Задуманная и начатая в конце 80-х годов реформа не состоялась, точнее, была прервана. Но была проделана значительная работа и накоплен опыт выработки концепции, планирования, подготовки реформы и даже осуществления практических мер на некоторых ее направлениях.
Новая военно-политическая концепция предполагала:
• прекращение ядерных испытаний;
• ликвидацию ядерного и космического оружия;
• недопущение гонки вооружений в космосе;
• сохранение Договора по ПРО;
• снижение общих военных потенциалов США и СССР, ОВД и НАТО до уровня разумной достаточности;
• роспуск военно-политических блоков и сокращение военных бюджетов.
В ходе военной реформы предусматривалось решить комплекс задач направленных:
• на ограничение бюджетных военных расходов, на оборонное строительства в целом, на военное производство;
• на приведение состава, оргштатной структуры и оснащения Вооруженных Сил в соответствие с принципом разумной достаточности;
• на решение задач обороны стороны, боевой готовности войск и сил флота, их боевой подготовки с акцентом на качественные параметры;
|
|
• на всестороннюю и глубокую демократизацию уклада воинской жизни, на радикальное изменение к лучшему положения всех категорий военнослужащих и их семей.
Что было сделано:
• сокращены военные расходы;
• изменена структура Вооруженных Сил;
• сокращен, омоложен и обновлен центральный аппарат Министерства Обороны и высший командный состав Вооруженных Сил;
• начато осуществление комплексной системы мер по повышению качества учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях;
• разработана программа решения жилищной проблемы;
• принят Закон о пенсиях военнослужащих;
• упразднены политические структуры в армии и на флоте.
Распад СССР не привел к развалу Вооруженных Сил. Их структурные элементы сохранились, перейдя под юрисдикцию образовавшихся суверенных государств.
Уроки реформы:
• в подтверждении исторически закономерной связи преобразований в военной сфере с переменами в обществе в целом;
• в диалектическом единстве общего (военной реформы) и частного (реформы Вооруженных Сил), в уязвимости сведения военной реформы только лишь к реформированию ВС;
• необходимость соизмеримости реформаторских действий с реальными возможностями страны;
• военная реформа, особенно крупномасштабная, комплексное - это не только безотлагательные военно-реформаторские шаги, но и видение перспектив глубинных перемен в ближайшем и отдаленном будущем. Поэтому концепция военной реформы должна предусматривать поэтапность преобразований. Причём реформирование не должно сопровождаться снижением боеспособности войск;
отношение к вопросу о субъекте реформы. Роль субъекта не может быть отдана только военному ведомству. Руководство реформой должно стать прерогативой представительной и исполнительной власти, которой органы военного ведомства подотчётны. Контроль и проверка исполнения с их стороны, максимально возможная гласность призваны благотворно повлиять на ход военных преобразований.