций по дальнейшему их использованию (рекомендуемый контингент, база) и предполагаемый научно-практический результат.

Описание лекционного занятия включает в себя следующие структурные компоненты:

1. Пояснительную записку, в которой должна быть отражена цель лекции, ее место в изложении материала дисциплины, структура (план) и краткое содержание.

2. Текст лекции.

3. Мультимедийная презентация.

4. Отчет об апробации.

Программа тренинга, включает следующие структурные компоненты:

1. Пояснительную записку, в которой должна быть отражена цель тренинга, а также содержаться информация о контингенте и количественном составе участников тренинговой группы, о режиме работы группы и времени реализации программы тренинга. В пояснительной записке приводится также описание структуры и содержания программы, принципы ее построения и работы с ней.

2. Содержание тренинговой программы с указанием темы и цели каждого занятия (5-6 занятий), с описанием используемых процедур (цель упражнения, время проведения, инструкция, вопросы для обсуждения, рефлексия предыдущего занятия в начале занятия и интеграция полученного опыта в конце).

3. Отчет об апробации разработанной программы.

Описание практического (лабораторного, семинарского) занятия включает в себя следующие структурные компоненты

1. Пояснительную записку, в которой должна быть отражена цель занятия, его место в изложении материала дисциплины, структура (план) и краткое содержание.

2. Содержание занятия с указанием цели и темы каждой предложенной активности.

3. Отчет об апробации

Описание электронного учебника занятия включает в себя следующие структурные компоненты:

1. Пояснительную записку, в которой должна быть отражена цель учебника, назначение, актуальность, роль и место в образовательном процессе, практическая значимость, оригинальность, структура (план) и краткое содержание.

2. Содержание учебника.

3. Отчет об апробации

В конце каждой главы следует приводить краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и дает возможность освободить основные результаты, полученные в ходе работы, от второстепенных подробностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: