Направления деятельности классного руководителя с родителями

1. Изучение семей учащихся позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями развития ребенка. Это направление деятельности классного руководителя отражается в плане такими формами работы, как посещение семей учащихся, анкетирование, сочинение о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские, деловые игры и дискуссии с родителями, формирование банка данных и семье и семейном воспитании.

2. Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей. Классный руководитель включает в свой план лекции по педагогике, психологии, этике, физиологии и гигиене; тематические родительские собрания и консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; отбор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом по воспитанию детей и другие формы.

3.Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества осуществляется классным руководителем путем включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе, коллективные творческие дела; праздники, вечера, КВН, концерты; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ; дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классного кабинета и изготовлении наглядных пособий; организация мини-кружков и клубов.

4.Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса отражается в следующих пунктах плана воспитательной работы: выборы родительского совета, помощь в планировании и организации его деятельности, работа с социально неблагополучными семьями, установление связей с шефами, окружающим социумом, общественностью.

5.Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непорседственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Классный руководитель с этой целью посещает семьи учащихся, проводит индивидуальные беседы с родителями, индивидуальные педагогические консультации, консилиумы, использует индивидуальные поручения родителям.

6.Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся осуществляется классным руководителем с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составления карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, ведения дневников наблюдений за процессом развития ребенка или тетрадей достижений учащихся, направления родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток.

Примерный план первого посещения семьи

1. Общее впечатление об атмосфере в семье, культуре быта, стиле взаимоотношений, духовных ценностях.

2. Хозяйственно-бытовые условия (объем жилплощади, наличие рабочего уголка школьника, материальный достаток).

3. Беседа с взрослыми членами семьи:

– об отношении ребенка к школе

– особенности его характера

– кто из взрослых больше занимается с ребенком, в наибольшей степени влияет на него

– кто, за что и как хвалит, ругает (наказывает)

– чем любит заниматься в свободное время

– каким человеком хотят вырастить родители своего сына или дочь

– есть ли у него обязанности по дому, какие, как он их выполняет

– как рос ребенок в дошкольный период

4. Рассказ учителя о том, что необходимо для успешной учебы:

– положительное отношение к школе, учебе, одноклассникам

– усидчивость и внимательность

– уметь слышать и говорить (выражать свою мысль)

– преодолевать трудности, не бояться неудач

– здоровье: питание, полноценный сон, эмоциональное равновесие.

План изучения семьи

1.Общие сведения о родителях.

2.Состав семьи (полная характеристика).

3.Уровень материальной обеспеченности семьи.

4.Санитарная и бытовая культура семьи.

5.Жилищные условия.

6.Образование родителей, бабушек, дедушек.

7.Участие родителей в общественной жизни, отношение к своей трудовой деятельности, гражданская позиция.

8.Характеристика духовного уклада семьи (наличие библиотеки; посещение театров, музеев, выставок; традиции; религиозность; увлечения).

9.Уровень педагогических знаний родителей (высокий, средний, низкий).

10.Культура общения в семье.

11.Характер взаимоотношений между всеми членами семьи.

12.Кто из членов семьи оказывает наибольшее влияние на ребенка (положительное, отрицательное).

13.Приемы воспитательного воздействия на ребенка, сложившиеся в семье.

14.Отношение родителей к школе (положительное, равнодушное, безразличное, негативное).

15.Активность родителей в оказании помощи школе, классному руководителю, готовность к установлению отношений взаимопонимания и сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: