double arrow
Практическая работа №1. Литературный язык и языковые нормы, работа со словарями

Литературный язык и языковые нормы, работа со словарями

Цель занятия:

§ закрепить понятие о литературных нормах русского языка;

§ научить исправлять ошибки в устной и письменной речи;

§ научить пользоваться словарями русского языка.

Ход занятия

I. Повторение пройденного теоретического материла, объясните термины: культура речи, признаки литературного языка, правильность речи, общеупотребительные и устаревшие слов;

II. Прочитайте отрывки из стихотворений. Следите за произношением. Объясните произношение выделенных слов. Например, ничтоне мешало – ни[шт]о.

1. И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды

Желанья!... что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – все лучшие годы! (Л.)

2. У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!» (Ес.)

3. И что за диво? …издалёка

Подобный сотням беглецов

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока… (Л.)

4. В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновленья

Без слов, без жизни, без любви. (П.)

5. И сказал ему царь Иван Васильевич:

«Да об чём тебе молодцу кручиниться?..» (Л.)

III. Используя Словарь русского языка С. И. Ожегова или Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова, определите, какие значения имеют слова:

Дорога, короткий, тяжелый, зеркало, огонь, гвоздь, вечер, корень.

Составьте различные словосочетания с этими словами.






Сейчас читают про: