Классификация социальных групп

Социальные группы — это устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных между собой системой налаженных отношений, регулируемых общими интересами, ценностями и нормами.

Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.

Большие группы это общности людей, существующие в масштабах общества (страны) и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим группам могут относиться: этносы (нации), классы, религиозные конфессии, политические и общественные организации, возрастные группы и т.п.

Предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города) можно назвать средними социальными группами. Малые группы это небольшие общности, члены которых имеются непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения. Микрогруппы это группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.

Организованные группы это группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время. В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, существующими непродолжительное время.

Различают также формальные и неформальные группы. Первые имеет заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий.

Слаборазвитые группы это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Их часто называют диффузными. Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы отношений, сплоченности и т.д. Обычно их называют коллективами.

Референтные (эталонные) группы это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально состоят и трудятся. Реальные группы это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Условные группы это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т.д.

Первичные группы группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми. Вторичные группы это группы, состоящие из ряда первичных групп. В последних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми.

https://www.studfiles.ru/dir/cat8/subj73/file4119/view34101/page5.html

Группа — ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр. Самые распространенные классификации групп:

1) по размеру: группы большие, малые, микрогруппы (диады, триады);

2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);

3) по непосредственности взаимосвязей: группы реальные (контактные) и условные;

4) по уровню развития:

а) группы низкого уровня развития: ассоциации, корпорации, группы диффузные;

b) группы высокого уровня развития — коллективы;

5) по значимости: группы референтные и группы членства.

[ Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. ]

О природе человека мыслители разных народов рассуждали с древнейших времен. При этом явно или неявно подразумевалось, что отдельный человек - это скорее некая абстракция, ибо невозможно представить человека вне общества, вне общения с себе подобными. Недаром еще Аристотель, признавая природную сущность человеческих существ, определял человека как животное, однако животное общественное. Только принадлежность к кругу себе подобных, активная вовлеченность в этот круг выделяет двуногое животное из мира фауны, возвышает над природными инстинктами, превращает в человека. И на протяжении всей истории философской мысли, в русле которой развивались психологические воззрения, почти каждый мыслитель так или иначе отмечал это принципиальное положение. Сравним: «Тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне общества, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек...» ( Аристотель ); «Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником» (Фихте)...

Тем не менее на протяжении веков философские рассуждения о человеке были преимущественно обращены именно к этой абстракции - индивидуальности, отдельно взятому человеку. Группа людей представала лишь как некая арифметическая сумма индивидуальностей. Специфика ее влияния на конкретного человека, особенности внутригрупповых и межгрупповых отношений почти не привлекали внимание исследователей. Хотя историки социальной психологии ухитряются проследить истоки своей науки со времен античности, сделать это им намного труднее, чем историкам общей психологии. Ведь на так называемом донаучном этапе развития психологии, длившемся тысячелетия, предметом изысканий, а скорее - рассуждений, выступала либо (вначале) душа, субстанция сугубо индивидуальная, либо (позднее) - сознание, причем не общественное (об этом заговорили много позже), а личное.

Исследования малых групп (вопрос об их количественном содержании по сей день остается предметом острых дискуссий) начались лишь во второй четверти XX в., но довольно скоро приобрели широкий размах и составили основное содержание социально-психологических исследований на Западе. В самых ранних работах выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Акцент делался именно на факте простого присутствия других, а сама группа трактовалась прежде всего как этот факт присутствия: изучалось не взаимодействие (интеракция) людей в группе, а факт их одновременного действия рядом (коакция). Результаты исследования таких «коактных» групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида (даже если по условиям эксперимента снимался момент соперничества).

Эти результаты были интерпретированы как возникновение эффекта возрастания сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида оказывали влияние сам вид и «звучание» других людей, работающих рядом над той же самой задачей. Этот эффект получил в социальной психологии название социальной фацилитации. В ряде экспериментов было, правда, показано наличие в ряде случаев и противоположного эффекта - известного сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта ингибиции. Однако гораздо большее распространение приобрело изучение именно социальной фацилитации, и главным итогом первого этапа исследований малых групп было, по-видимому, открытие именно этого явления.

Второй этап развития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так в одном из исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа совершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость решения задач и т.п. При более детальном анализе, правда, было установлено, что результаты зависят также и от характера деятельности. Но в принципе на этом этапе исследования малых групп сделано важное открытие. А именно был установлен факт, что важным параметром групповой деятельности является взаимодействие (а не просто «соприсутствие») членов группы.

На третьем этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы как таковой: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе, сложились подходы к описанию общей деятельности группы. Совершенствовались и методы измерения различных групповых характеристик. Кроме того, обозначились специфические углы зрения на малую группу для социологии, социальной психологии и общей психологии. Эти три различные «перспективы» изучения малых групп схематично изображаются следующим образом: 1) когда группа исследуется как своеобразный медиум, внутри которого осуществляется поведение индивида («поведение индивида в обстановке группы»); это является содержанием общепсихологического подхода; 2) когда специально исследуются свойства групп и различные проявления этих свойств; это является преимущественным содержанием социологического подхода; 3) когда исследуется взаимодействие между группой как особой функциональной сущностью и индивидами как ее членами; это является преимущественно выражением социально-психологического подхода.

С точки зрения теоретических оснований в социальной психологии второй половины XX в. можно выделить три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах трех различных исследовательских подходов: 1) социометрическое; 2) социологическое; 3) школа «групповой динамики».

Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (которая для Морено означала своеобразное «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру, что, иными словами, означает - структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми.

Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктуры. Для него это несовпадение означает, что система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида к людям, часто не вмещается в рамки заданной индивиду макроструктуры: ближайшим окружением оказывается необязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей. Следовательно, задача состоит в перестраивании микроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с макроструктурой. Этой цели и служит социометрическая методика, выявляющая симпатии и антипатии, с тем чтобы узнать, какие же перемещения необходимо произвести. На основании применения этой методики (хотя и необязательно в рамках изложенной теоретической концепции) возникло целое направление исследований малых групп. Это направление стало довольно популярным, особенно в прикладных областях, но при этом чисто научная перспектива изучения малых групп попадала в довольно ограниченные рамки.

Весь блок исследований малых групп в рамках социометрического направления страдает существенной ограниченностью, выражающейся в том, что аспект деятельности малых групп в нем не просто не представлен, но умолчание о нем носит принципиальный характер. Так рождается представление о достаточности исследования в малых группах только пласта собственно эмоциональных отношений.

Социологическое направление в изучении малых групп связывают обычно с той традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо, получивших в научной литературе название Хоторнских экспериментов. Исследование Мэйо было сугубо прикладным и проводилось по заказу компании «Вестерн электрик» с целью повышения производительности труда сборщиц электротехнических реле. На разных этапах эксперимента (а он проводился несколько лет - с 1924 по 1936 год) вводились разнообразные нововведения, призванные повысить производительность. Требуемого результата удалось достичь, но, когда по условиям эксперимента все нововведения были отменены, производительность хотя и несколько снизилась, но осталась на уровне более высоком, чем первоначальный.

Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная. И он посчитал за такую переменную сам факт участия работниц в эксперименте: осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себе привело к большему «включению» в производственный процесс и дало рост производительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения. Теоретически Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабильности - потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Но вместе с тем второй линией интерпретации, возможно даже более интересной, явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной судьбе в ходе производственного процесса. Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и неформальной структуры в рабочих бригадах, но и о значении последней, в частности о возможности использовать ее как фактор воздействия на бригаду в интересах компании. Не случайно поэтому впоследствии именно на основании рекомендаций, полученных в Хоторнском эксперименте, возникла особая доктрина «человеческих отношений», превратившаяся в официальную программу управления производством и преподаваемая ныне в школах бизнеса.

Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление в исследовании малых групп и связана с именем К. Левина. Американский период деятельности Левина после эмиграции из Германии начался с создания в Массачусетском технологическом институте специального Центра по изучению групповой динамики (после смерти Левина в 1948 г. Центр был перенесен в Мичиганский университет, где и существует по сей день). Направление исследований в этом центре опиралось на ряд теоретических идей Левина. Идя от ортодоксальной гештальтпсихологии, Левин создал свою «теорию поля», которая и была положена в основу изучения малых групп. Центральная идея теории поля о том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, была развита применительно к науке о группах, которая должна была способствовать анализу этих сил, их локализации и измерению. Важнейшим методом анализа сил психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований и получила название «групповой динамики».

Основная проблематика исследований сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах.

Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности движут социальным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений. Этот перечень можно продолжать долго, поскольку практически весь набор проблем малой группы представлен в работах этого направления.

В советской науке на протяжении десятилетий проблемы психологии группы практически не разрабатывались, а западные исследования подвергались сильно идеологизированной критике за «психологизацию социальных явлений». Примерно с середины пятидесятых оформление советской социальной психологии в качестве относительно самостоятельной научной отрасли также сопровождалось обязательной критикой достижений западных коллег с параллельным противопоставлением идеалов социалистического коллективизма закономерностям функционирования малой группы. Как говорил непопулярный ныне классик, практика - критерий истины. Время показало цену социалистическому коллективизму и прочим иконкам тех лет. Впрочем, ученые степени, полученные на этой ниве, и ныне действительны, хотя их носители сегодня вовсю практикуют то, что вчера критиковали с пеной у рта.

Особая область психологии групп - сугубо прикладная, существующая преимущественно в рамках психотерапии. Ее истоки можно проследить, начиная с опытов Франца Месмера, которого иногда называют творцом теории и практики психотерапии, в том числе групповой. В дальнейшем многие выдающиеся врачи и ученые использовали различные психотерапевтические методы в группе больных, обосновывая целесообразность и эффективность такого подхода.

Первым, кто обратил внимание на терапевтические возможности применения группового взаимодействия, был американский врач Дж. Пратт, который в 1905 г. впервые организовал психотерапевтические группы для больных туберкулезом. Первоначально Пратт рассматривал группу как экономически более удобный способ информирования клиентов о здоровье и болезни, об образе жизни и отношениях, способствующих выздоровлению, и не вычленял ее собственно терапевтических возможностей. В дальнейшем он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, воздействие которой заключается в эффективном влиянии одного человека на другого, в возникающем в группе взаимном понимании и солидарности, способствующих преодолению пессимизма и ощущения изоляции.

Практически все психотерапевтические направления XX в. так или иначе использовали групповые формы и внесли определенный вклад в развитие групповой терапии. Особое место в этом ряду принадлежит психоаналитическому и гуманистическому направлениям.

Так, А. Адлер обратил внимание на значение социального окружения в проявлении нарушений у клиентов. Он считал, что группа представляет собой соответствующий контекст для выявления эмоциональных нарушений и их коррекции. Полагая, что источник конфликтов и трудностей клиента в неправильной системе ценностей и жизненных целей, он утверждал, что группа не только может формировать взгляды и суждения, но и помогает их модифицировать. Работая с группой пациентов, Адлер стремился добиться понимания клиентами генеза их нарушений, а также трансформировать их позиции.

Среди представителей гуманистического направления особое место занимает Карл Роджерс. Выделяя в качестве основных переменных психотерапевтического процесса эмпатию, безусловное положительное принятие и аутентичность, Роджерс придавал большое значение групповым формам, считая, что психотерапевт в них является моделью для участников, способствуя тем самым устранению тревоги и развитию самораскрытия. Роджерс считал, что огромный интерес к групповому движению, проявившийся с середины 50-х и особенно в 60-е гг., и его растущая популярность связаны с растущей дегуманизацией культуры, когда о человеке как о личности речь не идет - важно лишь его общественное и материальное положение. И с ростом благосостояния, позволяющим индивиду заняться своими психологическими проблемами. Существует психологический «голод» — по теплым, тесным и искренним взаимоотношениям, при которых можно выражать непосредственные переживания, не подавляя и не «обрабатывая» их; делиться радостями и печалями, пробовать новые формы поведения. Когда участников принимают такими, какие они есть, появляется возможность развития, личностного роста.

Как отмечают авторы «Психотерапевтической энциклопедии», «для тех, кто сам не участвовал в работе групп тренинга, волнения и споры, вызываемые групповым движением, могут показаться чем-то загадочным. Члены группы на вопрос о своих ощущениях отвечают примерно так: «Группа действительно дает результат, но какой - точно объяснить не могу. Каждый должен выяснить это для себя сам».

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

[ https://psychology.academic.ru/461/%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0 ]

104. Социометрическое направление Дж.Морено в изучении малых групп.

Американский психолог Д. Морено, рассматривая совокупность эмоциональных предпочтений членов группы, разработал теорию социометрии.

Социометрия — это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений.

Д. Морено полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Социометрическая структура группы — совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений.

Она определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса ее членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе.

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе.

Самыми высокостатусными являются социометрические звезды — члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов.

Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных. На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Далее идут отверженные — такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений.

На последней ступени социальных предпочтений пренебрегаемые, или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных. Социометрическая звезда, как правило, не является лидером, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами. Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно ее большинство. К. Левин доказал, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальный фактором, чем отсутствие всякого отношения.

Знание социометрического статуса не дает полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать, является ли выбор субъекта взаимным. Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы.

Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным является его положение в системе межличностных отношений. Если в группе мало взаимных выборов, то можно сделать вывод о неблагополучии ее интегральных психологических характеристик. https://studopedia.ru/view_socialpsihol.php?id=11


105. Школа групповой динамики К. Левина.

Школа «групповой динамики» связана с именем К. Левина. Американский период деятельности К. Левина после эмиграции из Германии начался с создания в Массачусетском технологическом институте специального центра изучения групповой динамики.

Направление исследований в этом центре опиралось на создание К. Левиным теории поля.

Ее главное положение — идея взаимодействия индивида и окружения (среды), где значение приобретает структура, в которой совершается поведение, ее К. Левин назвал полем. Она охватывает в нераздельности мотивационные устремления (намерения) индивида и существующие вне индивида субъекты его устремлений. Центральная идея теории поля состоит в том, что причины социального поведения следует искать через познание психологи-
ческих и социальных сил, его детерминирующих. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с определенными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп.

Вся совокупность этих исследований носила название групповой динамики.

Основная проблематика сводилась к следующему:

1) какова природа групп;

2) каковы условия их формирования;

3) какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами;

4) каковы условия их успешного функционирования.

Большое внимание было также уделено проблемам образования характеристик группы: нормам, сплоченности, соотношению индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерству в группах. Другая идея К. Левина — идея валентности. Этим понятием К. Левин объяснял направленность индивида в жизненном пространстве: позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в определенный район силового поля, негативная валентность — движение в противоположную от него сторону. Отвечая на главный вопрос, какие потребности двигают социальным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.

Практически весь набор проблем малой группы был представлен в работах этого направления. «Групповая динамика» оказала большое влияние на после-
дующее развитие социально-психологической мысли. В рамках этого направления были высказаны важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них, разработаны методики, сохраняющие свое значение до сих пор.

С другой стороны, теоретический контекст конструкции теории поля является в значительной мере устаревшим. В большей степени, чем в случае какой-либо другой области социальной психологии, отбрасывание теоретической концепции К. Левина сочетается с полным или почти полным принятием созданных им методик. Они работают и в других теоретических рамках. Не полностью решена еще задача выявления степени их допустимого принятия в русле новой теоретической схемы.

https://studopedHYPERLINK "https://studopedia.ru/view_socialpsihol.php?id=11"ia.ru/view_socialpsihol.php?id=11

1.Основные проблемы психологии труда; связь психологии труда с другими науками, изучающими труд, с психологическими дисциплинами. Методы исследования в психологии труда, их возможности.
2. Субъект труда и его исследование в психологии труда. Психологические признаки сознания субъекта труда.
3. Психологическое профессиоведение, его цели.
4. Концепции трудовой мотивации в управлении персоналом.
5. Проблемы социологии и социальной психологии в труде (психология инноваций, профессиональное общение, психология труда руководителя, психология совместной трудовой деятельности, авторитет и лидерство, социально-психологический климат в коллективе).
6. Теории трудовой мотивации и их значение в практике управления персоналом (Маслоу, Герцберг, Врум, Мак-Клелланд).
7. Развитие человека как субъекта труда. Психология труда и акмеология.
8. Концепция интегральной индивидуальности В. С. Мерлина и исследования индивидуального стиля трудовой деятельности.
9. Факторы и методы профессиональной успешности и профессиональной пригодности. Методы оценки профессиональной успешности и этапы разработки системы прогнозирования профпригодности. Психологические аспекты профотбора, профориентации, профконсультации.
10. Требования к методам психологического прогнозирования профпригодности (валидность, надежность). Абсолютная и относительная профпригодность.
11. Управление профессиональными конфликтами (функциональные и дис-функциональные конфликты на производстве; виды и типичные причины конфликтов; модель конфликта как процесса; способы управления конфликтами).
12. Методы диагностики функциональных состояний в труде. Субъектные и объектные способы оптимизации работоспособности (функциональных состояний) в труде.
13. Методы изучения несчастных случаев, аварий, происшествий в психологии труда и инженерной психологии.
14. Человеческий фактор в происшествиях, производственном травматизме. Теория К. Марбе о подверженности несчастным случаям.
15. Структура профессионала и профессионализма (по Е. А. Климову).
16. Профессиограмма и психограмма, модель деятельности специалиста и модель подготовки (профиль подготовки, профессиональная образовательная программа обучения).
17. Фазы развития человека как субъекта труда в онтогенезе и их общая характеристика.
18. Основные подходы и психологические теории, используемые в профконсультации.
19. Проблема переобучения и психологическое обеспечение инноваций в производственных организациях.
20. Производственная дисциплина и ответственность профессионала.
21. Место социальной психологии в системе научного знания. Эволюция взглядов на предмет социальной психологии.
22. Общая характеристика динамических процессов в группе.
23. Социальная установка и поведение (современные подходы).
24. Общая характеристика и области применения метода контент-анализа.
25. Социально-психологические проблемы конфликта: типы, структуры, функции, стратегии конфликтного взаимодействия.
26. Механизмы, стадии и институты социализации.
27. Теория деятельностного опосредования внутригрупповой активности и психологическая теория коллектива.
28. Невербальные средства коммуникации: методологические проблемы.
29. Классификация малых групп и основные направления их исследования.
30. Психология межгрупповых отношений; основные концепции и история исследования.
31. Методологические проблемы изучения психологии больших социальных групп.
32. Этапность развития малой группы и механизмы групповой динамики.
33. Связь типов конституции (телосложения) с особенностями психики. Учение Э. Кречмера о строении тела и характере. Взгляды У. Шелдона.
34. Психология народов и масс в концепции В. Вундта.
35. Особенности поведения индивида в толпе в концепции Г. Лебона.
36. Феномены управления групповым процессом (лидерство и руково-дство в малых группах).
37. Социально-психологическая характеристика малой группы: струк-турные характеристики, нормативное поведение, групповая сплоченность.
38. Революционность взглядов Морено в изучении малых групп и его отличие от фрейдизма.
39. Основные диагностические задачи психолога в организации. Этические принципы диагностической работы психолога в организации.
40. Инженерная психология: предмет изучения, направления развития, цели и задачи исследований.
41. Системы «человек-машина»: определение понятия, структура и основные подходы к классификации.
42. Понятие психологической совместимости, методы ее оценки и учета при организации работы операторов на транспорте.
43. Понятие профессиональной пригодности при решении задач обеспечения надежности и безопасности деятельности.
44. Новые технологии и виды консультирования (телефонное консультиро-вание, CMC-консультирование, Интернет-консультирование и т. д.).
45. Методы психологической помощи в экстремальных ситуациях.
46. Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями.
47. Профессиография, принципы и цели применения профессиографии.
48. Отличие понятий «профессиограмма» и «психограмма».
49. Типы профессий в соответствии с объектом труда, по признаку целей, по признаку основных средств труда, по условиям труда согласно Е. А. Климову.
50. Отличие понятий «личностное самоопределение» и «профессиональное самоопределение».
51. Сущность содержательно-процессуальной модели Н. С. Пряжникова.
52. Классическая концепция стресса Г. Селье. Общий адаптационный син-дром, основные закономерности проявлений и развития. Вклад естественнонаучной традиции в развитие психологических исследований стресса.
53. Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах формирования.
54. Профессиональный стресс, его причины и последствия.
55. Психологическое консультирование: цели, задачи, методы, виды.
56. Интерактивные формы преподавания в ВУЗе, их специфика.
57. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
58. Основные методы исследования психики.
59. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Свойства психического отражения.
60. Высшие психические функции (свойства, развитие в филогенезе и онто-генезе).
61. Представления о личности в отечественной психологии (человек, лич-ность, индивидуальность).
62. Деятельность как основная категория отечественной психологии, общая характеристика деятельности.
63. Понятие о потребностях и мотивах.
64. Общая характеристика познавательных процессов (виды, свойства, функции).
65. Проблема воли. Структура волевого действия.
66. Общие закономерности развития способностей. Задатки и способности.
67. Психологическая характеристика темперамента. Типологии темперамента. Теории темперамента.
68. Структура характера. Формирование характера. Типология характе-ра.
69. Организация и проведение экспериментального исследования.
70. Основные виды эксперимента. Сравнительный анализ.
71. История становления и развития экспериментальной психологии.
72. Социально-психологические аспекты командообразования.
73. Личность как субъект организационного поведения. Установки лич-ности, их влияние на социально психологический климат организации.
74. Мотивация личности — как основа формирования организационного поведения.
75. Стиль управления и его влияние на поведение личности.
76. Типы поведения человека в организации.
77. Сущность, функции и виды конфликтов в организации.
78. Основные модели поведения личности в конфликте. Основные типы конфликтных личностей.
79. Прогнозирование конфликтов. Признаки назревающих конфликтов.
80. Психофизиологическое состояние работника железнодорожного движения.
81. Социальная и психофизиологическая адаптация студентов.
82. Психофизиологические особенности умственного труда.
83. Психофизиологические аспекты профессиональной адаптации человека к трудовой деятельности.
84. Функциональное состояние человека в процессе трудовой деятельности. Виды функциональных состояний. Методы диагностики функциональных состояний в трудовой деятельности человека.
85. Понятие работоспособности человека, фазы работоспособности.
86. Монотонный труд, его характеристики. Психологические и психофизиологические способы преодоления монотонии в труде.
87. Показатели оценки трудовой деятельности человека. Напряженность и тяжесть труда.
88. Психофизиологическая природа утомления. Теории утомления. Виды утомления, функции.
89. Феномен экстремальности. Понятие экстремальной ситуации. Классификация экстремальных ситуаций.
90. Экстренная психологическая помощь: принципы, виды, методы.
91. Типология экстремальных видов деятельности. Психологические аспекты экстремальной среды жизнедеятельности профессионала.
92. Травматический стресс как особая отрасль изучения психологии: теория, исследования, методы, измерительные процедуры.
93. Понятие посттравматического стрессового расстройства: диагностиче-ские критерии и динамика.
94. Травмотерапия как форма психологической помощи: цели, задачи, принципы.
95. Теоретические подходы к исследованию горя (3. Фрейд; Э. Линдеманн; Д. Боулби).
96. Феномен переживания горя. Психологическая помощь при потере близкого человека.
97. Основные теоретико-методологические подходы к изучению суицидального поведения.
98. Понятие вторичной травмы. Психологическая помощь специалистам помогающих профессий.
99. Виктимология насилия. Методы психологической помощи пострадавшим от насилия.
100. Этапы становления социальной психологии как науки.
101. Общение и взаимодействие в системе социально психологического знания.
102. Фрейдистская трактовка поведения человека в макрогруппах.
103. Микрогруппы в системе социально психологического знания. Основные направления в изучении микрогрупп.
104. Социометрическое направление Дж. Морено в изучении малых групп.
105. Школа групповой динамики К. Левина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: