Основные направления государственного содействия нововведениям

Государство использует широкий арсенал прямых и косвенных мер по расширению новаторской работы, особенно в мелких и средних фирмах, при этом значение косвенных мер в 90-х годах усилилось.

К числу прямых мер можно отнести снижение “цены” капитала (использование общих систем субсидирования или льготного налогообложения НИОКР), а также облегчение доступа к нему (развитие венчурного капитала, фондовых рынков). В отличие от США в Западной Европе большее распространение получили низкопроцентные займы как средство стимулирования инновационной деятельности в промышленности. Либерализация финансовых рынков в 90-х годах дала возможность привлечь нетрадиционные источники финансирования, как институциональные (пенсионные фонды), так и частных лиц (“деловых ангелов”), заинтересованных в прямом инвестировании своего капитала в перспективные предприятия. В результате значительно вырос объем венчурного финансирования.

Государство помогает инновационному бизнесу и косвенными методами, в частности через сферу образования, подготовку профессиональных кадров и формирование управленческих консультативных служб, путем увеличения мобильности рабочей силы, создания научно-технической инфраструктуры. В последние годы страны Западной Европы столкнулись с острой проблемой нехватки собственных кадров в области информационной технологии.

Так, в Германии университеты и политехникумы смогут подготовить к 2005 г. только 12 тыс. специалистов в данной области, в то время как потребность в них, по мнению немецких технологических компаний, составит сотни тысяч человек (чтобы “успеть” в информационное общество). В этой связи правительство предложило ослабить жесткое иммиграционное законодательство и разрешить выдать “вид на жительство” 20 тыс. специалистов из стран – не членов ЕС, а также иностранцам – выпускникам технических вузов 1 .

В Великобритании обсуждается вопрос об “управляемой” миграции, которая позволила бы привлекать ценных специалистов в сферы науки, новейшей технологии и предпринимательства.

Во второй половине 90-х годов правительства западноевропейских стран приняли программы стимулирования инновационной деятельности.

Во Франции в 1999 г. вступил в силу Закон об инновациях, предусматривающий комплекс мероприятий прямого и косвенного характера, прежде всего по линии формирования нового инновационного бизнеса. Намечено повышение мобильности научного персонала государственных исследовательских центров и предоставление им большей свободы в организации собственных компаний и оказании консультаций частным промышленным фирмам; усиление связей между университетами и промышленностью в целях развития малого инновационного бизнеса; изменение налогового режима для инновационных компаний и упрощение процедуры создания высокотехнологичного бизнеса.

Правительство выделило 100 млн франц. фр. на конкурс проектов по организации новых высокотехнологичных фирм, в результате которого было отобрано 244 проекта, в том числе 21% - в области здравоохранения и биотехнологии, 21 – машиностроения и материалов, 18 – мультимедиа, 17 – телекоммуникаций и электроники, 15 – программного обеспечения, 5 – агрокомплекса, 3% - энергетики и окружающей среды 2 .

В Великобритании повышение инновационной активности рассматривается как главный фактор обеспечения конкурентных позиций страны на мировых рынках. Министерство торговли и промышленности планирует увеличить к 2002 г. расходы по статье “поддержка инноваций и технологии” на 20%, при этом первостепенное значение придается развитию научно-технической инфраструктуры во всех отраслях хозяйства. Расходы по данной статье составляют 57% бюджета министерства на НИОКР. Остальная его часть предназначена на целевое развитие НИОКР в аэрокосмическом комплексе и энергетике, включая ядерную.

В 2000 г. самый большой объем средств по статье “поддержка инноваций и технологии” выделен на развитие инфраструктуры (32%), трансфер технологии (29), распространение лучшей практики (10%) 3 .

n Стимулирование инновационной деятельности выходит за национальные рамки и все в большей степени становится прерогативой ЕС. В 1996 г. Европейская комиссия одобрила План действий в области инноваций, в котором наряду с их финансированием (в основном путем мобилизации венчурного капитала на ранних стадиях проектов) намечены и направления косвенного содействия:

· • защита интеллектуальной собственности. Комиссия выработала рекомендации по повышению эффективности патентной системы, в частности в отношении авторских прав в информационных сетях и расширения патентной охраны в биотехнологии;

· • нормативная база и упрощение административных требований. Предлагается упростить процедуру создания и администрирования компаний. Кроме того, Комиссия разрабатывает новые организационные формы проведения совместных научных исследований, в частности статус Европейской компании и Европейских объединений по экономическим интересам (European Economic Interest – EEIGs).

· • образование и профессиональное обучение. Предусмотрены меры по расширению мобильности научных кадров и использованию информационной технологии;

· • ориентация программ научных исследований на инновации. В тематических программах пятой Рамочной программы ЕС в сфере НИОКР (1998 – 2000 гг.) приоритет отдан инновационной деятельности 4 .

План предусматривает реализацию намеченных мер как на наднациональном уровне под эгидой Европейской комиссии, так и на национальном. При этом странам ЕС предлагается осуществлять данные мероприятия в рамках существующих бюджетов на научно-техническую и инновационную политику, т.е. без привлечения дополнительных финансовых средств.

В 1998 г. Европейская комиссия инициировала программу по выявлению и распространению наиболее успешной инновационной практики в странах ЕС. Основное внимание уделяется вопросам финансирования нововведений, поддержки нового инновационного бизнеса, повышения эффективности стимулирования НИОКР, охраны интеллектуальной собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: