Этика взаимоотношений с родителями строится на двух основаниях: а) уважение педагогом родителей, понимание их забот и тревог о своих детях, основанных на родительской любви; б) уважение родителями педагога как человека, выполняющего важнейшую социальную функцию.
Школа и семья – два крыла, на которых «взлетает» ребенок. У педагогов и родителей одна цель – благополучие и развитие ребенка. Единство подходов к ребенку в школе и дома – важное условие его успешной учебы и воспитания.
Педагог и родители:
- нуждаются во взаимной поддержке, помощи, совете, внимательно относятся к просьбам и советам друг друга и стараются их выполнять;
- глубоко уважают личность и достоинство, трудовую деятельность друг друга.
Учитель не поучает, не упрекает родителей, не навязывает своего мнения, соблюдает педагогический такт.
Любое мнение родителей (даже неправильное с педагогической точки
зрения) педагог выслушивает доброжелательно, рассматривает это как доверие родителей педагогу.
|
|
То, о чем поведали родители педагогу, не должно стать достоянием других педагогов, родителей, учащихся. При профессиональной необходимости, поделиться этой информацией можно только с разрешения родителей.
Каждая встреча педагога с родителями должна завершаться конструктивными рекомендациями для родителей, самого ученика.
Педагог может предупредить родителей, что не вся информация, которую представляет педагог, должна стать достоянием их детей.
Педагог не сравнивает детей и семьи между собой, а лишь оценивает успехи детей относительно их же самих «вчерашних», искренне радуется успехам каждого ученика.
Предельная корректность и тактичность педагога в общении с родителями основана на уважении безусловной любви родителей к детям, интимного мира семьи, ее ценностей.
Не переделывать, не воспитывать родителей, а создавать условия совершенствования семейного воспитания.
Педагог одинаково уважительно и ровно относится ко всем детям и родителям, не выделяя кого-либо в положительную или отрицательную сторону.
Педагог общается с родителями на понятном, доступном языке, избегая излишнего теоретизирования, официальности, старается быть искренним и человечным.
Если педагог допустил ошибку, нетактичное поведение, он должен признать свою ошибку и извиниться, это лишь поднимет его авторитет у родителей.
Родители ответственны за воспитание своих детей, они должны помнить, что основа воспитания закладывается в семье, а в школе оно лишь корректируется.
Как недопустимо неосторожное, нетактичное вмешательство педагога в жизнь семьи, так недопустимо со стороны родителей устанавливать порядки в школе.
|
|
Хорошие родители ежедневно искренне интересуются школьной жизнью детей, встречают ребенка словами: «Как наши школьные дела, сынок? Что сегодня нового было в школе?»
От родителей во многом зависит авторитет учителя, отношение ребенка к школе, учебе.
Родители должны адекватно и спокойно реагировать на замечания и советы педагогов, понимать обеспокоенность учителя об учебных успехах и поведении учеников.
Родители реально помогут своему ребенку, если откровенно расскажут педагогу об особенностях характера ребенка, недостатках и достоинствах, его здоровье, проблемах воспитания.
Уважительное отношение родителей к педагогу должно основываться на понимании того, что педагог выполняет очень ответственную миссию, поручение от государства, труд его нелегок.
Приложение 16