Вопросы к экзамену по психологии И-28 (2014)
Понятие о личности. Идеалы и убеждения.
Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо и имеющий достаточный уровень социальной зрелости
Человек - это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. В качестве высокоорганизованного животного человеку присуща определенная телесная организация — прямохождение, развитие рук как средства дознания и преобразования мира, высокоразвитый мозг.
Личность как неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей.
Устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости Психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.
|
|
Единство личности как тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, па изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).
Личность — очень сложное целое. Но в
активность личности.
этом сложном целом можно выделить три основные стороны, или, как говорят психологи, три блока. Первый блок — направленность личности, система ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются Мотивы поведения личности (мотивами называют причины, побуждающие личность к тому или иному поведению, к той или иной деятельности), в частности потребности, чувства, интересы. Второй блок — это возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности (в частности, способности). Третий блок — стиль, психологические особенности поведения личности (темперамент и характер). Иными словами, личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе.
Воспитание внимания школьников.
У школьников – ведущее внимание непроизвольное
Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
|
|
Внимание:
Внутреннее – внимание направлено на собственные мысли, чувства и переживания.
Внешнее - внимание направленное на окружающие нас предметы и явления.
Устойчивость внимания - долгое поддержание внимания.
Обучение в школе - сильнейший стимул развития внимания.
Если у человека сформировалась привычка быть всегда внимательным, то внимание становится закрепленной, постоянной особенностью которая наз. Внимательностью.
Сосредоточенность – напряженное, сконцентрированное, отвлечение от посторонних раздражителей наз. Сосредоточенностью.
В школе внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы, от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно, но обязательно для него как ученика. Учебная деятельность требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, слушать, и он заставляет себя выполнять требуемое. На этой основе происходит постепенный переход от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного и устойчивого внимания. Умение управлять своим вниманием нарастает с каждым годом.
Типы внимательности школьников
1.Действительная внимательность- готовность к учебной деятельности, в начале урока умственная активность, вопросы к учителю, поправки дополнения, к ответам учеников, деловая рабочая поза, сосредоточенность.
2.Кажущая невнимательность - внешние признаки внимания выражено слабо, дети пассивны и вялы, не поднимают руки, на самом дела они работают, сосредоточенны на учебных заданиях. Если учитель спрашивает, с готовностью отвечают.(меланхолики, флегматики)
3.Действительная невнимательность – отсутствие предварительной готовности и работе на уроке, постоянно отвлекаются от основной работы. Главный показатель – слабая продуктивность(большое количество ошибок)
4.Кажущая внимательность- несоответствие внешней формы внимания рабочему состоянию ученика.
.