Введение. Наиболее общеупотребительных философских понятий и категорий

Философия

СЛОВАРЬ

наиболее общеупотребительных философских понятий и категорий

Составитель: Ю.В.Вострякова

Самара 2007

УДК Ю2

Философия: словарь наиболее общеупотребительных философских понятий и категорий. / составитель: Ю.В. Вострякова. – Самара: СамГУПС, 2007. - 44 с.

Утверждены на заседании кафедры 19 апреля 2007 г., протокол № 8.

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.

Словарь содержит формулировку основных понятий и категорий философии и краткие справки о философах, внесших наибольший вклад в развитие философской мысли.

Предназначен для студентов 2-го курса всех специальностей очной и заочной форм обучения для облегчения написания контрольных работ и подготовки к устному экзамену «Философия».

Составитель: Вострякова Юлия Викторовна, к. филос. н., доцент.

Рецензенты: д. филос. н., профессор СамГУПС Грибанов Н.И.

к. филос. н., доцент СамГУПС Пименова Е.Н.

Под редакцией заведующего кафедрой Н.И. Грибанова

Компьютерная верстка М.Г. Кутлеметова

Подписано в печать 02.07.2007. Формат 60х90 1/16.

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п. л. 2,75.

Тираж 200 экз. Заказ № 124.

© Самарский государственный университет путей сообщения, 2007

ВВЕДЕНИЕ

В современной системе образования большое значение придается самостоятельной, индивидуальной работе студентов. Самостоятельная работа студента с учебной и философской литературой неизбежно наталкивается на проблему философских понятий и категорий, правильное понимание которых является важной предпосылкой понимания материала вообще. Обращение к словарям и энциклопедиям помогает не всегда, а иногда даже усложняет дело, поскольку оно требует известной подготовленности изучающего. Все это убеждает в необходимости иметь более доступное как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы пособие, помогающее студентам ориентироваться с основных понятиях и категориях философского знания.

Кроме того, в современной модели образования все шире начинает использоваться система тестирования. Данные материалы помогут студенту подготовиться к тестированию, вспомнив наиболее общеупотребимые в философии понятия, категории и философские идеи.

В настоящем пособии основные понятия и категории философии предложены вниманию студентов в форме словаря. Само объясняемое понятие при этом выделяется полужирным шрифтом, а если в определении содержится другое философское понятие, определяемое в данном материале, то оно выделяется курсивом, что позволяет найти его без особого труда. Следует помнить, что наиболее фундаментальные философские категории (например, бытие) не могут быть строго определены одной фразой; они требуют определенным образом выстроенного рассуждения. В этих случаях настоящее пособие предлагает только некоторое предварительное прояснение сущности данной категории как основу для дальнейшего изучения.

В данном материале предлагаются также краткие сведения о ведущих философах и наиболее яркие их идеи.

А

АБЕЛЯР Пьер (1079—1142) — фр. философ и теолог. Один из основателей схоластического метода, сторонник диалектики, трактуемой им как исследование истины путем обсуждения различных, в т. ч. противоположных, суждений. В теологии Абеляр сделал попытку примирить веру и знание, частично разграничив их сферы. Трактовке бога у Абеляра присуща пантеистическая тенденция в сочетании с идеей необходимости, которой подчинена божественная деятельность, что противоречило господствовавшим в то время августинианским представлениям о произвольном характере божественного руководства миром. Родоначальник концептуализма.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА – категории диалектического идеализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым.

АБСОЛЮТНОЕ – предельно полное, совершенное, явление или предмет, не нуждающиеся в каких-либо основаниях или причинах для своего существования (противоположная категория – относительное)

АБСОЛЮТНОЕ ЗНАНИЕ – полное и совершенное знание о мире, когда не остается ничего непознанного и ничего неверно познанного; знание, которое не может быть опровергнуто при дальнейшем познании; теоретическое понятие, в котором сформулирован идеал познавательной деятельности.

АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное отвлечение от несущественных для целей исследования свойств и сторон предмета, выделение в изучаемом объекте отдельных, особенно интересующих исследователя черт.

АБСТРАКЦИЯ (от лат термина abstractio — отвлечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) — Результат абстрагирования, понятие абстракции используется и как синоним абстрагирования («процесс абстракции»). Одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними, и выделении, вычленении каких -либо значимых, сущностных свойств или отношений.

АВГУСТИН Блаженный Аврелий (354—430) — епископ, христианский богослов и философ-мистик, близкий к неоплатонизму, влиятельный представитель патристика. Вся его философия носит религиозный характер, подчиняясь принципу: “Без веры нет знания, нет истины. Верю, чтобы понимать”. Воззрения Августина — один из источников схоластики. В соч. “0 граде божием” Августин развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного предопределения (провиденциализм).

АВЕНАРИУС, Рихард (1843-1896) – один из главных представителей эмпириокритицизма.

АВЕРРОИЗМ — философско-теологическое направление в западно-европейской философии эпохи средневековья и Возрождения, исходившее из воззрений арабского философа Аверроэса (Ибн Рушда). Аверроисты отстаивали идеи вечности и несотворенности мира, причинной обусловленности всего сущего, отрицали божественное провидение, рассматривали бога как перводвигатель и первопричину мира, а божественную деятельность — как необходимую, а не свободно волевую. В психологии и гносеологии трактовали душу как форму тела, связывали деятельность души с чувственным познанием, утверждали единство и тождественность человеческого разума, отвергали одну из основополагающих христианских идей — идею индивидуального бессмертия души. Аверронсты были сторонниками теории двойственной истины.

АГНОСТИЦИЗМ (греч. а — отрицание и gnosis — знание) — учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Компромиссная позиция агностицизма ведет его представителей к идеализму. Возникнув в форме скептицизма в древнегреческой философии (Пиррон), А. получил классическое оформление в философии Юма и Канта. В современной западной философии представители неопозитивизма, экзистенциализма и др. течений пытаются доказать невозможность познания мира и человека. Их агностицизм вырастает из стремления жестко определить границы компетенции науки, рационального познания вообще в постижении законов природы общества. Главные формы проявления агностицизма – скептицизм и релятивизм

АДОРНО, Теодор (1903-1969) – один из главнейших представителей Франкфуртской школы неомарксизма.

АКСИОЛОГИЯ (греч axia - ценность и logos - учение, слово) — философское исследование природы ценностей. Аксиология возникла в западной философии в конце 19 -- начале 20 в. как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей “проблеме ценности”.

АКСИОМА – исходное общепризнанное положение, принимаемое без доказательства и лежащее в основании знания.

АКТ – ограниченный временем и имеющий качественную определенностьотдельный процесс.

АКТУАЛЬНОЕ – то же, что и действительное.

АЛЬ-КИНДИ (ок 800 — ок. 870) — арабский философ, астролог, математик и врач; получил почетное прозвище “философа арабов”. Аль-Кинди написал комментарии к сочинениям Аристотеля (“Органон” и др.) и ряд трудов по вопросам метафизики. В основу своего мировоззрения Аль -Кинди положил идею всеобщей причинной связи, в силу которой всякая вещь, если только она осмыслена до конца, позволяет как в зеркале познать в ней всю вселенную.

АНАКСИГОР ( ок.500-428 до н.э.) – древнегреческий философ-плюралист (см. плюрализм)

АНАКСИМАНДР из Милета (ок. 610 — ок. 540 до и. э.) — древнегреческий философ-материалист, стихийный диалектик, ученик Фалеса. Автор первого в Греции ранненаучного сочинения “О природе”, не дошедшего до нас. Анаксимандр ввел понятие первоначала всего сущего — “архе” (“начало”, “принцип”) и считал таким первоначалом апейрон. В апейроне возникает противоположность горячего и холодного; их борьба порождает космос; горячее проявляется как огонь, холодное превращается в небо и землю. Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения материи.

АНАКСИМЕН из Милета (ок. 588— ок. 525 до н. э.) — древнегреческий философ-материалист, стихийный диалектик, ученик Анаксимандра. По его учению, все сущее происходит из первоматерии — воздуха — и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь — превращается в огонь.

АНАЛИЗ (греч. analysis — разложение) —метод научного исследования, заключающийся в разложении целого на составные части, сложного – на простые элементы; анализ может быть мысленным (например, в философии) или реальным (например, в химии).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — направление современной западной философии, разновидность неопозитивизма; в центре внимания аналитической философии находится анализ языка, причем, в отличие от герменевтики, прежде всего его формальной структуры. Основатель – Витгенштейн.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ —в теории познания суждение, не дающее нового знания, а лишь раскрывающее знание уже имеющимся.

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (1033-1109) – один из крупнейшим представителей схоластики, сторонник реализма.

АНТАГОНИЗМ – непримиримое противоречие.

АНТИНОМИЯ – противоречие между положениями, каждое из которых одинаково обосновано.

АНТИТЕЗИС – положение, противоположное тезису.

АНТРОПОГЕНЕЗ (греч. anthropos— человек н genesis — происхождение) — процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

АНТРОПОЛОГИЗМ (греч. anthro-pos — человек и logos — учение, слово) — философские концепции, утверждающие взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам, рассматривающее проблему человека как единственную подлинную проблему философии. Подчеркивание единства человека и природы было направлено против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела. Антропологизм в материализме 17—18 вв., провозглашавшем несовместимость феодального строя и религии с подлинной природой человека. Ограниченность антропологизма — в абстрактном понимании человека, недооценке его сознания.

АНТРОПОЛОГИЯ – учение о природе человека; философская антропология – раздел философии, занимающийся проблемами человека, его существования, его места в мире, смысле жизни.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – исторический тип философии, ставящий в центр философствования человека.

АПОРИЯ (греч. aporia — безвыходное положение) — понятие, означающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему. Апория возникает на основании того, что в самом предмете или в понятии о нем заложено противоречие. Термин задан Зеноном, как неразрешимое противоречие между данными опыта и их мысленным анализом. Апории Зенона рассматривали противоречивость попыток помыслить движение.

АПОСТЕРИОРИ (лат. a posteriori — из последующего) — знание, полученное из опыта.

АПРИОРИ (лат. a priori—изначально) — термин, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ-материалист, энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм (“идей”). Основал в Афинах (335) собственную школу (Ликей). В философии Аристотель различал: 1) теоретическую часть — учение о бытии, его частях, причинах и началах, 2) практическую — о человеческой деятельности и 3) поэтическую — о творчестве. Предмет науки — общее, постигаемое умом. Но общее существует только в чувственно воспринимаемом единичном и познается через него: условие познания общего — индуктивное обобщение, а оно невозможно без чувственного восприятия. Аристотель признавал четыре причины существования любой вещи: 1) материю, или пассивную возможность становления, 2) форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность, 3) начало движения и 4) цель. Вся природа рассматривается у Аристотеля в виде последовательных переходов от “материи” к “форме” и обратно. Однако в материн Аристотель видел только пассивное начало, всю же активность приписывал форме, к которой сводил начало движения и цель. Конечным источником всякого движения у Аристотеля является бог —“неподвижный перводвигатель”.

АТОМИЗМ –учение о том, что вещи состоят из самостоятельных элеметов (атомов) и что все совершающееся основывается на движении этих элементов; часто упускается из виду существование предмета как целого.

АТРИБУТ (лат. attribuo — придаю, наделяю) — неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.

Б

БЕРГСОН, АНРИ (1859-1941) – один из крупнейших философов к. XIX –XX в., представитель «философии жизни». Центральное понятие идеализма Бергсона — “чистая”, т. е. нематериальная. “длительность” (отличаемая от “времени” как искаженного человеческим интеллектом представления о “длительности”) — первооснова всего сущего. Материя, время, движение — лишь различные формы проявления “длительности” в человеческом представлении и в рассудочных схемах науки. Познание “длительности” доступно лишь интуиции, понимаемой как непонятийное, непосредственное “узрение”, “постижение”, где “акт познания совпадает с актом, порождающим действительность”. Диалектике Бергсон противопоставляет свое учение о “творческой эволюции”.

БЕРДЯЕВ, Николай Александрович (1874-1948) – один из крупнейших русских философов, в 1922 г. выслан из России; развивал взгляды, близкие экзистенциализму. Философия Бердяева антропоцентрична — проблемы духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлении. По Бердяеву “личность вообще первичнее бытия”, бытие — воплощение причинности, необходимости. пассивности, дух — начало свободное, активное, творческое. Понятие объективного мира Бердяев заменяет термином “объективированный мир”, интерпретируя его как “объективацию реальности”. порожденную субъективным духом. Частично признавая социальную обусловленность бытия личности, он вместе с тем считает главным в человеке то, что определяется его внутренним миром, а не внешним окружением. Личность, по Бердяеву, прежде всего категория религиозного сознания, и поэтому проявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может быть понято лишь в ее отношении к богу. Философия истории Б. проникнута мотивами эсхатологии: рассматривая три типа времени (космическое, историческое и экзистенциальное).

БЕРКЛИ, Джорж (1685-1753) – представитель английского эмпиризма, который он развивал в духе субъективного идеализма, что неизбежно вытекало из сенсуализма.

БЕСКОНЕЧНОЕ И КОНЕЧНОЕ— категории, выражающие неразрывно связанные между собой противоположные стороны объективного мира. Бесконечное характеризует: 1) существование мира в пространстве, неограниченное многообразие пространственных структур материи, принципиальную незамкнутость всех материальных систем; 2) существование мира во времени, несотворимость и неуничтожимость материи, вечность ее бытия; 3) количественную неисчерпаемость материи вглубь, бесконечное многообразие ее свойств, взаимосвязей, форм бытия и тенденций развития; 4) качественную неоднородность строения материи, существование бесчисленного множества качественно различных уровней структурной организации материи, на каждом из которых материя обладает различными специфическими свойствами и подчиняется разным закономерностям.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. – понятие, используемое рядом психологических концепций (прежде всего, психоанализом) для обозначения сферы мотивации личности, ею не осознаваемых. В философии проблема бессознательного впервые затрагивается у Лейбница, Фихте, Шеллинга, Шопенгауэра, но подлинное развитие находит у Фрейда и Юнга. Ряд философских направлений (прежде всего феноменология) отрицают наличие бессознательного, указывая также на противоречивость этого понятия у сторонников психоанализа. Наиболее полное развитие данное представление о бессознательное получило во фрейдизме. Согласно этой концепции, психика образуется из трех “слоев”: бессознательное, подсознательное и сознание. Бессознательное — глубинный фундамент психики, определяющий всю сознательную жизнь человека и даже судьбы личностей и целых народов. Бессознательные влечения к наслаждению и смерти (инстинкт агрессии) — смысловое содержание всех эмоций и переживаний. Подсознательное (или предсознательное) — это особая пограничная область между сознанием и бессознательное. В эту область прорываются бессознательные влечения, и здесь же особая психическая “инстанция”, порожденная общественной жизнью человека, его “сверх-я” (или совесть), подвергает их строгой цензуре. Сознание — это поверхностное проявление психики на стыке с внешним миром, и зависит оно прежде всего от бессознательных сил. Б. как таинственная причина всех сознательных актов присутствует в концепциях Гербарта, Шопенгауэра и др. идеалистов.

БИОЛОГИЗМ – философское направление, стремящееся объяснить явления социальной действительности посредством законов биологии; разновидность редукционизма.

БОЭЦИЙ, Аниций (ок.480-524) -- философ, с одной стороны связанный с традицией поздней античности, с другой – предвосхитивший философские проблемы схоластики.

БУДДИЗМ — религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение “высшего просветления” — нирваны. Зародился в Индии в 6—5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического плана, в 3 в. до н. э. провозглашается официальной религией.

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871—1944) — рус. философ-идеалист, религиозный и общественный деятель, в 1922 г. выслан из России. Эволюционировал от неокантианства и “легального марксизма” к трансцендентальному идеализму и “философии всеединства”. Подобно Соловьеву, стремился создать универсальный синтез богословия, философии и науки. Под влиянием Флоренского увлекся проблемами софиологии. Центральное место в философии Булгакова заняли вопросы космологии, в т. ч. разработка таких категорий, как “мировая душа”, “софия” и др. Он пытался обосновать своего рода “софиологический монизм”, различая “софию божественную” (мир божественный) и “софию тварную”. (мир вещественный). Оба мира интерпретируются им как тождественные, едниосушие, благодаря тому, что софия, причастная к обоим мирам, является как бы посредником между ними. Теокосмические мотивы мировоззрения Б. оказались тесно связанными с традициями рус. космизма (Федоров, Флоренский и др.).

БЫТИЕ – основополагающее, предельно абстрактная категория философии, обозначающая в самых общих чертах существование, наличие, свойство предметов или явлений быть. Бытие рассматривается как предельное основание всего сущего. Понятие бытия в философию вводит Парменид.

БЭКОН Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, основатель эмпиризма и экспериментирующей науки нового времени. Автор знаменитого трактата “Новый Органон” (1620) (в отличие от “Органона” Аристотеля), в котором развил новое понимание задач науки и основы научной индукции. Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, Б. считал, что достичь этой цели может лишь наука, постигающая истинные причины явлений.

В

ВЕДЫ (санскр.— ведение, знание) — знания, изложенные в форме заклинания и связанные с антропоцентрической мифологией Древней Индии. Веды содержат в себе четыре главных священные книги древних индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа и Яджурведа. Были созданы в течение 12—7 вв. до н. э. Словом “Веды” обозначаются и относящиеся к названным книгам брахманы (книги, излагающие и толкующие ведийские обряды), араньяки (“Лесные книги”), где объясняется мистический смысл ведийских обрядов и раскрывается ведийская символика, и созданные позднее Упанишады.

ВЕРА — состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом др. чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.

ВЕРНАДСКИЙ, Владимир Иванович (1863-1945) – отечественный ученый и мыслитель, представитель русского космизма.

ВЕРИФИЦИРУЕМОСТИ ПРИНЦИП (лат. verificare—доказывать истину) — один из исходных принципов логического позитивизма, согласно которому истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными.

ВЕРОЯТНОЕ – то, что в большей или меньшей степени претендует на истинность, хотя и не имеет на это достаточных оснований.

ВЕРОЯТНОСТЬ – понятие, характеризующее меру возможности некоторого события при определенных условиях: вероятность можно определить также как меру необходимого в возможном.

ВЕЩЬ — часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование. Одна вещь от другой отличается своей качественной определенностью

ВЕЩЬ В СЕБЕ — философские термины, означающий вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания У Канта “вещь в себе” означает также сверхприродные, непознаваемые, недоступные опыту сущности: бог, свобода воли и т. д. Хайдеггер предостерегает от рассмотрения вещи в себе и явления как двух разных сущностей, предлагая видеть в них одну и ту же сущность, взятую с двух сторон – воспринимаемой и не воспринимаемой.

ВЕЩЬ ДЛЯ НАС -- философские термины, означающий вещи как они раскрываются человеком в процессе познания. Высказанное еще Локком, это положение подробно обосновано Кантом, утверждавшим, что мы имеем дело только с явлением, полностью оторванным от “вещи в себе”.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс взаимного влияния тел друг на друга путем переноса материи и движения, универсальная форма изменения состояний тел.

ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм (1848— 1915) — немецкий философ-идеалист, основатель т. наз. баденской школы неокантианства; работал в области истории философии, логики, этики и теории ценностей. Пытался обосновать коренное различие методов естественных и общественно-исторических наук.

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (1889-1951) —философ и логик, один из создателей аналитической философии. В ыдвинул концепцию “логически совершенного”, или “идеального”, языка, прообразом которого для него является язык математической логики

ВОЗМОЖНОСТЬ — категория, с помощью которой отображается развитие материального мира. Категория возможность фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Это то, что при определенных условиях может стать действительностью или при определенных предпосылках может мыслиться как действительность; возможность есть разновидность бытия в противоположности, в противоположность невозможности, которая есть небытие. В классической философии (Аристотель, Шопенгауэр и др.) возможность отождествляется с необходимостью, тогда как в современной (Хайдеггер, Ясперс) рассматривается как то, что, может быть, случится, а может быть, и нет.

ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694—1778)—фр. писатель, философ, историк, один из вождей фр. Просвещения, последователь сенсуализма Локка. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, “первого двигателя” (Деизм). Движение природы, по Вольтеру, происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а, скорее, свойственный самой природе принцип действия.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. volutas — воля) — философская, мировоззренческая позиция, суть которой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия.

ВОЛЯ — сознательный или бессознательный духовный акт, определяющий направленность человеческой деятельности.

ВОСПРИЯТИЕ — чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Субстратом восприятия являются ощущения, образующие непрерывный комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительными и осязательными восприятиями) или только во времени (когда восприятие образуется посредством изменения качества или интенсивности ощущений).

ВРЕМЯ — основная форма существования материи. Категория, отображающая длительность бытия и последовательность событий и изменений; выделяют внешнее (физическое, объективное) и внутреннее (психологическое, субъективное) время.

ВЫТЕСНЕНИЕ – одно из ключевых понятий психоанализа, которое описывает зацитный механизм психики, который состоит в изгнании из сознания неприемлемых для него переживаний и влечений; вытеснение – источник формирования бессознательного.

Г

ГАДАМЕР Хаис-Георг (р. 1900) — нем. философ, один из ведущих теоретиков философской герменевтики – теории понимания. В своем основном произведении “Истина и метод” (I960) сделал попытку обосновать “язык” как онтологическую базу герменевтики, а саму герменевтику не только как одну из философских дисциплин, но и как универсальную теорию (и своеобразную онтологию), выявляющую природу человеческого знания. Основные ее понятия — “горизонт”,“герменевтический круг” (в разных его вариантах), “традиция”, “авторитет”, “игра” и др.— концентрируются у него вокруг категории “понимание” (Verstehen), которая толкуется как объяснение идиографической сущности изреченного, а также как итог субъективно-личностного или же историко-культурного “вживания”. Гадамер отрицает объективность истины, а следовательно, ее универсальную значимость в области гуманитарных знаний. Истина прямо определяется позицией понимающего субъекта и целиком обусловлена им.

ГАРТМАН, Николай (1882-1950) – немецкий философ, основоположник т.н. «критической онтологии».

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий философ, объективный идеалист, представитель нем. классической философии. Его абсолютный идеализм, опирающийся на принцип тождества бытия и мышления (т. е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа), знаменовал собой высшую точку европейского рационализма. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Гегель (сжато изложенного в “Энциклопедии философских наук”, 1817) состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало — “абсолютная идея”, “мировой разум” или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании.

ГЕНЕЗИС – происхождение, возникновение; в более широком смысле – зарождение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, предмету, явлению.

ГЕРАКЛИТ (ок. 544—ок. 483 до н. э.) — древнегреческий философ-материалист и диалектик. По Гераклиту, первовещество природы— огонь, ибо он наиболее способен к изменению и подвижен. Из огня произошел мир в целом, отдельные веши и даже души. Второе первоначало – логос (разумное слово), находящееся в Космосу.

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneuo— разъясняю) — 1) изначально искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований; у Дильтея – методология гуманитарного знания вообще; в современной философии – учение о понимании. 2) направление философии 3-й половины 20 в., онтологизирующее понимание (см. Гадамер).

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis—основа, предположение) — система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным. Гипотезой также называют содержание этого вывода. Это хорошо обоснованное научное допущение или предположение, призванное объяснить данные опыта и требующие дальнейшей эмпирической проверки.

ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания.

ГОББС, Томас (1588-1679) – представитель эмпиризма, родоначальник договорной теории происхождения государства и конвенционализма в теории познания.

ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859—1938) — нем. философ-идеалист, основатель феноменологической школы (Феноменология). Истоки его философии— учения Платона, Лейбница, Декарта. Канта, Брентано. Задает метод “феноменологической редукции”, посредством которого наличное знание может быть освобождено от наслоений, привнесенных предшествующей культурой, традицией, личностными факторами, философскими интерпретациями. В итоге содержание знания сводилось Гуссерлем к “миру феноменов”, неразрывно связанному с сознанием субъекта и определяемому предметообразующими интенциональными актами сознания, т. е. его направленностью.

Д

ДАО — одна из важнейших категорий в китайской классической философии. Первоначально дао означало “путь”, “дорогу”. Впоследствии понятие “дао” было применено в философии для обозначения генетического первоначала мира, главной его закономерности, источника и главного принципа движения.

ДАОСИЗМ — учение о дао, или “пути” (вещей), возникло в Китае в 6—5 вв. до н. э. Основоположником даосизма считается Лаоцзы (6—5 вв. до н. э.) — древнекитайский философ,

ДВИЖЕНИЕ — важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение— это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний.

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio — выведение) — один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Под Д. в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких др. утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер, т.е выведение частного из общего, движение мысли от общего положения к его конкретному выражению.

ДЕИЗМ (лат. deus — бог) — учение, согласно которому Бог есть только первопричина мира и законов его движения; мир же после сотворения развивается согласно этим законам без вмешательства божьей воли.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ— то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. эта категория, с помощью которой отображается развитие материального мира. Категория действительность представляет любой объект (предмет, состояние, ситуацию), который уже существует в качестве реализации некоторой вероятности.

ДЕКАРТ Рене, (1596—1650) – родоначальник новоевропейского рационализма. Философия Декарта – дуализм. В зависимости от математических и физических исследований Декарта находится его учение о материи, или о телесной субстанции. Декарт отождествил материю с протяжением. Это означало, что всякая протяженность телесна и абсолютно пустого пространства не существует, а плотность и геометрические свойства составляют всю сущность телесности. В материалистическую физику Декарт вторгается, однако, дуализм: общая причина движения, по Декарту,— бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее количество движения и покоя. Так же дуалистично учение Декарта о человеке: в человеке, по Декарту, реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с водящей и мыслящей душой. Разнородны и тело и душа.

ДЕМОКРИТ (ок 460-ок 370 до н.э.) – древнегреческий философ, родоначальник атомизма.

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare—определять) — философская концепция по вопросу о месте и роли причинности. Детерминизмом называют учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений и отрицающее наличие свободы. Последовательный Д. утверждает объективный характер причинности.

ДЖЕЙМС, Уильям (1842-1910) американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма.

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, обществава, человека и мышления. В самом общем смысле – учение о единстве противоположностей и развитии через взаимодействие противоположностей.

ДИДРО Дени (1713—84) — фр. философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства. Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма. В механистическое материалистическое понимание природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы диалектики — идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм.

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (?-ок.320 до н.э.)знаменитый древнегреческий философ-киник.

ДИСКРЕТНОСТЬ – противоположность непрерывности.

ДИСКУРСИВНЫЙ (лат. discursus — рассуждение) — рассудочный, опосредствованный, логический, демонстративный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ – продолжение существования вещей во времени; вместе с тем, категория длительности и категория времени не совпадают.

ДОСТОВЕРНОСТЬ – убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение; достоверность может быть субъективной (в вере), объективной (в науке, тогда это есть доказанное научное знание), непосредственной (основанной на собственном переживании – интуитивная достоверность) или опосредованной (полученной при посредстве сообщения – историческая достоверность, или мышления – логическая достоверность).

ДУАЛИЗМ (лат. duo — два) — философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. Сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мысли, мировоззрений. Метафизический дуализм – признание сосуществования духа и материи как равноправных начал объективной действительности.

ДУХ – невещественное начало мира и человека; то, что лежит в основании творческой деятельности, объективируется в ее продуктах и может быть через них понято.

ДУША – внутренний мир человека, его сознание и сущность, индивидуальное воплощение духа, различают сознательную и бессознательную стороны души.

ДЬЮИ Джон (1859—1952)—амер. философ-идеалист, оказавший большое влияние на зап. философию, социологию, эстетику, педагогику США; основатель “чикагской школы” прагматизма.

Е

ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ЗАКОН — всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, “ядро” материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, “стороны” и т. п., которые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают.

ЕСТЕСТВЕННАЯ УСТАНОВКА – неявная (и неверная) предпосылка научной или философской теории, вытекающая из повседневного взгляда на мир; понятие естественной установки ввел Гуссерль.

З

ЗАКОН — внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Теоретически сформулированное положение, отображающее необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между предметами или явлениями.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – совокупность взглядов людей на окружающую действительность и самих себя, используемых в повседневной жизни; верная в целом точка зрения здравого смысла ограничивается поверхностным взглядом на суть явлений и не поднимается до научного и философского осмысления действительности.

ЗЕНОН КЕТИОНСКИЙ (ок. 333-262 до н.э.) – основоположник стоицизма.

ЗЕНОН Элейский (ок. 490—430 до н. э.) —древнегреческий философ, один из представителей Элейской школы (Элеаты.). Впервые использовал диалог как форму изложения философских проблем. Задал понятие апория.

ЗНАК — материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания, обозначения или представителя др. предмета, события, действия, субъективного образования и используемый для приобретения, хранения и передачи информации.

ЗНАНИЕ — продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Результат познания, обоснованный, проверенный и принятый субъектом, включенный им в систему представлений о мире.

И

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – общенаучный метод познания, заключающийся в том, что изучаемые свойства и признаки объекта или группы объектов доводятся до крайнего предела (например, абсолютно черное тело в физике). Идеализация применяется с целью более полного и глубокого проникновения в сущность изучаемых процессов или явлений.

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ – полученный в результате идеализации.

ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme, от греч. idea — вид, образ, понятие) — одно из гл. направлений в философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического.

ИДЕАЛЬНОЕ —субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека; специфическая форма бытия, не связанная с материей, т.е. нематериальное, невещественное, а потому недоступное чувственному познанию.

ИДЕНТИЧНОСТЬ – тождественность, одинаковость, полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.

ИДЕОЛОГИЯ – система идей, выражающая мировоззрение, идеалы той или иной социальной группы.

ИДЕЯ (греч. idea — буквально: “то, что видно”, образ) — философский термин, обозначающий “смысл”, “значение”, “сущность” и тесно связанный с категориями мышления и бытия. Нематериальная, невещественная сущность, образ вещи, совокупность и целостность качество вещи, отличающих ее от других вещей. Понятие идеи ввел в философию Платон.

ИЗМЕНЕНИЕ— наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в другое. Изменение включает в себя любые пространственные перемещения тел, внутренние превращения форм движения, все процессы развития, а также возникновение новых явлений в мире. Изменение охватывает как количественное увеличение или уменьшение характеристик тел, так и их качественные трансформации.

ИЛЬИН, Иван Александрович (1882-1954) – один из крупнейших русских философов, неогегельянец; выслан из России в 1922 г.

ИММАНЕНТНОЕ -- внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность). Термин “имманентное” по своему смысловому значению восходит к Аристотелю; в его буквальном значении впервые стал применяться в средневековой схоластике. Современное понимание имманентного было дано Кантом. Имманентное в отличие от трансцендентного обозначает пребывание чего-либо в самом себе.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ – позиция, отрицающая наличие в действительности объективных причинно-следственных связей, представление о которых считается искусственным порождением человеческого интеллекта. Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме — отрицание причинности вообще).

ИНДИВИД (лат. individuum — неделимый) — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В современной логике — объект вне или внутри сознания, обладающий теми или иными качествами и находящийся в отношениях с др. объектами, но не рассматриваемый со стороны этих качеств и отношений. 2. Единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного; 2) специфическое, неповторимое в человеческом индивиде.

ИНДИВИДУАЦИЯ – разделение всеобщего на индивиды, на особенное.

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio — наведение) — один из типов умозаключения и метод исследования. Вопросы теории И. встречаются уже в работах Аристотеля, но особенно большое внимание начинает уделяться ей с появлением эмпирического естествознания в 17—18 вв. Большой вклад в разработку вопросов И. вносят Ф. Бэкон, Галилей. Ньютон. Дж. Гершель и Дж. С. Милль. Выделение общего из частного, движение мысли от конкретного, единичного ко всеобщему и закономерному.

ИНТЕЛЛЕКТ – способность мыслить, совокупность умственных функций, которые превращают восприятие в знания, или критически пересматривают, или анализируют уже имеющееся знание.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (лат. intentio — стремление) — направленность (устремленность) сознания на предмет.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – работа мышления, которая состоит в расшифровке неявного смысла, стоящего за очевидным смыслом; неделение непонятного понятным смысловым содержанием. Также – совокупность смыслов, придаваемых вещи или идее. Один из основных методов герменевтики.

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ (лат. intelligibilis — рассудочный) — философский термин, означающий предмет или явление, постигаемое только разумом, или интеллектуальной интуицией. Термину “И.” противополагают термин “сенсибельный”, означающий предмет, постигаемый при помощи чувств.

ИНТУИТИВИЗМ – учение об интуиции как о главном источнике достоверного знания, разновидность иррационализма; в современной философии (Хайдеггер, Лосский) – учение о непосредственной данности («открытости») вещей сознанию.

ИНТУИЦИЯ (лат. intueri — пристально смотреть) — способность сознания к непосредственному постижения истины и созерцанию, пониманию истины, не приобретенному эмпирически или путем размышления; непосредственное переживание действительности..

ИНФОРМАЦИЯ – совокупность передаваемых сведений и сообщений; объективная сторона знания, которая может быть передана (сообщена) от субъекта к субъекта при помощи материальных носителей.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationa-lis — неразумный). 1. Философские учения, настаивающие на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающие основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т. п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – недоступное разуму, бессознательное, явно не подчиняющееся законам логики.

ИСТИНА – высшая цель и ценность познавательной деятельности, состоящая в соответствии знания о действительности самой действительности; истина может быть относительной и абсолютной.

ИСТОРИЗМ – принцип, согласно которому все предметы или явления должны рассматриваться как результат развития с учетом предшествовавших состояний и связей.

ИСТОРИОСОФИЯ – философия истории.

ИСТОРИЯ – 1) прошлое человеческого общества; 2) науки, предметом которой выступает человеческое прошлое.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ —учение об обществе, материалистически решающее основной вопрос философии применительно к истории и исследующее на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей.

К

КАНОН – свод обязательных жестких правил, действующих в определенной области.

КАМЮ Альберт (1913—60)—французский писатель и философ, представитель атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии (1957). Воззрения К. формировались под влиянием Кьеркегора, Ницше, Гуссерля, Достоевского, а также немемецких философов-экзистенциалистов. Центральная тема философии Камю — вопрос о смысле человеческого существования, вопрос о том, “стоит ли” жизнь того, чтобы жить”.

КАНТ Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии; работы Канта закладывают основание всей позднейшей философии. Кант является родоначальником критического методы в философии (см. критицизм) и учения об активной роли сознания в процессе познания, которое трактуется Кантом как синтез чувственного и рационального. Исследования приводят Канта к агностицизму — к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, т. е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, по К., тем, что в нашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания – пространство и время.

КАРНАП, РУДОЛЬФ (1891-1970) – представитель логического позитивизма, одного из направлений неопозитивизма.

КАРТИНА МИРА – система знаний и представлений субъекта о мире всякая картина мира (обыденная, религиозная, научная, философская) обусловлена социокультурной принадлежностью субъекта.

КАССИРЕР, ЭТНСТ (1874-1945) – предствитель Марбургской школы неокантианства, занимался проблемами философии культуры.

КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФСКАЯ (греч. kategoria — высказывание, свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. Предельно общее, фундаментальное понятие, отображающее наиболее существенные связи и отношения действительности.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — философский термин, характеризующий нравственный закон в этике Канта. Императивом (лат. imperativus — повелительный) Кант называет предложение, имеющее форму повеления.

КАЧЕСТВО – сущностный, характерный признак предмета или явления, который отличает его от любого другого предмета или явления.

КОГЕРЕНЦИИ ТЕОРИЯ (лат. соhaerentia — внутренняя связь) — неопозитивистская теория истины, развита О. Нейратом и Карнапом в процессе их дискуссии (в рамках венского кружка) против Шлика. Теория когеренции фактически переходит на позиции открытого субъективизма. С этой точки зрения, истинность основана на согласованности предложений в определенной системе. Любое новое предложение истинно, если оно может быть введено в систему, не нарушая ее внутренней непротиворечивости. Быть истинным — значит быть элементом непротиворечивой системы. При этом система понимается как языковая структура, дедуктивно развитая из совокупности исходных аксиом.

КОЛИЧЕСТВО – выражаемая в числовом отношении характеристика предмета или явления; количественные характеристики предмета или явления могут меняться в известных пределах, не меняя сути данного предмета или явления.

КОММУНИКАЦИЯ – взаимосвязь, взаимодействие между субъектами, передача идеальных смыслов посредством материальных носителей (коммуникативных форм).

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (лат сопventio—договор, соглашение)— философская концепция, согласно которой все существующие ценности, значения, истины, научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения, договора (конвенции) между людьми, а не даны объективно. Впервые сформулирован Гоббсом.

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (лат. converge — приближаюсь, схожусь) — одна из концепций современной западной социологии и политологии, согласно которой экономические, политические и идеологические различия между капиталистической и социалистической мировыми системами постепенно сглаживаются так, что обе системы в перспективе имеют тенденцию к полному слиянию.

КОНЕЧНОСТЬ – ограниченность существования во времени и пространстве; конечность человеческого существования означает то, что человек смертен.

КОНСТИТУИРОВАНИЕ – составление, установление, определение состава, содержания чего-либо.

КОНТ, Огюст (1798—1857) — французский философ, основатель позитивизма, основатель социологии. Исходный тезис “позитивной философии” Конта — требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений.

КОНТИНУУМ – непрерывное множество предметов или явлений во времени и пространстве.

КОНФУЦИАНСТВО — одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. Основоположник конфуцианства — Конфуций (55)— 479 до н. э.), взгляды которого были изложены его последователями в книге “Лунь юй” (“Беседы и суждения”). Центральное место в учении Конфуция занимает концепция “жэнь” (“человеколюбие”), представляющая собой систему идей “чжун” (“преданность государю”), “и” (“верность долгу”), “сяо” (“сыновняя почтительность”), “куань” (“великодушие”), “ди” (“уважение к старшим”) и др. Согласно Конфуцию, судьба человека определяется “небом”, и то, что люди делятся на “благородных” и “низких”, не может быть изменено.

КОНЦЕПЦИЯ – целостный замысел, определенный способ понимания, трактовки чего-либо.

КОСМОЦЕНТРИЗМ – исторический тип философии, ставящий в центр философствования мир как целое, т.е. Космос.

КРЕАЦИОНИЗМ (лат. creatio— создание) — идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы Богом в едином творческом акте из ничего.

КРИТЕРИЙ – признак, на основании которого производится оценка, средство проверки; в гносеологии – признак истинности или ложности положения.

КРИТИКА – оценка, проверка, направленная на выявление истинности или ложности критикуемого.

КРИТИЦИЗМ – в теории познания метод установления возможности, происхождения, закономерности и границ человеческого познания.

КУЛЬТУРА – 1) совокупность продуктов духовной и материальной деятельности человека, а также сама эта деятельность. Культура характеризуется относительной устойчивостью форм своего проявления; 2) конкретно-исторический тип человеческого общества (напр., «русская культура», «античная культура» и др).

КУН Томас (р. 1922) — американский историк науки, один из представителей постпозитивизма, представитель «философии науки». В книге “Структура научных революций” разработал концепцию научных парадигм, нормальной науки и научных революций.

КЬЕРКЕГОР Серен (1813—55) — датский религиозный философ-иррационалист, предшественник экзистенциализма.

Л

ЛАМЕТРИ, Жюльен Офре де (1709-1751) – философ французского просвещения, представитель эмпиризма и механицизма.

ЛЕВИ-СТРОС Клод (р. 1908) — французский этнограф, антрополог и социолог, представитель структурализма. Изучая соотношение биологического (природного) и социального в поведении человека, Леви-Стросс признает главным наличие формальных структур во взаимоотношениях между людьми, влияние на поведение человека символических форм, традиций и ритуалов, принятие определенного языка как системы, моделирующей общественные институты. Важным моментом его структурной антропологии является толкование мифа как фундаментального содержания коллективного сознания, основы устойчивых социальных структур.

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646—1716) —немецкий математик и философ- рационалист, общественный деятель. Внес большой вклад в развитие математики (один из создателей дифференциального исчисления), физики (предвосхитил закон сохранения энергии); кроме того, он занимался геологией, биологией, историей, лингвистикой, был автором ряда технических изобретений.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (лат. lingua — язык) (известна также как “философия лингвистического анализа”, “философия обыденного языка”) — одно из основных направлений аналитической философии, получившее распространение в 40—50-е гг. 20 в., гл. обр. в Англии {Райл. Дж. Ос-тин, Дж. Уисдом и др.) и в США (М. Блэк, П. Малкольм и др.).

ЛИЧНОСТЬ — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Также – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного сообщества.

ЛОГИКА – наука о законах непротиворечивого мышления.

ЛОГОС (греч. logos — слово, мысль, разум, закон) — термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. Одно из основных понятий греческой философии. Как о законе и порядке о логосе говорит Гераклит.

ЛОКАЯТА — материалистическое учение Древней Индии. Самые ранние сведения о локаяте содержатся в буддийских канонических текстах Ведах и в древнеиндийском эпосе. По традиции возникновение локаяты связывают с мифическим мудрецом Брихаспати. Отдельные атеистические и антиведийские выпады приписываются легендарному Чарваке. Поэтому в ряде древних текстов этот материализм называется чарвака. В основе учения локаята о бытии лежит представление о том, что все предметы вселенной состоят из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха (в некоторых текстах к ним прибавляется пятый элемент—эфир). Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств также возникают в результате сочетания элементов; после смерти живого существа это сочетание распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей разновидности неживой природы.

ЛОКК, ДЖОН (1632—1704) — английский философ-материалист, представитель эмпиризма и сенсуализма. Решительно отвергнув учения Декарта о врожденных идеях, Локк единственным источником всех идей объявляет опыт. Идеи, по Локку, возникают или вследствие действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), или вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии).

ЛОСЕВ, Алексей Федорович (1893-1988) – один из крупнейших русских философов XX в.

ЛОССКИЙ, Николай Онуфриевич (1870-1965) – крупный русский философ, представитель интуитивизма; в 1922 г. выслан из России.

М

МАКИАВЕЛЛИ Никколо ди Бернардо (1469—1527)—итальянский мыслитель, идеолог зарождающейся буржуазии. Общество, учил Макиавелли, развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе развития истории лежат “материальный интерес” и сила. Макиавелли отмечал противоположность интересов народных масс и правящих классов, выступал за создание сильного национального государства, свободного от феодальных междоусобиц, способного подавлять народные волнения. В политической борьбе считал допустимым во имя великих целей пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть.

МАРКС Карл (1818—1883)—немецкий философ, основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии,

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный) — одно из главных философских направлений; признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности и всего сущего, в т.ч. идеального. Материализм противоположен идеализму.

МАТЕРИЯ — объективная реальность, данная в ощущения и существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. В истории философии выделяются следующие концепции материи: вещественная, энергетическая и информационная.

МАХ, Эрнст (1838-1916) – один из основоположников эмпириокритицизма.

МЕНТАЛИТЕТ (МЕНТАЛЬНОСТЬ) – образ мышления, общая духовная настроенность человека или человеческого сообщества.

МЕТАФИЗИКА -- 1. Термин “метафизика” возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. В средневековой философии метафизика служила теологии как ее философское обоснование. В новое время возникает понимание метафизика как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают веши и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. 2) Учение о сверхчувственном бытии, о том, что выходит за пределы эмпирической действительности.

МЕТОД (греч. methodos—буквально “путь к чему-либо”) — в самом общем значении — способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, определенным образом упорядоченная деятельность.

МЕТОДОЛОГИЯ — 1) учение о методах наук, совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.

МЕХАНИЗМ – форма организации системы, в основе которой лежать законы механического движения.

МЕХАНИЦИЗМ – миропонимание, а также соответствующий ему метод познания, согласно которому мир объясняется через законы механического движения; разновидность редукционизма.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (ионийская) — древнейшая материалистическая философская школа в Греции; первые ее представители относятся к 6 в. до н. э. – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

МИР – все сущее, действительность.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ— система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Выделяют следующие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное, философское.

МИРОВОСПРИЯТИЕ – составная часть мировоззрения – опыт формирования образов мира.

МИРООЩУЩЕНИЕ, МИРОЧУВСТВОВАНИЕ – эмоционально-психическая сторона мировоззрения.

МИРОПОНИМАНИЕ – интеллектуально-познавательная сторона мировоззрения.

МИФ – символическое выражение действительности; реальность, которой живут люди, с элементами вымысла.

МОДЕЛИРОВАНИЕ (фр. modele — образец, прообраз) — метод исследования объектов познания на их моделях, воспроизводящих или представляющих эти объекты; в основе метода лежит идея подобия; модели бывают мысленные, материальные, математические. Следует помнить, что всякое научное познание имеет дело как минимум с мысленной моделью объекта – абстрактной или идеализированной.

МОДУС – признак предмета или явления, который может меняться в определенных пределах, не меняя самого предмета или явления.

МОНАДА (греч. monas — единица) — философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия. Термин задан Лейбницем. Он считает монаду простой, замкнутой, активной, т. е. изменяющейся, духовной субстанцией. Монады, наделенные способностью отчетливого восприятия, называются душами. Разумная же душа человека, по Лейбницу,— монада-дух.

МОНИЗМ (греч. monos — один, единственный) — философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало.

МОНТЕНЬ Мишель де (1533—1592) — французский философ эпохи Возрождения. Исходный пункт учения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: