Реформа 1987-1991 годов

Задуманная и начатая в конце 80-х годов реформа не состоялась, точнее, была прервана. Но была проделана значительная работа и накоплен опыт выработки концепции, планирования, подготовки реформы и даже осуществления практических мер на некоторых ее направлениях.

Новая военно-политическая концепция предполагала:

• прекращение ядерных испытаний;

• ликвидацию ядерного и космического оружия;

• недопущение гонки вооружений в космосе;

• сохранение Договора по ПРО;

• снижение общих военных потенциалов США и СССР, ОВД и НАТО до уровня разумной достаточности;

• роспуск военно-политических блоков и сокращение военных бюджетов.

В ходе военной реформы предусматривалось решить комплекс задач направленных:

• на ограничение бюджетных военных расходов, на оборонное строительства в целом, на военное производство;

• на приведение состава, оргштатной структуры и оснащения Вооруженных Сил в соответствие с принципом разумной достаточности;

• на решение задач обороны стороны, боевой готовности войск и сил флота, их боевой подготовки с акцентом на качественные параметры;

• на всестороннюю и глубокую демократизацию уклада воинской жизни, на радикальное изменение к лучшему положения всех категорий военнослужащих и их семей.

Что было сделано:

• сокращены военные расходы;

• изменена структура Вооруженных Сил;

• сокращен, омоложен и обновлен центральный аппарат Министерства Обороны и высший командный состав Вооруженных Сил;

• начато осуществление комплексной системы мер по повышению качества учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях;

• разработана программа решения жилищной проблемы;

• принят Закон о пенсиях военнослужащих;

• упразднены политические структуры в армии и на флоте.

Распад СССР не привел к развалу Вооруженных Сил. Их структурные элементы сохранились, перейдя под юрисдикцию образовавшихся суверенных государств.

Уроки реформы:

• в подтверждении исторически закономерной связи преобразований в военной сфере с переменами в обществе в целом;

• в диалектическом единстве общего (военной реформы) и частного (реформы Вооруженных Сил), в уязвимости сведения военной реформы только лишь к реформированию ВС;

• необходимость соизмеримости реформаторских действий с реальными возможностями страны;

• военная реформа, особенно крупномасштабная, комплексное - это не только безотлагательные военно-реформаторские шаги, но и видение перспектив глубинных перемен в ближайшем и отдаленном будущем. Поэтому концепция военной реформы должна предусматривать поэтапность преобразований. Причём реформирование не должно сопровождаться снижением боеспособности войск;

отношение к вопросу о субъекте реформы. Роль субъекта не может быть отдана только военному ведомству. Руководство реформой должно стать прерогативой представительной и исполнительной власти, которой органы военного ведомства подотчётны. Контроль и проверка исполнения с их стороны, максимально возможная гласность призваны благотворно повлиять на ход военных преобразований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: