Во II в. до н. э.-II в. н. э. оформилась правовая система, ставшая классической основой для современных правовых положений — так называемое римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения.
1. Усыновление: усыновление как таковое могло совершаться в двух видах, в зависимости от его целей. В случае, если целью было получение наследника при отсутствии детей, то в древности усыновление совершалось на народных собраниях в присутствии особого должностного лица (понтифика), усыновителя и усыновляемого. По расследовании обстоятельств усыновления и при удостоверении в согласии обоих заинтересованных лиц, понтифик предлагал собранию подтвердить усыновление.
Таким образом, усыновление совершалось в виде общественного узаконения. Однако в связи с тем, что усыновляемый располагал правами наследства, должны были быть выполнены некоторые условия. Во-первых, могли быть усыновлены только те лица, которые имели право участвовать в народных собраниях; во-вторых, не подлежали усыновлению женщины и несовершеннолетние. Кроме того, усыновителем мог стать только свободный гражданин — мужчина. Впоследствии усыновление стало совершаться «по рескрипту императора», который мог позволить усыновлять и несовершеннолетних.
Более сложная форма усыновления использовалась для привлечения дополнительной рабочей силы в семью. В этом случае совершалась троекратная фиктивная продажа члена семьи «в рабство». Вначале отец усыновляемого продавал его какому-нибудь постороннему доверенному человеку, а тот тотчас отпускал сына на волю. Затем следовали вторая продажа и повторное освобождение на волю. Наконец, осуществлялась третья продажа, после которой сын уже был формально свободен от уз, связывавших его со своей семьей, но третьего отпуска на волю не производилось, и сын пока считался собственностью доверенного лица. В данном случае, возможно было усыновление и женщин, и несовершеннолетних.
2. Опека и попечительство: во всяком обществе могут оказаться лица, имеющие права («правоспособные»), но не обладающие достаточной степенью разумения и зрелостью воли для самостоятельного управления своими делами («недееспособные»). К последним по римскому праву относились несовершеннолетние и безумные; таковыми же являлись женщины и расточители.
Если все эти лица находились под чьей-либо семейной властью, то особого вопроса об их охране не возникало. Во-первых, согласно римскому праву, никакого своего имущества они не имели, во-вторых, они находили «естественную» охрану в лице главы семейства. Иное дело, если они таковой естественной семейной охраны не имели. Тогда для права возникал вопрос об организации для них искусственной защиты. Именно этой цели и служил оформленный в римском праве институт опеки и попечительства. На протяжении истории Древнего Рима данный институт постепенно видоизменялся и усложнялся.
Так, в древнейшее время опека над недееспособными лицами составляла дело родственников, причем тогда в институте опеки на первом плане стоял вопрос не о заботе над подопечным, а о заботе об его имуществе в интересах его ближайших наследников. Естественным опекуном становился ближайший наследник. Однако постепенно элементы обязанности, заботы все более и более выступали на первый план, и положение опекуна коренным образом менялось. Таким образом, видоизменялась и основная цель опеки: не охранение своих возможных в будущем прав на наследование, а забота о чужих правах.
Именно поэтому уже к началу новой эры в римском праве опека обозначалась как «общественная повинность». В начале II в. до н. э. данная ситуация коренным образом изменилась, а в указанных случаях опекуны назначались магистратами при участии народных трибунов. Таким образом, опекунами могли уже становиться лица, назначенные государством и не имевшие никаких родственных связей с опекаемым. Вместе с тем постепенно усиливался и контроль государства над деятельностью опекунов. Во многих случаях они должны были испрашивать разрешения на те или иные действия в отношении опекаемых у местных властей. Если раньше опекунство составляло право, от которого каждый мог свободно отказаться и которое можно было свободно «переуступить», то теперь оно стало обязанностью, освобождения от которой можно было просить только при наличии уважительных причин.
Если недееспособность являлась полной (малолетний, безумный), тогда опекун или попечитель имел право заменить подопечного и самостоятельно вести его дела. Если же недееспособность являлась лишь частичной (несовершеннолетний, расточитель), тогда роль опекуна сводилась к подкреплению действий опекаемого в совершении отдельных имущественных актов.
В случае, когда опекуну приходилось полностью заменять опекаемого, возникала опасность бесконтрольности действий первого. Так же первоначально опекун не был ничем ограничен в своей деятельности: он мог заключать всякие сделки, мог продавать вещи опекаемого, закладывать его имущество и т. п. Такие права создавали базу для злоупотреблений и расхищения имущества опекаемого недобросовестным опекуном.
Средств для защиты интересов опекаемого было лишь два: возбуждение кем-либо уголовного преследования против подозрительного опекуна, которое могло привести к его отстранению, и возбуждение иска по окончании опеки, однако, если опекун к тому времени умирал, то иск не мог быть предъявлен против его наследников. Эти средства с течением времени были признаны недостаточными, и уже во II-I вв. до н. э. появилась возможность предъявления бывшим опекаемым новых исков в отношении опекуна или попечителя. Во-первых, по окончании опеки опекаемый мог потребовать отчета от опекуна и возмещения возможных убытков не только от него самого, но и от его наследников. Во-вторых, по окончании опеки опекун мог потребовать от бывшего опекаемого уплаты понесенных им расходов, но вознаграждения непосредственно за ведение опеки римское право не предусматривало. В результате роль опекуна постепенно свелась к роли простого хранителя имущества.
В зависимости от объекта опеки выделялись и ее различные формы:
1. Попечение о несовершеннолетних: человек по римскому праву являлся правоспособным уже с момента своего рождения, он мог тотчас же оказаться обладателем огромного состояния и участником сложнейших юридических отношений. Однако было очевидным, что признать за ним тотчас же дееспособность нельзя. Вследствие этого наступление дееспособности человека откладывалось до достижения им известной степени физической и психической зрелости. Вопрос возникал лишь о том, какими признаками следовало определять наступление этой зрелости, достижение совершеннолетия.
Установления определенного возраста римское право не знало; решающим признаком становилось достижение физической, половой зрелости — возраста, когда мальчик превращался в мужчину. Момент этот для всех людей неодинаков, вследствие чего его определение для каждого отдельного лица составляло обыкновенно дело его же семьи, и признание совершеннолетним выражалось в каких-либо внешних признаках (например, в смене детской одежды на взрослую и т. п.).
Однако между только родившимся ребенком и юношей, достигшим совершеннолетия (далее 14 лет) римское право различало среди несовершеннолетних две основные группы. Дети до 7 лет никакого участия в гражданском обороте не принимали. Именно поэтому опекун имел право всецело заменить опекаемых, ведя дела от их имени. Дети от 7 до 14 лет, за которыми уже признавалась определенная способность разумения, сделки чистого приобретения (например, принятие подарка) могли совершать без согласия опекуна; во всех же остальных случаях они действовали при участии опекуна и с его согласия.
По достижении 14 лет человек признавался совершеннолетним, а потому мог вести дела самостоятельно.
2. Опека над женщинами: женщина в римском праве считалась недееспособной даже тогда, когда она не находилась ни под властью отца, ни под властью мужа. Причиной тому являлся древний порядок, по которому обладание правом предполагало способность субъекта владеть оружием.
Женщина вследствие отсутствия такой способности всю свою жизнь должна была находиться под опекой своего отца или мужа. Однако постепенно характер опеки видоизменялся. Уже ко II в. до н. э. женщина самостоятельно ведет свои дела и лишь в редких случаях требуется согласие опекуна, которое не имело решающего значения. Однако и в таком виде опека над женщинами вскоре начала казаться стеснительной. В результате возможности установления опеки над женщинами были устранены.
В то же время уничтожение опеки над женщинами отнюдь не означало полного уравнения в правах с мужчинами. Целый ряд юридических функций оставался для женщин недоступен. Во-первых, женщины не имели права занимать никаких государственных должностей; во-вторых, не могли выступать за других в суде; в-третьих, не могли быть назначены опекунами.
С другой стороны, римские свободные женщины имели и некоторые привилегии. Например, в целом ряде случаев женщины могли сослаться на незнание закона (вместе с крестьянами, несовершеннолетними и солдатами). Недействительным также признавалось принятие женщинами ответственности за чей-либо долг.
3. Попечительство над безумными: попечительство и здесь становилось делом ближайшего родственника и наследника, причем оно давало полную власть над личностью и имуществом опекаемого. Сами безумные признавались пожизненно лишенными дееспособности, вследствие чего опекун полностью заменял опекаемого. Назначению попечителя предшествовало расследование психического состояния больного со стороны магистратуры, от которой и зависело установление опеки. В случае если к помешанным изредка возвращалось сознание, то тогда они признавались временно дееспособными.
4. Попечительство над расточителями: была предусмотрена возможность расследования со стороны магистрата наличия расточительности того или иного лица. Расследование производилось по заявлению ближайших родственников. В случае, если обнаруживалось наличие расточительной наклонности, тогда магистрат налагал на расточителя запреет.
Первоначально запрещение касалось лишь имущества, полученного по наследству, того самого, которое должно было перейти к детям расточителя. Но с течением времени запрещение было распространено на всякое имущество вообще. Расточитель же ограничивался в своей дееспособности, и его деятельность ставилась под надзор попечителя. Сам расточитель имел право заключать сделки чистого приобретения, для всех же остальных требовалось согласие попечителя. Длительность опеки в данном случае зависела как от характера опекаемого, так и от отношения к нему его родственников.
Кроме названных выше форм опеки и попечительства в Римском праве были и менее распространенные формы: попечительство над несостоятельным должником; попечительство над наследством, пока оно не будет принято наследниками; попечительство для охранения интересов еще нерожденного ребенка. Особого интереса заслуживает последняя из названных форм опеки: если умирал или погибал муж, а зачатый им ребенок должен был вскоре родиться, то для охраны имущества умершего назначался опекун. Далее же все зависело от игры природы: если рождался мальчик, то по закону имущество переходило к нему, а опекун исполнял свои обязанности до совершеннолетия наследника, если же рождалась девочка, то имущество переходило вдове, а функции опекуна прекращались.
Таким образом, в Риме формируется система государственной и общественной помощи нуждающимся. Для империи характерно юридическое становление системы попечительства и опеки.