double arrow

Тема 2. Система образования в РБ, обеспечивающая самореализацию педагога

Литература

Роль образования в становлении, развитии и формировании личности.Стратегия образования ХХ1 столетия в конечном итоге направлена на достижение основной цели — развитие и формирование личности, человека в совокупности общественных отношений.

Личностью не рождаются, ею становятся по мере постижения многообразия общественных отношений и присвоения опыта общественной жизни.

Человек приходит в мир как биологическое существо. Будучи таковым, он в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Поэтому понятие “человек” осмысливается в науке как биосоциальное существо, как субъект, то есть действующее лицо исторической деятельности и познания. Понятие “человек” синтезирует в себе как биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.

Понятие “личность” включает в себя только социальные характеристики, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и свойства и т.д., делающие человека общественным существом. Личностные качества формируются прижизненно. У одних людей они могут быть выражены более ярко, у других — слабее, в зависимости от множества факторов, которые влияют на их формирование. Ученые определили основные критерии (признаки), по которым можно судить об уровне личностного развития человека.

С.Л. Рубинштейн считает, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью, поэтому к признакам развитой личности он относит ответственность человека за свои поступки перед другими людьми, способность к автономной деятельности.

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:

— разумность,

— ответственность,

— свободу,

— личное достоинство,

— индивидуальность.

Существенными признаками личности являются ее общественная и творческая, активность, наличие мировоззрения.

Выделяя критерии личности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. Он подчеркивал, что нельзя всех без исключения людей считать “личностями”. В частности, не является личностью новорожденный (он не обладает сознанием, речью и т.д.) и умалишенный (это психически неполноценный человек, сознание которого искажено болезнью, что не позволяет ему представлять реальную и ясную картину окружающей его жизни).

Личность тем более значительна, чем больше в ее деятельности и качествах отражаются тенденции общественного прогресса, чем в большей мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер. Последнее означает высокий уровень индивидуального развития человека как носителя личностных свойств и качеств.

Одним из важнейших факторов личностного развития человека является воспитание (его называют определяющим фактором развития личности, так как воспитание, в отличие от разнообразных других внешних факторов, влияющих на развитие человека как личности, носит целенаправленный и системный характер). Воспитание и образование тесно взаимосвязаны: обучая, мы воспитываем человека, а воспитывая, обучаем его. Поэтому образование отыгрывает важнейшую роль в развитии и формировании личности. Как отмечает Н.И. Латыш, Личность в высоком значении этого слова, в лучших ее образцах и проявлениях формируется во многом под влиянием образования. Он пишет: “Человек родился на свет, пришел в мир, в котором существует огромная человеческая культура. Ее нужно освоить, воспринять, в нее нужно интегрироваться, уметь использовать лучшие достижения в быту, на производстве, а если достанет сил — выйти за пределы достигнутого, обогатить культуру, “продвинуть ее дальше”, “окультурить” неизвестное” [7, с. 9]. Освоение человеческой культуры и привнесение в нее нового, важного для человечества возможно в значительной степени на основе образовательной деятельности. Однако традиционно понимаемое образования (как процесса овладения определенной суммой знаний, умений и навыков) влияет на личностное развитие человека односторонне — обогащается ум, развивается интеллект. Это, конечно, немаловажно для развития отдельной личности и человечества в целом. Интеллектуальное развитие человека позволило проникнуть ему во многие тайны природы, постичь важные законы ее развития, что обеспечило человечеству высокий уровень приспособляемости и выживания, относительно устойчивое материальное благополучие.

Однако философ М. Хайдеггер критикует образование как способ познания с прагматической целью овладения богатствами мира. Человек, по его мнению, пока сосредотачивается исключительно на добывающем и поставляющем производстве. Все поставлено лишь на извлечение, переработку, накопление, распределение. С этой точки зрения в мире нет ничего, что имело бы ценность само по себе. Над всем господствует выгода, потребность, отдача. Такое тотальное потребительское отношение к жизни грозит гибелью, причем не только природе, но и самому человеку (ведь он органичная часть природы). Подлинная опасность, считает М. Хайдеггер, подступила к самой сущности человека. Он настолько захвачен поставляющим производством, что нигде не встречается с самим собой как со своею сущностью. Самодовольство, самонаслаждение человека, возомнившего себя властелином природы, становится все больше присущим ему. Это не способствует подлинному личностному формированию людей и истинному прогрессу человеческого общества. По мнению М. Хайдеггера, сложившуюся ситуацию можно изменить посредством приобщения людей в процессе их личностного развития к искусству и настоящему образованию, которое древние греки называли “пайдеия”. Они относятся именно к тем сферам человеческой жизни, которые призваны удерживать, воссоздавать и излучать богатство ценностно-нравственных смыслов, приобщать человека к мудрости, непреходящим истинам бытия (вне бытия нет человека, личности).

Осуществляемое образованием “ведение истины”, его влияние на личностное развитие человека, по М. Хайдеггеру, состоит не в простом знании чего-то или представлении о чем-то, но в изведанности, восприятии умом и сердцем, в творческом преобразовании побуждений, потребностей, в росте духовности человека [13, c.117 — 130].

Такое гуманистическое понимание сущности и роли образования в развитии и формировании личности сегодня стало основой нового педагогического мышления, которое рассматривают как гуманную педагогическую парадигму. Основными положениями этого мышления являются:

— целостный подход к образованию как средству формирования не только знаний, умений и навыков учащегося, но и его нравственно-духовных ценностей;

— отношение к учащемуся, к развивающейся личности не как к объекту педагогического процесса, а его активному участнику, субъекту педагогической деятельности.

Учитель и в рамках традиционного подхода к образованию, обучению и воспитанию рассматривался всегда как субъект педагогической деятельности. Ведь личность, деятельность педагога прямо либо опосредованно влияют на постигающего содержание образования учащегося, на развитие его личности. До недавнего времени (до второй половины ХХ века) отношения в системе “учитель — ученик” характеризовались только как субъект — объектные. Учитель учит, воспитывает, то есть воздействует на ребенка как на объект своей профессиональной деятельности, основной функцией которой является пропаганда культуры, знаний, приобщение к ним подрастающих поколений. Ученик — воспринимает это воздействие, усваивает учебный материал, у него вырабатываются определенные культурные нормы поведения и деятельности. Однако, как показывают специальные исследования и наблюдения за педагогической практикой, результаты, казалось бы, правильных педагогических воздействий одного и того же учителя на разных учащихся тоже разный и не всегда эффективный.

Развитие психолого-педагогической теории создало предпосылки для понимания важного положения о том, что “всякое знание может быть только субъективным, личностным, охватывать не только образ мира, но и образ действий в этом мире”[7, с. 9]. Иными словами, ребенок как растущий человек, формирующаяся личность не может быть пассивным объектом, в который как бы “вливают” содержание образования и приучают к тому или иному типу поведения. Всякий человек учится сам. Знания, истины, мировоззрение не передаются в готовом виде, они должны пройти через сознание приобщающегося к образованию человека и стать его частью, внутренним содержанием его духовного мира. Поэтому каждому педагогу важно осознать сегодня основной постулат нового педагогического мышления — ребенок, любой обучающийся в образовательной системе человек не только и не столько объект, сколько субъект обучения и воспитания. Для него как для субъекта педагогического процесса, в котором он образовывается, должна быть создана естественная здоровая среда, в которой не разрушалась бы его биологическая и психическая натура и в которой он мог бы сформироваться в целостную нравственную и творческую личность. Этой средой являются отношения в системе “учитель — ученик”, которые характеризуются как “субъект — объект — субъектные”. Образование человек получает сам — он овладевает знаниями, умениями и навыками, творческими способностями, нравственно-эстетическими взглядами, мировоззрением. Но этот процесс осуществляется через его отношения с другими людьми (в школьной системе образования в основном — с педагогами), через общение с ними, через диалог. Ведь культура всегда персонифицирована в другом человеке: авторе книги, режиссере фильма, художнике, родителях, старших и особенно — учителях. Учитель — это человек, которого общество уполномочило профессионально осуществлять образовательную деятельность, способствовать личностному развитию ребенка как потенциального гражданина, предоставило возможность специальной подготовки к осуществлению этой жизненно важной для всех живущих на Земле профессии. Профессионально-педагогическая подготовка организована в рамках системы педагогического образования.

4. Непрерывное педагогическое образование. О первостепенной роли образования в подготовке педагогов говорили еще педагоги-классики. Так, выдающийся немецкий педагог А. Дистервег (1790 — 1866) считал важнейшим фактором развития и становления высокого уровня профессионализма учителя его способность к постоянному образованию. Он призывал педагогов никогда не останавливаться в учении и подчеркивал, что “учитель только до того времени способен образовывать других, пока продолжает работать над собственным образованием... общим, как человека и гражданина, и специальным, как учителя” [4, с.74].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824 — 1870) считал, что без глубоких знаний невозможен высокий уровень педагогического профессионализма. Он обращал внимание на то, что искусство обучения и воспитания проявляется в высоком уровне владения учителем методами, приемами, умениями и навыками применения педагогической теории на практике и что “одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине” [12, с. 146].

П.Ф. Каптерев (1849 — 1922) связывал успешность обучения и воспитания школьников с глубокими общими и профессиональными знаниями учителя, которые представляют собой не только знание преподаваемого им предмета, но и психологии, педагогики, методики преподавания. Он особо подчеркивал, что важнейшим качеством педагога, которое обусловливает эффективность его профессиональной деятельности, является умение постоянно образовываться. Он указывал, что учитель, чуждый образовательной работы, “стоит в стороне от культуры, от трудов по ее усвоению и личному усовершенствованию” и не может успешно обучать и воспитывать других [6, с. 601].

Потребности общества в учителе-профессионале, способном постоянно учиться самому, чтобы эффективно обучать и воспитывать других, обусловили создание, развитие и совершенствование специального педагогического образования. Именно оно определяет качество профессиональной подготовки кадров во всех сферах функционирования общества и государства. Поэтому педагогическое образование является приоритетной и системообразующей областью в сфере образования любой страны, оно выполняет важные функции:

— обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты;

— способствует социальной стабильности и развитию общества;

— определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.

Система педагогического образования Беларуси сегодня представляет собой систему непрерывного педагогического образования (НПО). Система НПО ориентирована на рынок образовательных потребностей и услуг: она готовит кадры для образовательных учреждений всех видов и типов.

Современная система НПО — это динамично развивающаяся система, которую отличают открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Показателем ее развития служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях. В настоящее время осуществляется реформирование системы педагогического образования (об этом речь пойдет ниже).

В последнее десятилетие предприняты шаги по созданию и развитию информационной среды в учреждениях системы НПО, повышению информационной грамотности педагогов. Специальность “Информатика” введена для изучения студентами педагогических колледжей и университетов, аспирантами при педагогических кафедрах. В их учебные программы курсы по информатике, информационным технологиям обучения. В педагогических учебных заведениях разрабатываются научно-методические сопровождения этих предметов, пополняются компьютерные парки, расширяется программное обеспечение.

Описание учреждений в системе непрерывного образования целесообразно начинать с общеобразовательных школ, в которых осуществляется ориентация на педагогическую профессию предрасположенных к ней старшеклассников, с педагогических классов и ФБУ при педуниверситетах и т.д., призванных решать задачи допрофессиональной педагогической подготовки:

— помочь учащимся войти в педагогическую культуру;

— сориентировать их на человека как основную жизненную ценность (формирование гуманистического мировоззрения);

— сформировать положительное отношение к педагогической деятельности;

— раскрыть возможности этой деятельности для творческой самореализации личности;

— развить интерес к педагогическим профессиям;

— помочь в осознанном выборе жизненных и профессиональных путей.

Допрофессиональная подготовка — это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному. Для решения ее задач используются тренинги, различные виды практик (шефство старшеклассников над учащимися младших классов, работа учащихся в качестве помощников педагогов и т.д.), рефлексивные обсуждения этих практик, лабораторные занятия по психологической самодиагностике и др.

Следующий, послешкольный уровень непрерывного педагогического образования — среднее педагогическое образование (педагогические средние колледжи и училища). Основная задача на данном уровне — подготовить кадры для детских дошкольных учреждений и начальной общеобразовательной школы.

Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование. Оно предоставляет личности обучающегося возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и профессиональные психолого-педагогические знания.

Послевузовский период в системе непрерывного педагогического образования характеризуется тем, что педагогу создаются условия для самообразования (работа методических секций, семинаров, самостоятельная работа с новинками профессиональной литературы и т.д.), организовывается его работа в рамках институтов повышения квалификации с последующей сдачей зачетов и экзаменов (каждые пять лет педагогической практики).

Вершиной системы педагогического образования является повышение научной квалификации, аспирантура, защита кандидатской диссертации для тех, кто ориентирован на проведение педагогических исследований и способен сделать свой вклад в развитие педагогической теории и практики.

Основными направлениями развития современного НПО являются:

— совершенствование содержания и обеспечение качества непрерывного педагогического образования;

— ресурсное, материально-техническое и нормативно-правовое обеспечение учреждений системы НПО;

— совершенствование управления системой НПО;

— организация конференций, семинаров, совещаний, курсов повышения квалификации учителей;

— подготовка изданий для системы НПО и освещение вопросов педагогического образования в СМИ.

Самым приоритетным является направление, связанное с совершенствованием содержания и обеспечением качества непрерывного педагогического образования.

Обращенность современного педагогического образования к личности будущего учителя как субъекту общения, познания и социального творчества повышает и роль самого студента в освоении педагогической профессии. Будущему учителю необходимо четко представлять цель и задачи своей образовательной деятельности, будущей педагогической, ясно видеть путь профессионального становления.

Вопросы и задания для самоконтроля, для самостоятельной работы

1. Почему в первой лекции по “”Введению в педагогическую профессию” подробно рассматриваются категория “образование”, стратегия развития образования в мире и в Республике Беларусь?

2. Выделите важнейшие положения, в соответствии с которыми определяется важнейшая роль образования в становлении, развитии и формировании личности.

3. Чем отличаются понятия “личность”, “человек”? Каковы критерии развития личности?

4. Определите логику построения лекции: от понятия об образовании, о его стратегии, структуре — к понятию “непрерывное педагогическое образование”.

5. Что представляет собой система непрерывного педагогического образования?

6. Что понимается под непрерывным педагогическим образованием? Указать и дать комментарии по его уровням.

7. Соотнесите материал о ступенях НПО со своим личным жизненным опытом, выбором профессии. На какой ступени НПО вы находитесь в данный момент? К

Докажите верность положения о том, что профессиональная ориентация школьников особенно важна при выборе учительской профессии.

8. Опишите в виде небольшого эссе свой период допрофессиональной педагогической подготовки (если таковой был).

1. Белянова О.А. Система отечественного образования: стратегия развития / Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2002. — С. 127 — 162.

2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. — М.: Издательский центр “Академия”, 2002. — 208 с.

3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. — М., 1999.

4. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956.

5. Закон аб Адукацыi у Рэспублiцы Беларусь. — Мiнск, 1991.

6. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1982.

7. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. — Минск: НИО РБ, 1994. — с. 157.

8. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.

9. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

10. Сингх Р.Р. Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. — 1993. — № 1.

11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.,1953 — Т. 1.

12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. — М., 1988. — Т.1.

13. Философия образования для ХХ1 века. — М., 1992. — С. 117 — 130.


План:

1. Понятие об образовании как системе, его структура.

2. Основные принципы государственной политики в области образования.

3. Концептуальные основы развития национальной системы образования.

4. Средняя общеобразовательная школа — основное звено в системе образования.

5. Реформирование высшего педагогического образования.

Основные понятия: система образования, общее среднее образование, профессиональное образование, принципы государственной политики в области образования, образовательные учреждения, реформа образования.

1. Понятие об образовании как системе, его структура. В предыдущей лекции мы определили, что образование в широком смысле слова понимается как процесс преобразования биологического естества человека в зрелую личность, раскрывающую свои способности в трудовых и творческих процессах, благодаря которым преобразовывается к лучшему окружающий мир. В этом смысле образование личности понимается как обретение образа, складывание, становление, развитие личности с ее неповторимыми индивидуальными качествами и свойствами. Поэтому процесс образования (как и развитие личности) может длиться всю жизнь.

Состав образования каждого человека складывается в процессе его жизнедеятельности и во многом определяется ее особенностями: неповторимостью задатков и способностей, психофизических и социальных возможностей личности, совокупности обстоятельств внешнего ее окружения.

В развитых странах созданы непрерывные системы образования, которые позволяют человеку совершенствовать свой образовательный уровень так долго, как это предоставляется ему возможным и необходимым. Система народного образования призвана охватить практически всю жизнь человека — от рождения до старости.

Система (от греч. sistema) — это нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Под системой образования понимается “совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений” [ 1,с. 143 ]. В соответствии с Законом “Об образовании в Республике Беларусь” (1991 г.) в систему образования наряду с образовательными учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием (Министерство образования РБ, в городах и районах — управления (отделы) образования, в образовательных учреждениях — администрация, советы школ, педагогические советы).

Систему образования объединяет положение о преемственности образовательных программ и учреждений.

С учетом потребностей и возможностей личности образование усваивается в условиях образовательного учреждения — в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах; индивидуально — в форме семейного образования, самообразования, экстерната. При этом выполняется требование соответствия знаний, которыми овладевает обучающейся в той или иной предложенной форме, единому государственному образовательному стандарту. Создавать образовательные учреждения как компоненты единой образовательной системы во многих государствах, в том числе и в Беларуси, могут:

— органы государственной власти и местного самоуправления;

— отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их ассоциации и союзы;

— отечественные и иностранные общественные и частные фонды (если их работа) не противоречит государственной политике страны);

— частные лица (граждане РБ и иностранные граждане).

В Республике Беларусь в соответствии с “Законом об образовании”, принятом в 1991 году, определена своя структура системы образования. Закон гласит, что “все государственные и негосударственные образовательные и воспитательные учреждения на территории Республики Беларусь принадлежат к национальной системе образования, которая включает:

— семейное воспитание;

— дошкольное воспитание;

— общее среднее образование;

— внешкольное обучение и воспитание;

— профессионально-техническое образование;

— среднее специальное образование;

— высшее образование;

— подготовку научных и научно-педагогических кадров;

— повышение квалификации и переподготовка кадров;

— самостоятельное образование граждан [2].

Единство и непрерывность системы образования обеспечиваются согласованностью планов обучения и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных учреждений, которые объединяют различные виды образования” [Закон об образовании, раздел 2, статья 14].

Целью дошкольного воспитания и обучения системы образования Беларуси является развитие естественного желания детей познавать окружающий их мир, создание условий для физического и духовного развития. На этой ступени системы образования создаются как образовательно-воспитательные учреждения детские ясли, сады, ясли-сады с кратковременным, дневным, суточным нахождением в них детей, детские учреждения семейного типа, а также учреждения интернатного типа разного профиля (в зависимости от обстоятельств, сложившихся в начале жизни ребенка).(от 3-ёх лет до 6-ти)

Общее среднее образование является основным звеном в системе непрерывного образования. Его цель — развитие разнообразных творческих способностей личности через овладение системой основ наук о природе и обществе, усвоение основных навыков умственного и физического труда, формирование эстетического вкуса, нравственных убеждений в сочетании с надлежащим уровнем физического развития (иными словами, речь идет о создании условий для всесторонне и гармонично развитой личности). Таким образом, общее образование — это процесс овладения учащимися основами наук о законах развития природы и общества, человека как их части.

Продолжительность общего среднего образования на современном этапе изменена с 11 до 12 лет в соответствии с проводимой реформой системы образования (1995 — 2010 гг) с целью снять существующие учебные перегрузки учащихся.

Об общеобразовательной школе как основном образовательном учреждении на этой ступени системы образования речь пойдет ниже и более подробно (в связи с тем, что вы готовитесь стать специалистами, работающими именно в этом учреждении). 104 центра и 87 санаторных учреждений, 215 групп кратковременного пребываний.

Внешкольное обучение и воспитание направлено на формирование и более полное удовлетворение потребностей детей и подростков в образовании, духовном и физическом усовершенствовании, на организацию досуга учащихся. Внешкольные учебно-воспитательные учреждения создают условия для дополнения возможностей в образовании и развитии детей, представленных им учебными учреждениями. Разнообразные внешкольные учреждения (музыкальные школы, школы искусств, детские спортивные школы, дома детского творчества, клубы по интересам, секции, детские комнаты и т.д.) создаются государственными органами, производственными предприятиями, общественными объединениями, отдельными гражданами по культурно-эстетическим, научным, природоведческим, техническим, спортивным направлениям. Участие детей в работе данных учреждений добровольное.

Следующие ступени в системе образования Республики Беларусь (профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров) обеспечивают профессиональную подготовку людей, специалистов разных направлений и разнообразной квалификации в соответствии с потребностями республики.

Самостоятельное образование как важнейший компонент в структуре системы образования нашего государства призвано обеспечить удовлетворение разносторонних познавательных потребностей граждан и оказывать им помощь в самообразовании. С этой целью в стране создаются народные университеты, лектории, национально-культурные центры и курсы и т.д. Самообразование людей осуществляется со стороны библиотек, информационных центров, общественных объединений, издательств и средств массовой информации.

Как подсистемы народного образования могут быть обозначены такие ее звенья: педагогическое просвещение, образование родителей; семейное воспитание.

Бесспорной заслугой активно идущего в последнее время процесса “психологизации” и гуманизации педагогики является все более отчетливая ориентация системы образования на особенности развития человека в онтогенезе, то есть на специфику потребностей каждого возрастного периода жизни человека в образовательных услугах государства, общества.

Важно понять в этой связи, когда начинается тот период человеческой жизни, который нуждается в педагогической и государственной опеке.

Интересные в этом смысле факты приводит О.А. Белянова в книге “Введение в педагогическую деятельность” [1], приводя материал о системе отечественного (Российского) образования, его стратегии развития. Она отмечает, что во Франции жизнь ребенка начинает защищаться государственными законами через 10 недель после зачатия, в Дании — через 12 недель, в Швеции — через 20. Ведь сегодня ученые установили точно, что самое быстрое развитие и бурный рост ребенка совершается сразу после имплантации (внедрения) зародыша в стенку матки. В 10 — 11 недель формируются полностью все системы органов человеческого организма.

Известно, что после рождения человека процесс его воспитания характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития отсутствуют два последние этапа, но первый осуществляется максимально и протекает на клеточном уровне. Этот период в развитии человека получил название пренатального воспитания. Андрэ Бертин (президент ассоциации пренатального воспитания) утверждает, что мы не можем отрицать важность воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый человек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной работы над собой, но ни первое, ни второе не являются настолько важными и фундаментальными для развития личности, как пренатальное воспитание.

В связи с этим в данный период огромна роль матери. Все, что испытывает она в своей жизни, вынашивая дитя, испытывает и ребенок. Он непрерывно улавливает ощущения, чувства, мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Эти сведения регистрируются в тканях клеток будущей личности, в органических тканях и на уровне зарождающейся психики. Именно в это время формируются качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни человека.

Эффективность пренатального воспитания связана в первую очередь с заботой о правильном воспитании материнских чувств в женщине. Ведь любовь матери к своему ребенку способна помочь преодолеть ей все трудности и несчастья, которые могут возникнуть на ее пути в период беременности. И наоборот, нежеланные, нелюбимые будущие дети, о которых не заботятся матери в период вынашивания, рождаются чаще всего ниже средних показателей в весе, они чаще болеют, нередко испытывают трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни в последующие годы.

Поэтому достоянием культуры народа, частью системы образования, существующей в стране, нужно считать женскую, материнскую воспитанность. Эта воспитанность формируется, естественно, задолго до того, как женщина примет на себя ответственность за новую жизнь.

Как структурный компонент системы образования в нашей стране выступает семейное воспитание. Его специфика определяется интимностью семейного уклада, образа жизни. Как правило, процесс семейного воспитания носит индивидуальный и стихийный характер. Однако в последнее время, вероятно, с возникновением в семьях огромных трудностей, связанных с воспитанием детей, все большее количество родителей настраиваются на овладение педагогическим образованием. Общество, государство стремится оказать им необходимую образовательную помощь: сегодня стали появляться социально-психологические консультационные центры, в которые родители могут обратиться вместе со своими детьми, оказавшись в сложных ситуациях. Действует во многих городах телефон доверия. В общеобразовательных школах создаются центры, кафедры родительского всеобуча, народные университеты педагогических знаний для родителей.

Решается проблема семейного воспитания и образования пропедевтическим путем. В старших классах многих школ в планы обучения учащихся (будущих мужей и жен, родителей) включены факультативы по этике и психологии семейной жизни, предоставляющие возможность подросткам получить основы семейного воспитания еще на школьной скамье.

И все же нельзя не констатировать печальных фактов: проблемы современной семьи усложняются, дети болеют — растет число воспитанников в учреждениях лечебного профиля; все больше появляется так называемых социальных сирот — детей, оказавшихся без опеки родителей, которые не могут осуществлять свои воспитательные функции из-за пьянства, наркомании, нежелания работать и т.д. Учащаются случаи отказа матерей-одиночек от новорожденных. Эти факты требуют усиления внимания к семейному образованию и воспитанию на современном этапе.

Обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что учитель, педагог как субъект образовательной деятельности имеет прямое отношение ко всей системе современного образования, к каждому его структурному компоненту. Ведь он должен и сам пройти большинство образовательных ступеней, и содействовать успешности образования других людей на разных этапах в системе образования. Именно учитель призван реализовывать принципы государственной политики в области образования.

2. Основные принципы государственной политики в области образования. Под принципами понимаются требования, которые выдвигаются на основе познанных человеком закономерностей — устойчивых, существенных, повторяющихся связей между предметами, фактами, явлениями и процессами, существующими в окружающей нас действительности. Следование правильно определенным требованиям-принципам позволяет совершенствовать деятельность человека в различных областях его жизни, саму жизнь.

В предыдущей лекции и в процессе рассмотрения сущности образования, его структуры, роли в развитии и формировании личности были определены важнейшие закономерности, существующие между эффективным личностным развитием и образовательными процессами, организатором и субъектом которых является в первую очередь педагог, человек, которого общество уполномочило на профессиональном уровне осуществлять учебно-воспитательную деятельность. Цели этой деятельности всегда являются социальным, государственным заказом и могут оптимально достигаться при условии четкого определения и выполнения требований (принципов) к образовательному процессу в целом.

В Беларуси эти принципы определены в “Концепции образования и воспитания молодежи в Республике Беларусь” (от 1993 года) [3].

Государственная политика в области образования в нашей республике основывается на следующих принципах:

— приоритет общечеловеческих ценностей;

— национально-культурная основа;

— научность;

— ориентация на мировой уровень образования;

— гуманизм;

— связь с общественной практикой;

— экологическая направленность;

— преемственность и непрерывность;

— единство обучения, духовного и физического усовершенствования;

— демократизм;

— светский характер;

— поощрение таланта и образованности;

— обязательность базового (девятилетнего) образования [3].

Рассмотрим более подробно те принципы, которые нуждаются, на наш взгляд, в пояснении.

Принцип приоритета общечеловеческих ценностей в образовании утверждает понимание универсальной общечеловеческой миссии образования. Он определяет важнейшую функцию образовательного процесса — приобщение человека к планетарной, общечеловеческой культуре. Благодаря образованию каждый из нас должен понять, что человечество — это единое целое, Земля — общий дом для всех на ней живущих.

Для более полного понимания сущности данного принципа необходимо совершить экскурс в не так далекое от сегодняшнего дня прошлое — в годы, когда в советском государстве общечеловеческие ценности были вытеснены из всех областей жизни его граждан (в том числе из образования) классовыми, единопартийными ценностями. Это привело к застою в развитии СССР как сообщества многонациональных республик, к отмежеванию государства от общечеловеческого прогресса.

Определение первостепенности принципа приоритета общечеловеческих ценностей в области образования в нашей республике создает предпосылки для интегрирования Беларуси в общеевропейское и мировое образовательное пространство, что является, несомненно, важной основой эффективного развития страны во всех направлениях: в науке, промышленности, экономике, искусстве, спорте и т.д.

Принцип национальной основы образования отражает основные направления осуществления национальной политики суверенного государства в социально-культурной сфере, в основу которой положена идея национального возрождения Беларуси. К числу национальных ценностей белорусского народа необходимо отнести личность с ее национальной ментальностью (ментальность — — это): язык, культуру, особенные традиции мышления, государственность, семью с ее национальными бытовыми традициями. Все это должно “пронизывать” систему образования, его содержание и обеспечивать формирование национального самосознания учащихся (национальное самосознание — это понимание человеком своей принадлежности к определенному этносу, народу; следует четко размежевывать понятия “национальное самосознание” и “национализм”).

Вместе с тем развитие национальной государственности, культуры, национального самосознания народа должно основываться на диалоге со всемирным цивилизационным процессом. Это определяет необходимость формулирования такого требования (принципа) к системе образования в Республике Беларусь, как ориентация на мировой уровень образования. Этот принцип определил необходимость создания определенных образовательных стандартов (стандарт — это государственная норма образованности, которая уточняет содержание и структуру образования, уровень усвоения содержания образования, формы и методы измерения и оценки результатов учебной деятельности учащихся. Основными объектами стандартизации являются содержание образования, ее структура, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся).Разработка образовательных стандартов на всех образовательных уровнях позволяет соотнести нашу систему образования с образовательными системами других стран. Сегодня возникла настоятельная необходимость сравнения документов об образовании, признания их в мировом пространстве. Образовательные стандарты необходимы, чтобы создать предпосылки для сотрудничества с другими государствами, причем не только в сфере образования [6].

Актуальны и обусловлены жизненной необходимостью такие принципы образования, как гуманизм и экологическая направленность образования. Гуманизм — исторически изменяющееся мировоззрение, ядром которого является человек. Это совокупность социально ценностных идей, утверждающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих творческих сил и способностей. В системе этих идей критерием оценки жизнеспособности и жизнедеятельности общества является благо человека. В гуманистическом мировоззрении находят выражение многообразные отношения человека к себе, к людям, к духовным и материальным ценностям, к природе, что и составляет содержание гуманистической личности.

В ХХ столетии в мире сложилась такая социокультурная ситуация, когда стало понятно, что многие сферы жизни человека в силу технократического к ним подхода дегуманизированы. Это в значительной степени касается и образования, его системы. Дело в том, что к 60-ым годам прошлого века возникла необходимость создания системы обучения и воспитания на абсолютно новых принципах, так как общество радикально изменилось в результате достижений научно-технической революции и социальных преобразований. Важнейшим социальным достижением этого времени явилась необходимость и возможность всеобщего среднего образования. Массовое образование стало реальностью, что само по себе — прогрессивно. Однако школа, построенная на традиционных педагогических принципах во многом переставала быть гуманной по отношению к отдельной конкретной личности ученика в процессе массового, поточного обучения. Переполненность классов, единые для разных детей, пусть даже одного возраста, учебные программы, учебные перегрузки детей, перегруженность учителей, исчезновение их личных контактов с учениками, которые стали превращаться для педагогов “в учащуюся единицу” и перестали восприниматься ими как неповторимые и уникальные личности — это далеко еще не все проявления дегуманизации образовательного процесса. Поэтому педагогическая общественность заговорила о необходимости гуманизации образования. Гуманизация образовательного процесса выступает социально-ценностной и нравственно-психологической основой его протекания, представляет собой процесс, в котором создаются условия для развития личности учащегося как субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. А.П. Сманцер понимает под гуманизацией обучения и воспитания введение в педагогический процесс “человеческих критериев и прежде всего нравственности, духовности и красоты”. Он подчеркивает, что “гуманизация учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы превратить его в притягательную силу для ученика, верить в ребенка, относиться к нему гуманно и оптимистично; все средства, формы, методы школьной работы направлять на развитие индивидуальности, уникальности личности” [8, с. 119].

Принцип гуманизма образования тесно связан с требованием его экологической направленности. Ведь экология как наука об охране окружающей среды в конечном итоге направлена на сохранение жизни человека, его личностной уникальности.

Гуманизация и экологизация образования являются сегодня важнейшими направлениями реформирования системы образования в Беларуси.

Аналитическое рассмотрение всех перечисленных выше принципов образования, на которых основывается образовательная политика нашего государства, позволяет прийти к выводу, что в конечном итоге следование им во всей совокупности обеспечивает эффективность обучения и воспитания, создает предпосылки для личностного развития учащихся.

3. Концептуальные основы развития национальной системы образования. Система образования и воспитания в бывшей БССР, как и в других союзных республиках, строилась по единой общесоюзной модели, которая разрабатывалась Центром практически без учета специфики их развития. Поэтому сразу после распада СССР в 1991 году национальную систему образования Беларуси потребовалось перевести на самостоятельный путь развития, наиболее полно учитывающий национальный менталитет, потребности преобразований в экономике, политике, социальной и духовной сферах жизни республики. Потребовалась разработка концептуальных основ этого развития. Они были определены в важном государственном документе “Концепции образования и воспитания молодежи в Республике Беларусь” в 1993 году.

Н.И. Латыш, анализируя и трактуя основные положения Концепции, пишет: “ Главную цель системы непрерывного образования в Беларуси можно сформулировать как воспроизводство и постоянное обогащение интеллектуально-творческого и культурно-духовного потенциала нации; формирование у детей и молодежи гуманистических устоев личности: трудолюбия, высокой нравственности, гражданской активности и ответственности, стремления к духовному росту, самостоятельности и творческого подхода к делу, разумных потребностей; обеспечение общественного производства высококвалифицированными конкурентоспособными в мировом масштабе специалистами и работниками” [ 4, с. 133 ].

Целями национального образования также являются:

— обеспечение доступности всех форм и видов образования и воспитания, раскрытия творческих возможностей человека на любом возрастном этапе;

— создание условий учащимся для свободного выбора форм обучения и воспитания, комбинации основных и дополнительных предметов, темпов и уровней сложности их освоения;

— развитие и поддержка негосударственных форм образования: общественных, кооперативных, частных;

— социальная защита образования детей из малообеспеченных семей, сирот, инвалидов детства, детей, лишенных попечительства родителей, государственная поддержка образования талантливых и одаренных детей;

— обеспечение овладения государственным и другими языками, экологической, экономической, правовой, компьютерной и психолого-педагогической грамотностью жителями республики;

— воспитание уважения и социально-психологической готовности к семейной жизни;

— достижение рационального соотношения опыта, знаний и убеждений личности;

— развитие научно-технической, производственно-коммерческой и культурной деятельности учебных заведений;

— воспитание уважительного отношения к политическому плюрализму и демократии как формам управления и существования государства; мировому порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав человека; к другим странам и народам, их культурной самобытности;

— содействие установлению в обществе гуманистических отношений и милосердия;

— формирование гармоничной, всесторонне развитой и развивающей себя личности, способной учитывать новые социально-политические и экономические запросы;

— поддержка самообразования и самовоспитания, интеллектуальных и духовных устремлений личности;

— сохранение и умножение интеллектуальной собственности и культурно-исторических ценностей белорусского народа и других национальных общностей республики;

— поддержка и развитие народной педагогики, народных ремесел, национальных традиций, ритуалов, обычаев, сохранение и обогащение белорусской ментальности.

В качестве определяющей концептуальной основы осуществления всех отмеченных выше целей и принципов национальной системы обучения и воспитания выступает ее перевод из режима унифицированного функционирования, находящегося под административно-командным управлением, в режим постоянного развития и самообновления на творческих началах в соответствии с возрастающими потребностями личности и общества и при условии предоставления учебным заведениям свободы выбора форм и методов учебно-воспитательного процесса при одновременном обеспечении государственных стандартов.

Основным компонентом в национальной образовательной системе является общее образование, поэтому принципы становления национального образования в первую очередь должны соблюдаться именно на этой ступени. На концептуальных основах всей национальной системы образования в Республике Беларусь осуществляется обучение и воспитании в современной средней общеобразовательной школе.

4. Средняя общеобразовательная школа — основное звено в системе образования. Н.И. Пирогов (1810 — 1881 гг., русский ученый, врач, педагог и общественный деятель) в середине Х1Х столетия определял положение общеобразовательной школы в обществе, в системе образования в целом следующим образом: ”Школа сегодня — дочь общества, но мы хотим, чтобы она была его матерью. Все будущее жизни находится в руках школы, и, следовательно, ей принадлежит гегемония” [7, с. 324].

Значение этих слов актуально и для образовательной ситуации наших дней. Средняя общеобразовательная школа — сегодня основное и самое распространенное учреждение в системе образования, призванное обеспечивать социальное и духовное становление подрастающих поколений, потребности неповторимого самоопределения личности, подготовить базу для профессионального образования в дальнейшем. Поэтому нельзя не согласиться с утверждением о том, что от эффективности школьного обучения и воспитания зависит “все будущее жизни”.

Однако современная школа как сложный социальный организм — это отражение тех достоинств и недостатков, которыми страдает общество, ее создавшее. И в этом смысле она пока не “мать”, а “дочь” того социума, в котором находится.

Н.И. Латыш в книге “Образование на рубеже веков”, анализируя состояние системы национального образования в конце ХХ столетия, отмечает первостепенную значимость в ней общеобразовательной школы и указывает на те ее недостатки, которые не позволяют на современном этапе говорить о благополучии в решении вопроса организации работы образовательных учреждений на ступени среднего общего образования.

Главным недостатком является то, что массовая общеобразовательная школа сохраняет оставшиеся нам в наследство от советских школ функции казенно-бюрократического учреждения: она продолжает работать в режиме единообразия, ориентации на “среднего ученика”. Продекларированные в 90-х годах идеи дифференцированного обучения, обусловливающего гармоничность и оптимальность личностного развития ребенка в школе, не реализуются в достаточном объеме.

Кризисное состояние школы отражается в оценке ее работы педагогами, учащимися и родителями. По данным социологических исследований недовольны ходом учебно-воспитательного процесса почти 70% учителей. Хотели бы учиться в лучшей, обновленной школе 22% учащихся, около 30% родителей неудовлетворены деятельностью учебных заведений, где обучаются их дети.

Возможностями углубленного изучения предметов удовлетворены только 10% учащихся, специализацией производственного обучения — 12%.

Наличие постоянных конфликтов с учениками отмечает каждый третий учитель. На грубость и жестокость педагогов указывают 30% школьников. Вместе с тем 60% учителей отмечают самоустраненность семей от воспитания, а 47% — незаинтересованность учеников в усвоении знаний [4, с. 85].

Эти социологические данные (на середину 90-х годов прошлого века) свидетельствуют о том, что школа не выполняет в достаточной мере свои основные социальные, образовательные функции.

В связи с этим в республике в настоящее время осуществляется реформирование школьной системы обучения. Реформируется содержание среднего образования на базе его дифференциации, интеграции и гуманитаризации.

Сущность гуманитаризации образования состоит в направленности его содержания на развитие общекультурного компонента, воспитание духовной культуры учащихся посредством всех преподаваемых в школе предметов — и естественно-математического, и гуманитарного циклов, на формирование в сознании школьника своей сопричастности к окружающей его жизни.

В современной школе гуманитаризация образования и его содержания может осуществляться по двум направлениям. Первое (экстенсивное) понимается как увеличение количества предметов гуманитарного характера в учебных планах школ. Это направление недостаточно эффективно, так как приводит к учебным перегрузкам учащихся, к снижению ценности естественно-математического образования, значение которого нельзя недооценивать: оно развивает научное мышление человека, формирует логику и глубину его мыследеятельности, способствует познанию законов развития природы и человека как ее части. Второе направление (интенсивное) связано с наполнением гуманитарным смыслом содержания естественно-математических дисциплин [8].

Все школьные предметы должны находиться как бы в двойном подчинении: с одной стороны, нести в себе информационно-содержательную, операционально-деятельностную составляющую, а с другой — вбирать в себя элементы гуманитарности (слово “гуманитарный” [от лат. humanitas — человеческая природа, образованность, духовная культура] означает “имеющий отношение к человеку, общественному бытию и сознанию[Советский энциклопедический словарь. — М., 1980. — С. 354]. Обобщенно термин “гуманитаризация” указывает на процесс развития у человека духовных ценностей, духовной культуры).

В настоящее время в школах введен новый учебный план, который включает базовый, дифференцированный и школьный компоненты. Первый определяет перечень и объемы изучения обязательных для каждого ученика предметов, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе. Дифференцированный компонент призван соединить личностные образовательные потребности учащихся с государственными стандартами освоения учебных дисциплин разной сложности и возможностями конкретных учебных заведений. При этом создаются специализированные классы и школы с углубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предметов или их циклов. Кроме того, для наиболее способных и особо одаренных детей созданы и продолжают создаваться специальные школы-гимназии, лицеи, лицеистские классы, где наряду с общеобразовательной подготовкой школьники получают возможности развивать свои способности.

Содержание школьного компонента передано в распоряжение школьного коллектива (педагогического и учащихся). Он формируется в соответствии с запросами учеников, региональными особенностями месторасположения учебного заведения. Контроль за его оптимальным использованием возлагается на коллективный орган управления школой — совет школы.

Осуществление обучения и воспитания на принципах дифференциации является сегодня ведущим направлением на пути реформирования современной школы.

Создание школьных советов свидетельствует о том, что в современной школе уделяется внимание вопросам демократизации и повышения самостоятельности учебных заведений.

Как одно из крупных мероприятий, направленных на совершенствование школьного дела в республике, рассматривается развитие национальной школы. Белорусский язык как предмет изучения введен с первого по двенадцатый класс. Принципиально изменилось в связи с национальной направленностью обучения и литературное образование: произведения белорусских писателей осваиваются в контексте мировой литературы.

Большое внимание в Республике Беларусь уделяется сегодня использованию в школах прогрессивных педагогических технологий, позволяющих обучать и воспитывать детей в соответствии с требованиями времени.

Вы являетесь свидетелями коренных изменений в организации работы белорусской школы, осуществленными в начале ХХ1 века: увеличение сроков среднего общего образования (до 12 лет) и введение 10-балльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся. Эти изменения обусловлены проблемами учебной перегрузки школьников (учебная нагрузка среднего учащегося не укладывалась в рамки рабочего дня для взрослых) и неадекватной требованиям разноуровневой системы школьного образования шкалой оценивания учебного труда детей. Ведь пятибалльная система оценок (а в реальной педагогической практике она была четырехбалльной) была рассчитана только на один уровень образования — базисный. Но сегодня существуют еще два уровня, притом базисный и повышенный тесно связаны между собой. Новая система оценивания имеет своей целью наполнить иным содержанием результативность учебной работы школьника, создает условия для понимания и педагогов, и учащихся, и их родителей, что определенная сумма усвоенных ЗУН(ов) не может быть единственным критерием образованности и личностного развития.

Мы живем в период радикальных перемен в обществе, в культуре, системе ценностей, поэтому, несомненно, должна изменяться и изменяется школа. Насколько эти изменения будут прогрессивными, личностно ориентированными, отвечающими обозначенным выше стратегиям образования человека зависит не только от общих тенденций культурно-социального развития общества, государства, но во многом от того, какой учитель придет в школу, насколько он будет подготовлен для работы с учащимися на современном уровне требований. В связи с этим на современном этапе осуществляется реформирование высшего педагогического образования с целью его совершенствования.

5. Реформирование высшего педагогического образования. Национальная система педагогического образования сложилась в Беларуси в период возникновения БССР. Время с 1921 года по 1941 является этапом становления системы подготовки национальных педагогических кадров. В этот период в республике был создан педагогический факультет БГУ (1922 г.), были открыты пять педагогических и девять учительских институтов.

В пятидесятые годы (период восстановления системы образования после Великой Отечественной войны) в БССР стала функционировать устойчивая система подготовки педагогических кадров, которая до второй половины 70-х годов прошлого столетия практически полностью удовлетворяла потребности народного образования: педагогические училища и вузы рационально размещались по всем областям, городам, районам БССР, были сориентированы на подготовку различных категорий педагогических работников, осуществляли их качественную профессиональную подготовку.

Дальнейшее развитие педагогического образования до начала 90-х годов исследователь становления и развития системы высшего педагогического образования в Республике Беларусь С. И. Невдах определила как кризисное, так как вузы уже не отвечали тем требованиям общества, которые возникли в данное время. В частности, были предъявлены серьезные претензии к содержанию обучения будущих учителей и их психолого-педагогической подготовке. Появление учебных заведений нового типа (лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов, профильных классов и т.д.), переход к дифференцированному, личностно ориентированному образованию, предоставление учащимся, их родителя, школе права выбора содержания образования, технологий обучения, изменения содержания школьного образования, особенно гуманитарного, в связи процессами социальной, экономической и политической, перестройки потребовали от учителя более высоких и современных знаний, более совершенных профессиональных качеств. Это в свою очередь обусловило необходимость кардинального изменения работы педагогических учебных заведений, особенно высших [5].

Посткризисный этап (с 1991 г. до наших дней) характеризуется видоизменением системы высшего педагогического образования, основными особенностями которого являются:

— переход на университетский тип образования;

— увеличение сроков обучения до пяти лет;

— переход на многоуровневую систему подготовки педагогических кадров;

— открытие новых факультетов, введение новых специальностей [5, с. 9].

Специфика университетской подготовки педагогов заключается в том, что принципиальными основами образования становятся научность, функциональность, глубоко насыщенная гуманистическим содержанием профессиональная направленность. Университетское образование предполагает уделение особого внимания проблеме гуманитаризации содержания педагогического образования, подготовки будущих учителей. В ней остро стоит вопрос об оптимальном соотношении специальной научной подготовки (физиков, математиков, филологов и др.) с педагогической, психологической и методической. Основной путь гуманитаризации — обогащение научного образования педагогической направленностью. Опыт университетского образования свидетельствует, что высококачественный специалист рождается, как правило, не только на базе предметных знаний, предусмотренных учебными планами и являющихся обязательными для студентов, но и на нетрадиционных, так называемых дополнительных, позволяющих познать человека как целостное явление. Особую роль в их накоплении будущим специалистом системы образования отыгрывают психолого-педагогические дисциплины, поэтому они должны изучаться как одна из важнейших частей профессиональной подготовки учителя. В этой связи речь идет не о механическом увеличении количества часов, отведенных на психолого-педагогические курсы (что нереально и неправильно, все же предметная подготовка должна осуществляться фундаментально), а об возвращении этим дисциплинам их научного статуса, который был потерян в годы заидеологизированности педагогики и психологии.

Переход на многоуровневую систему предполагает введение в контекст профессионально-педагогической подготовки таких понятий, как “бакалавр”, “магистр”. Во взаимосвязи с университетской (академической) системой образования многоуровневость дает широкие возможности для осуществления новых подходов к высшему педагогическому образованию.

Основными целями перехода к многоуровневости системы подготовки педагогических кадров, по мнению Л.М. Тихонова и А.А. Гриматя, являются:

— кардинальная гуманизация высшего педагогического образования, которая отражается в направленности системы образования на удовлетворение потребностей личности. Это находит реализацию в расширении возможностей получения высшего образования для всех, кто к нему стремится; предоставление студентам разных образовательных и профессиональных программ и путей овладения ими с целью обеспечения равности и свободы выбора;

— дальнейшая фундаментализация образовательных программ, которая обеспечит основательную общенаучную подготовку, даст возможность педагогу профессионально перестроиться в соответствии с требованиями общества, новыми условиями труда. Вместе с тем общество получит определенный запас кадров с базовой подготовкой, что позволит в любой момент обеспечить потребность в педагогах или в специалистах иной квалификации, которых легко будет переподготовить, доподготовить Это очевидно совпадает с желаниями студентов, которые не всегда однозначно и обоснованно делают свой профессиональный выбор [9, с.8 — 9].

В мае 2001 года Министерство просвещения Беларуси постановило (№ постановления 558) ввести следующую многоуровневую систему высшего (в том числе и педагогического) образования:

— подготовка специалиста (по профилю специальности, 5 лет обучения), которая строится на базе общего и среднего образования, осуществляется подготовка учителя для базовой и начальной школ, воспитателя дошкольных учреждений с правом преподавания дисциплин в соответствии с полученной специальностью. В педагогической подготовке фундаментальный и прикладной материал соотносятся, как 1:3.

— подготовка бакалавра, осуществляется на второй ступени педагогического образования (после трех лет обучения на ступени подготовки специалиста, если есть для этого предпосылки, студент может поступить в бакалавриат) в течение 2 лет. Готовится педагог национальной школы, будущий исследователь в педагогической подготовке, фундаментальные и прикладные дисциплины относятся как 1:1, на них выделяется одинаковое количество часов. По итогам аттестации специалисту присваивается степень бакалавра образования или науки. (Бакалавр — педагог с базовым высшим педагогическим образованием, в совершенстве владеет родным и, как минимум, одним иностранным языком. Его характеризуют... широкая общая культура, системное видение человека, природных и социальных процессов. Социальная активность и высокое чувство собственного достоинства основываются на научном мировоззрении. Уровень бакалавра дает возможность осуществлять не только работу учителя средней школы, но и работать на любой другой должности по профилю специальности) [9, с. 9].

— подготовка магистра, осуществляется один год на базе высшего педагогического образования, готовятся преподаватели для средних учебных учреждений типа колледжа (лицеев, педагогических училищ, училищ культуры и т.д.), а также специалисты для работы в ВУЗ(ах) в качестве ассистентов. По итогам аттестации им присваивается ученая степень магистра образования или науки. В магистратуру зачисляются на конкурсной основе лучшие выпускники бакалавриата, которые проявили склонность к научной работе, научному творчеству. Целью обучения в магистратуре является углубление фундаментальных научных знан


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: