Роль, формы и методы государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности

Уровень развития науки во многом определяет эффективность экономической деятельности, обороноспособность, духовную и политическую культуру населения страны, защищенность личности и общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов. Иначе говоря, состояние научной и инновационной сферы страны напрямую влияет на уровень национальной безопасности государства. Следовательно, развитие научной и инновационной сферы является неотъемлемым элементом государственной деятельности.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов (ИП) вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы реализация которых без инноваций невозможна. Вклад НТП в прирост ВВП наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%..

Таким образом, аспектами общественного значения инноваций является:

· их решающее влияние на макроэкономические показатели

· воздействие на структуру общественного производства;

· влияние на институциональные экономические механизмы;

· всё большая тождественность способности нации к прогрессу и её способности продуцировать и внедрять нововведения;

· влияние инновационного процесса на социальную стабильность;

· влияние инноваций на улучшение состояния окружающей среды;

· зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

· взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и общественной безопасности.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием.

· С одной стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов (а значит и увеличения величины уплачиваемых государству налогов) за счёт лучшего удовлетворения рыночного спроса.

· С другой стороны, в условиях рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены.

Ограниченность рыночных механизмов как среды продуцирования и распределения инноваций можно проследить по ряду направлений:

1) отдельным организациям невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций. Совершенствование процессов научного познания делает НИОКР всё более дорогостоящими.

2) многие инновации могут оказаться экономически эффективными лишь при масштабах внедрения, превосходящих критический минимум, и наличии достаточно ёмкого рынка.

3) изолированное осуществление инноваций ведет к существенным потерям как для отдельных организаций, так и для экономики в целом.

4) существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе. Многие инновации связаны с успехами фундаментальной науки, но результаты фундаментальных исследований, редко могут быть напрямую коммерциализированы. Расходы на такие исследования ложатся на плечи всего общества.

5) инновационные проекты в большинстве случаев характеризуются значительной степенью неопределённости результата и длительностью лага получения отдачи. Требуются определенные внешние стимулы либо гарантии полного или частичного возмещения потерь в случае неудачи, чтобы предприниматель предпочёл инновационный проект альтернативным, менее рискованным способам размещения капитала.

6) экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах, что, в конечном итоге, приводит к превышению полученной прибыли над рассчитанной на этапе инициирования проекта.

7) стремление к стабильному извлечению сверхприбыли за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями. Развитие информационных систем, а также патентно-лицензионных механизмов позволяет предотвращать вступление этого стремления в острый конфликт с интересами общества в целом.

8) высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делают их недоступными для массового потребления. Отсутствие внешней «подкачки» платёжеспособного спроса может исказить реальную потребность и затормозит распределение инноваций, имеющих важное значение для экономики.

Таким образом, место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются двойственной природой инновационного процесса как объекта управления.

· с одной стороны инновации ориентированы на рыночный спрос, на товарно-денежные отношения,

· с другой – рыночные механизмы зачастую бывают недостаточны для развития инноваций.

Цель государственной инновационной политики – стимулирование инновационной активности и развитие научно-технического потенциала субъектов социально-экономической деятельности.

Государственная инновационная политика должна быть направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства.

Активно работая в научной и инновационной сфере, государство призвано формировать цели и принципы своей политики, и собственные приоритеты в этой области. В соответствии со статьей 11 Закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 12.07.1996 г., основными целями государственной научно-технической политики РФ являются: увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ; стимулирование инновационной деятельности и научно-технического потенциала.

В статье 12 вышеуказанного Закона определены полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области формирования и реализации государственной научно-технической политики. К ведению органов государственной власти РФ относятся:

- разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;

- выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;

- формирование и реализация федеральных научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;

- финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;

- установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов;

- содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ;

- управление государственными научными организациями федерального значения, включая их создание, реорганизация и ликвидация;

- реализация обязательств по научным и научно-техническим программам, предусмотренным международными договорами;

- охрана прав интеллектуальной собственности;

- формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

- установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Правительство России определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.

К совместному ведению органов государственной власти РФ и органов власти субъектов РФ относятся:

- формирование экономического механизма осуществления государственной научно-технической политики;

- организация научно-технического прогнозирования;

- размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры научной и инновационной деятельности;

- формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции РФ и субъектов РФ;

- формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территориях субъектов РФ;

- разработка и реализация мер по социальной защите научных работников, включая их материальное обеспечение;

- формирование совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития;

- международные научные связи.

К ведению органов государственной власти субъектов РФ относятся:

- участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики;

- определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ;

- формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ;

- финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ;

- управление государственными научными организациями регионального значения;

- контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

- формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития;

- создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов;

- осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти РФ.

По вопросам совместного ведения органы государственной власти РФ при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти субъектов РФ в форме:

- подготовка совместных предложений о совершенствовании организационно-экономического механизма инновационной деятельности;

- участия представителей соответствующих органов государственной власти субъектов РФ в составе научных и координационных советов по проблемам науки и техники, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых органами власти РФ;

- взаимной передачи отдельных полномочий на координацию научно-технической деятельности, затрагивающей совместные интересы;

- подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию социальной сферы научных организаций.

Определяя цели собственной политики, государство одновременно разрабатывает и принципы, на основании которых будет проводиться политика в научной и инновационной сфере, а также механизм реализации этой политики.

К основным принципам государственной политики России в научной и инновационной деятельности относятся: свобода научного и научно-технического творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция научной, научно-технической деятельности и образования; поддержка конкуренции в сфере науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности; развитие международного научного сотрудничества.

Формирование и проведение государственной НТ политики обеспечивается через:

1) определение основных направлений НТП и выделение среди них приоритетных;

2) создание организационных и правовых условий для эффективного развития НТ потенциала;

3) создание современной инфраструктуры;

4) бюджетное финансирование и приоритетное материально-техническое снабжение научных и научно-технических программ и проектов, реализующих приоритетные направления НТП;

5) определение системы льгот; поддержку международных связей, информационное обеспечение, единую патентную службу и т.п.

Главной, стержневой, частью процессов формирования и реализации государственной НТ политики являются выделение и реализация приоритетных направлений НТП. Важнейшим условием эффективной реализации государственной НТ политики является концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники. Приоритетные направления реализуются через конкретные проекты (технологии). Технологии, дающие главный вклад в решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений, выделяются как критически важные технологии. В условиях ограниченности ресурсов, которыми располагает государство для сохранения и развития научно-технического потенциала, важнейшей проблемой является их концентрация на приоритетных направлениях развития науки и техники. Под приоритетными направлениями развития науки и техники понимаются тематические области исследований и разработок, которые обеспечивают основной вклад в научно-технологическое развитие и в достижение текущих и долгосрочных социально-экономических целей развития страны.

В целом роль государства в инновационной сфере можно свести к выполнению наиболее важных функций государственных органов по регулированию инноваций:

1. Аккумулирование ресурсов на научные исследования и инновации как за счёт перераспределение средств через бюджет, так и формированием специальных фондов, а также содействием накоплению ресурсов в структурах других форм собственности.

2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов.

3. Стимулирование инноваций и повышения активизации инновационной деятельности.

4. Создание правовой базы инновационных процессов.

5. Кадровое обеспечение инноваций.

6. обеспечение начального спроса на многие необходимые экономике в целом новшества посредством гос. заказов.

7. Формирование научно-инновационной инфраструктуры.

8. Институциональное обеспечение инновационных процессов.

9. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций.

10. Повышение общественного статуса инновационной деятельности.

11. Региональное регулирование инновационных процессов.

12. Регулирование международных аспектов инновационных процессов.

В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, к следующим моментам:

1. государство способствует развитию науки, в т.ч. прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

2. в рамках большинства правительственных ведомств существуют программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;

3. государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;

4. фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

5. государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение рыночным силам.

Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах:

3) административно-ведомственной;

4) программно-целевой.

Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон "О технологических нововведениях", предусматривающий меры стимулирования промышленных инноваций:[3] 1) создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; 2) оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; 3) поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.

Примером дотационного государственного финансирования служит открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На его организацию местными и федеральными властями было выделено 17 млн.долл.. Основная задача – разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и иных средств автоматизации производства.

В США практически половина средств идущих на финансирование НИОКР поступает из федерального бюджета.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное их финансирование посредством государственных целевых программ поддержки нововведений; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д.

Контрактное финансирование реализуется когда государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР, а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком. В договоре предусматриваются сроки завершения работ, разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.

Особое место в системе "прямых" мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие: 1) кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР; 2) кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой, – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным для промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Часто, рынок не дает эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов, с длительными сроками окупаемости, высокой неопределенностью в отношении будущей нормы прибыли.

Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, – наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы. Государственная поддержка создания таких организационных формирований осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд). Большую работу ведет ведущий аналитический центр при Администрации США корпорация RAND

Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности.

Кратко охарактеризуем основные методы, относящиеся к косвенным.

Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли. Важность этого инструмента гос. регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время – 20%.

Подсчитано, что в целом амортизационные и налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР.

Законодательные нормы. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия – интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю, подобно землевладельцу, получать "инновационную ренту" т.е. плату за пользование его изобретением, что положительно сказывается на активности научной работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы – важного фактора стимулирования инновационной активности. Направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны. Так, в апреле 1987 г. под давлением Ассоциации электронной промышленности США администрация Р.Рейгана ввела налог 100% на некоторые виды японской электроники, ввозимой на американский рынок, что было вызвано превышением импорта электронных изделий из Японии над американским экспортом соответствующих товаров на 16,9%.

Создание специальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.

При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования.

- Так, отмечается согласованность инновационной политики со всеми видами государственной экономической политики вообще; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу.

- Характерным свойством инновационной политики является также широта воздействия: оно нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат.

- Наконец, общая черта инновационной политики – учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и т.д.

Необходимо сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и техники, – тех, в которых страна может добиться лидирующего положения на мировом рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: