Содержание
Введение | |
Глава 1. Психолого-лингвистические основы развития речевой деятельности младших школьников | |
1.1.Речевая деятельность как основа развития речи учащихся | |
Особенности письменной речи у младших школьников | |
Выразительность речи и её влияние на развитие языкового чувства | |
Выводы по главе 1 | |
Глава 2. Теоретические основы влияния синонимов на выразительность письменной речи | |
2.1.Синонимы в русском языке и их типы | |
2.2.Работа с синонимами в практике обучения русскому языку | |
2.3.Анализ программ и учебников по русскому языку для 1-4 классов | |
2.4.Работа по осознанию явлений синонимии при изучении некоторых тем | |
Выводы по главе 2 | |
Глава 3. Экспериментальное изучение воздействия синонимов на выразительность письменной речи учащихся 4-го класса | |
3.1.Определение степени владения синонимической лексикой (констатирующий этап) | |
3.2.Работа над выразительной письменной речью на уроках русского язык | |
3.3.Проверка эффективности проведенной работы (контрольный этап) | |
Заключение | |
Литература | |
Приложение 1. Работы детей; иллюстрирующие уровень владения синонимией на контрольном этапе | |
Приложение 2. Конспекты уроков по русскому языку, включающих работу над синонимами | |
Приложение 3. Лексические задания учебников по русскому языку для начальных классов (Т.Г. Рамзаевой; Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной; Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой).ориентированные на работу с синонимами | |
Приложение 4. Раздаточный материал для работы по определению оттенков смысла | |
Приложение 5. Наглядный материал к игре "Раскрой цветок" | |
Приложение 6. Электронный носитель |
Цель работы: выявить особенности влияния синонимов на выразительность письменной речи младших школьников через создание специального комплекса заданий и упражнений, используемого на уровне русского языка и литературного чтения.
|
|
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме выразительности речи у младших школьников;
2. рассмотреть лингвистическую природу синонимии, классификациисинонимов;
3. проанализировать особенности развития выразительной письменной речи иособенности владения синонимами младшими школьниками;
4. разработать и апробировать комплекс упражнений, направленный на выработку
умений и навыков активного употребления слов-синонимов в речи учащихся начальных классов;
5. выявить эффективность влияния синонимов на выразительность письменной речи младших школьников.
|
|
Объект исследования процесс формирования выразительности письменной речи младших школьников.
Предмет исследования - комплекс заданий и упражнений, способствующих развитию выразительности речи через синонимию.
Гипотеза - если применить специально созданный комплекс заданий и упражнений с использованием синонимов, то выразительность речи младших школьников повысится.