Приёмы управления аудиторией

Важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Он возникает на основе совместной мыслительной деятельности: оратор (излагая тему исследования) и слушатели (следя за развитием мысли) должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории учёные называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно также эмоциональное сопереживание, когда отношение выступающего, его заинтересованность, убеждённость передаются слушателям, вызывая у них ответную реакцию. Если оратор говорит уверенно, ведёт себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашёл нужный подход к аудитории.

На установление контакта влияют следующие факторы:

- актуальность обсуждаемого вопроса, новизна освещения данной проблемы, интересное содержание выступления.

- личность оратора, его эрудированность, его умения, его нравственность.

Каждому выступающему необходимо знать приёмы управления аудиторией и умело пользоваться ими в процессе речи. К таким приёмам относятся: обращение; тайна занимательности; вопросно-ответный ход; юмор; апелляции к речи предыдущего оратора или к событиям, имеющим значимость в данном вопросе.

В публичном выступлении используются прием сопереживания, соучастия, Умелая, своевременная ссылка на авторитеты или известные источникипомогает придать значимость и убедительность позиции оратора. Оживляют выступления примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, крылатые слова.

Переключению внимания помогает обращение к аудитории. Удачно найденные обращения позволяют оратору расположить к себе слушателей.

Также для переключения и удержания внимания может быть использованы риторические вопросы и паузы. Различают паузы хезитации (обдумывания, размышления), интонационно-синтаксические, интонационно-логические, психологические, эмоциональные, ситуативные и физиологические.

Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приёмы, т.е. повышение или понижение тона голоса, изменение громкости или темпа. Известно, что быстрая речь утомляет слушателей, а медленная «усыпляет». Интонация делает устную речь богаче; важен тон голоса, интенсивность, темп речи и тембр голоса.

Таким образом, если оратор заинтересовал слушателей, настроил их на восприятие речи, установил с ними контакт, удержал внимание и интерес аудитории до конца выступления, то его задача выполнена.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что понимается под ораторским искусством?

2. Назовите известные имена в истории развития ораторского искусства.

3. Какие личные качества необходимы хорошему оратору?

4. Когда и где возникло ораторское искусство? При каких формах правления оно процветает?

5. Какие задачи выполняет публичная речь?

6. Назовите этапы подготовки публичного выступления.

7. Каких принципов следует придерживаться во время выступления?

8. Из каких элементов состоит структура выступления?

9. Какие факторы влияют на установление контакта с аудиторией?

10. Какие приёмы управления аудиторией вам известны?


ЛИТЕРАТУРА

1. Акишина А. А., Акишина. Т. Е. Этикет русского телефонного разговора. М., 1990.

2. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. 2-е изд., испр.,М.,2002.

3. Браим И.Н. Этика делового общения. – Минск, 1996.

4. Васильева А.Н. Основы культуры речи.М.,1990.

5. Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д, 2001.

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону, 1995.

7. Введенская Л.А., Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2007.

8. Введенская Л.А., Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2007.

9. Волгин Б., Деловые совещания. – М., 1991.

10. Дебольский М., Психология делового общения. – М., 1992

11. Карнеги Д., Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – Киев, 1989.

12. Кожина М.Н. Стилистика русского языка.М.,1977.

13. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М., 1998.

14. Нефедова Н.В., Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008.Психология и этика делового общения. Учебник для вузов. Под ред. Лавриненко В.Н. – М., 1997.

15. Нефедова Н.В., Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004.

16. Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: СПбГУ, 2000.

17. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ, 1997.

18. Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ, 1997.

19. Русский язык и культура речи для инженеров: Учебник. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. Изд-во «Феникс»,2003.

20. Русский язык и культура речи. Учебник для студентов экономических и управленческих специальностей. Н.В.Нефедова. Из-во «Феникс», 2008.

21. Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред.проф. В.И.Максимова.М., 2002.

22. Стернин И.А. Русский язык делового общения. – Воронеж, 1995

23. Сухарев В.А., Быть деловым человеком. – Симферополь, 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: